Финансово-кредитный словарь


Поиск по алфавиту

Результат поиска по запросу:

Финансы

"Финансы и статистика"

- федеральное государственное унитарное предприятие Издательство «Финансы и статистика» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Образовано в 1981 на базе объединения издательств «Финансы» и «Статистика». Издательство «Финансы» основано в 1924 в составе Наркомфина СССР под названием Финансовое издательство, в 1928 преобразовано в Государственное финансовое издательство СССР (Госфиниздат), в 1964 - в издательство «Финансы». Издательство «Статистика» ведет начало от основанного в 1925 Оргстроя при НК РКИ СССР. С 1931 - Союзоргучет при Госплане СССР, с 1939 - Бланкоиздательство Госплана СССР, с 1948 - Госстатиздат ЦСУ СССР, с 1964 - издательство «Статистика».

Выпускает научную, официальную, учебную, методическую, справочную, научно-популярную оригинальную и переводную литературу, а также практические пособия по широкому спектру экономико-финансовых вопросов. Тематика: финансы, финансовое управление и контроль, банковское и биржевое дело, бухгалтерский учет, анализ и аудит, Денежно-кредитные отношения, контроллинг, мировая экономика, планирование и контроль на предприятиях, политика инвестиций, рынки товаров и ценных бумаг, статистика, страхование, экономика туризма, антикризисное управление, применение информационных технологий в экономике, экология, нумизматика.

Начиная с 1966 издательство регулярно публикует аннотирные тематические планы выпуска литературы, рассылая их в библиотеки государственных и негосударственных высших и средних профессиональных учебных заведений, готовящих специалистов по направлениям: «Экономика», «Коммерция», «Статистика», «Информационные системы в экономике», «Экология и природопользование», в первую очередь для специальностей: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Антикризисное управление», «Статистика», «Математические методы и исследование операций в экономике», «Мировая экономика», «Коммерция», «Менеджмент», «Маркетинг», «Автоматизированные системы обработки информации в управлении», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». В рамках подготовки к переходу России на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности издательство совместно с Министерством финансов РФ осуществило выпуск серии из 8 рекомендованных ЮНКТАД (ООН) переводных книг по бухгалтерскому учету и аудиту, специально отобранных из имевшейся на мировом рынке учебной литературы. Издательство поддерживает партнерские отношения с книго-распространителями в регионах России и странах СНГ, в том числе с региональными центральными библиотеками и городскими библиотеками крупных городов, а также учебных заведений. Входит в состав Всероссийского учебно-методического объединения вузов при Финансовой академии при Правительстве РФ, охватывающего деятельность более 500 экономических вузов РФ и ассоциированных профильных вузов других стран СНГ.

Регулярно участвует в тематических семинарах, конференциях, книжных ярмарках, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве, Лейпциге, Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Софии и других. Издательство - коллективный член Гильдии финансистов, Ассоциации российских банков, Московской торговой палаты.

"Финансы"

- ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Министерства финансов РФ. Издается с 1926, первоначально под названием «Финансы и народное хозяйство», затем «Финансы и социалистическое хозяйство» (1931-34), «В помощь финработнику» (1934-40), «Советские финансы» (1941-52), «Финансы и кредит СССР» (1952 - 1-я пол. 1954), «Финансы СССР» (2-я пол. 1954-92). В 1976 в связи с 50-летием со дня основания награжден орденом «Знак Почета». С января 1992 выходит под названием «Финансы». Учредители - Министерство финансов РФ и редакция журнала.

Публикует статьи по актуальным вопросам теории и практики финансов, налогов, страхования в России и других странах, печатает интервью с работниками финансовой, налоговой, банковской и страховой систем, консультации ведущих специалистов по финансовым, налоговым и страховым вопросам, очерки из истории финансов, рецензии на книги российских и зарубежных авторов по финансово-кредитной, налоговой и страховой тематике, информацию о заседаниях коллегии Минфина РФ, научных конференциях и новых нормативных актах.

Выпускает ежемесячное приложение «Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету», а также специальные приложения - «Налоги Российской Федерации», «Рынок ценных бумаг» и «Страхование».

Финансы

-(англ. и фр. finances от ср. - лат. finantia - завершение, приказ о выплате) - фундаментальная, обобщающая, многозначная экономическая категория, характеризующая процессы образования, распределения и перераспределения денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц в ходе формирования их доходов, расходов, накоплений и возникающие при этом денежные отношения. Категория финансов отражает общественно-политическую и социально-экономическую систему, в условиях и в составе которой действует финансовая система. Отдельные авторы придерживаются значительно различающихся позиций по поводу трактовки данного термина. Будучи исторической категорией, финансы претерпевают также определенные изменения по мере преобразования, развития экономики и общества.

Возникновение финансов как полноценной системы относится к средним векам и обусловлено развитием производства, торговли, товарно-денежных отношений, межстранового денежного оборота, банковского и биржевого дела. Существовавшие задолго до этого деньги, их движение, обращение приобретают в этот период новое качество, иное содержание. Денежные средства становятся более многообразными, изменяются формы и характер их движения, государство мобилизует денежные ресурсы для выполнения и расширения своих экономических, социальных, политических функций, денежные отношения перемещаются из сферы обмена в сферу производства и распределения общественного продукта. Возникают специфические финансовые институты, оперирующие разнообразными финансовыми инструментами в виде денег, национальных и иностранных валют, ценных бумаг. Так зарождаются финансы хозяйствующих субъектов государства, мировые финансы в их взаимодействии.

Эволюция финансов характеризуется еще двумя важными обстоятельствами: 1) экономические процессы производства, обращения, использования, потребления продукции, товаров, работ и услуг сопровождаются (в известном смысле отображаются) адекватными финансовыми процессами, отражающими стоимостную сторону воспроизводственного процесса, движение и изменение стоимости, динамику доходов, расходов, прибыли; 2) возникают самостоятельные финансовые операции, движение денежных средств как таковых, не связанно непосредственно с производством и продажей товаров; формируются валютный рынок и рынок ценных бумаг, образующие единый финансовый рынок.

Движение денег обретает самостоятельность, и, тем самым, денежные отношения становятся финансовыми отношениями. Структура и содержание финансов в разных странах во многом обусловлены типом господствующей в стране экономической системы. В странах с централизованной управляемой экономикой определяющее место занимают государственные финансы, формирование государственного бюджета и внебюджетных фондов, мобилизующих основная часть финансовых ресурсов и затем распределяющих их по отраслям, территориям, социально-экономическим программам в соответствии с государственным планами социально-экономического развития. В этих условиях главенствующей функцией финансов становится первичное распределение и последующее перераспределение финансовых ресурсов. Сами финансы характеризуются здесь как денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ВВП (вновь созданной стоимости) и части национального богатства в связи с формированием и использованием денежных фондов хозяйствующих субъектов (предприятий) и государства, с расходованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работников, удовлетворение социальных потребностей. В странах с рыночной экономикой сохраняется значительная роль государственных финансов, бюджетирования доходов и расходов государства, используемых на общегосударственные общественные нужды, социальные цели. Однако центр тяжести финансовой деятельности смещается с централизованного распределения финансовых ресурсов на обеспечение устойчивого функционирования свободного рынка товаров, работ, услуг и государственное регулирование рыночных отношений посредством налогов, пошлин, учетных ставок, субсидий, субвенций, квот и других финансовых рычагов. Существенно повышаются роль и возможность самостоятельного использования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами: предприятиями, коммерческими фирмами, компаниями, банками, частными предпринимателями.

В большинстве стран существует смешанная экономика, совмещающая черты централизованно управляемой и свободной рыночной экономики; такое же сочетание наблюдается и в финансовой системе стран.

Функционирование финансов, осуществление финансовой деятельности проявляются через доходы, расходы, прибыль, налоги, платежи, отчисления, накопление денежных средств, образование денежных фондов, формирование бюджета и бюджетное финансирование, инвестирование, финансовую поддержку и финансовые льготы. Сосредоточенные у государства финансы способствуют решению экономических и социальных задач, обеспечению стабильности, предотвращению кризисных ситуаций, экономическому росту, формированию рыночных отношений.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой инструмент для развития производства, предпринимательства, инноваций, обеспечения безубыточной, рентабельной деятельности, выживания в условиях рыночной конкуренции. Однако финансы позволяют получить ожидаемый эффект только при их рациональном, продуманном использовании в соответствии с единой экономической стратегией, вырабатываемой и проводимой в жизнь с учетом исторических, природно-экологических, экономических, социально-психологических факторов и условий.

Финансы государственного (муниципального) унитарного предприятия

- денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и продажи продукции, образования, распределения и использования прибыли государственного (муниципального) унитарного предприятия.

Специфика организации финансов и имущества унитарных предприятий обусловлена тем, что их учредителем являются федеральные органы государственной власти (органы местного самоуправления): порядок и источники формирования уставного фонда унитарного предприятия определяются федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; имущество унитарного предприятия находится в собственности государства (муниципальных органов), является неделимым, не может быть распределено по вкладам между акционерами и работниками предприятия и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; продукция и доходы, полученные унитарным предприятием от использования имущества, а также имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются собственностью государства (муниципалитетов) и поступают в хозяйственное ведение предприятия;

- Унитарное предприятие имеет право продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или товариществ или иным способом им распоряжаться только с согласия федерального (территориального), (муниципального) органа по управлению государственным имуществом;

- Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества; источниками формирования имущества унитарного предприятия (наряду с общими источниками) являются: имущество, переданное предприятию по решению федеральных (местных) органов исполнительной власти по управлению государственным (муниципальным) имуществом; целевое бюджетное финансирование; дотации из бюджета;

- Унитарное предприятие самостоятельно реализуют производимую ими продукцию и используют чистую прибыль, они могут получать кредиты только при наличии гарантий Правительства РФ, обязаны использовать бюджетные средства по целевому назначению;

- Унитарное предприятие имеют право образовывать за счет чистой прибыли: социальный фонд для решения вопросов укрепления здоровья работников; жилищный фонд, средства которого используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий; фонд материального поощрения работников предприятия;

- Права унитарного предприятия по сравнению с акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и другие ограничены в области производства продукции (выбор номенклатуры), установления цен (тарифов) на товары и услуги, в формировании собственных и заемных средств и их использовании, в распределении и использовании прибыли, оплате труда рабочих и служащих и др.

Финансы государственные

-(англ. public finances) - денежные отношения, возникающие в процессе стоимостного распределения в связи с формированием и использованием государственных денежных фондов, предназначенных для регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления, обслуживания и погашения государственного долга и др.

Финансы государственные являются составной частью финансовой системы страны. По экономическому содержанию финансы государственные неоднородны, они включают: государственный бюджет (в федеративных государствах - федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в западной терминологии - специальные правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий.

Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев финансов государственных, государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем. Наиболее важную роль играет государственный бюджет. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы. За их счет финансируются государственные целевые программы, проводятся мероприятия по стабилизации экономики, финансированию социальной сферы, выполнению международных и внутригосударственных обязательств, обеспечению обороноспособности страны и содержанию вооруженных сил, государственному управлению. Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти, но организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно. К ним относятся: государственные внебюджетные фонды социального назначения, формируемые для реализации конституционных прав граждан (на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья, на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случаях безработицы, потери кормильца, рождения и воспитания детей и т.п.); другие целевые федеральные и региональные фонды (инновационного, экологического, регионального развития и т.д.), находящиеся в ведении министерств и ведомств, а также субъектов РФ. Государственный кредит позволяет мобилизовывать (заимствовать) временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, которые на платной и возвратной основе поступают в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти для финансирования расходов, не обеспеченных бюджетными доходами.

Государственные заимствования осуществляются путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

Финансы государственных унитарных предприятий отличаются особенностями, вытекающими из экономических условий хозяйствования в конкретной стране. Так, в России финансы государственных унитарных предприятий состоят из финансов предприятий (организаций, учреждений), основанных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и финансов казенных предприятий, основанных только на праве оперативного управления.

Финансы государственные возникли в период становления товарно-денежных отношений и создания государства как политической надстройки общества. Однако первоначально объем денежных операций по обеспечению государственных потребностей был невелик. Только в период позднего феодализма развитие городов, ремесел, торговли постепенно приводило к расширению денежных отношений: получали распространение таможенные пошлины (особенно внутренние), развивались налоговые платежи. По мере роста государственных потребностей и все большего разнообразия их видов возникала необходимость в денежном их обеспечении, что объективно обусловливало развитие финансов государственных, постепенно становившихся материальной основой существования государства и выполнения им своих функций.

Формами функционирования финансов государственных являются государственные доходы и государственные расходы. Первые представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием централизованных финансовых ресурсов в руках органов государственной власти (федеральной и региональной) и децентрализованных финансовых ресурсов в распоряжении государственных предприятий. Централизация финансовых ресурсов дает государству: возможность проводить единую финансовую политику; обеспечивать развитие производственных и социальных инфраструктур; перераспределять средства в интересах регулирования экономики с целью повышения общей ее эффективности; добиваться выравнивания степени удовлетворения социальных потребностей граждан в пределах установленных социальных стандартов.

Главным источником государственных доходов служит национальный доход. Но в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств и событий (война, крупное стихийное бедствие и т.п.) в качестве источника формирования государственных доходов выступает ранее накопленное национальные богатство, некоторые элементы которого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы и т.п.) вовлекаются в хозяйственный оборот. Центральное место в государственных доходах занимают налоги; наряду с ними постепенно увеличиваются поступления от эксплуатации государственной собственности (дивиденды), от продажи (сдачи в аренду) государственного имущества; в связи с ростом бюджетного дефицита расширяются масштабы государственных заимствований. Государственные расходы выражены финансовыми отношениями, возникающими в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей.

Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной). Расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества при развитии экономики и социальной сферы, осуществлении государственного управления, охраны государственных границ, поддержании внутреннего порядка в стране и т.п. Здесь государство выполняет свои функции как непосредственно через систему органов управления, так и через принадлежащие ему предприятия, организации, учреждения.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства (через систему бюджетных и внебюджетных фондов) и расходов государственных унитарных предприятий, осуществляемых в целях регулирования экономики путем инвестирования реального бизнеса, формирования государственных внебюджетных фондов социального назначения, удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, соответственно преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.

Финансы местные

- система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, предназначенный на социальное и экономическое развитие муниципальных образований. Это также совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.

Финансы местные являются составной частью, финансов государственных и обеспечивают финансирование мероприятий, связанные с социально-культурным и жилищно-коммунальным обслуживанием населения.

С помощью финансов местных государство осуществляет социальную политику, финансирование народного образования, здравоохранения, культуры, коммунального обслуживания населения, выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

Финансы местные включают: средства муниципальных (местных) бюджетов (бюджетов городов, районов, поселков, сельских поселений); муниципальные внебюджетные фонды; муниципальные ценные бумаги; муниципальные заимствования Распорядителями местных финансовых ресурсов являются органы местного самоуправления; управление финансами местными осуществляют финансовые органы муниципальных образований.

Финансы организации

- составная часть финансов страны, самостоятельная экономическая категория, функционирующая, в частности, в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

Финансы организации представляют собой денежные отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по созданию, привлечению, распределению и использованию доходов и ресурсов. Финансы организации имеют общие цели и задачи, функционируют на основе определенных хозяйственных принципов, выполняют общепризнанные функции, обеспечивающие их развитие. С переходом к рыночной экономике роль финансов организации неизмеримо возросла. В современных условиях, когда организация самостоятельно принимает решения, резко повышается ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта. Это предполагает оптимизацию финансовых отношений и повышение эффективности управления финансовыми ресурсами. Показатели финансового состояния являются как бы индикаторами хозяйственной деятельности.

Финансовое состояние определяет конкурентоспособность организации, ее потенциал в деловых отношениях, в итоге - положение на финансовом рынке. При формировании, распределении и использовании денежных средств организаций возникают многообразные финансовые отношения. Это отношения: на уровне организации в целом и ее структурных подразделений; с бюджетом и внебюджетными фондами; с кредитной системой; со страховыми организациями и налоговыми органами; с инвестиционными институтами; с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами; с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами. Финансовые отношения на уровне организаций охватывают отношения с поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, транспортом, с филиалами и дочерними организациями и другими хозяйственными звеньями при создании совместных предприятий разных юридических форм. Финансовые отношения внутри организаций возникают при формировании собственного капитала (основного и оборотного), в процессе образования и распределения прибыли, образования фондов и ресурсов. Они охватывают также отношения с персоналом организации по оплате труда, выплате дивидендов и процентов по облигациям и другим ценным бумагам, ему принадлежащим, отношения с акционерами, не являющимися членами трудового коллектива. Финансовые отношения с бюджетом складываются в процессе уплаты налогов и других платежей, при получении ассигнований из бюджета, субсидий и субвенций, в процессе получения и возврата бюджетных кредитов. Отношения предприятий с внебюджетными фондами происходят при перечислении средств в государственные внебюджетные фонды как социальные, так и производственного назначения.

Финансово-кредитные отношения организаций, предприятий с банковской системой включают: операции по безналичным расчетам, связанным с получением и погашением кредитов, уплатой процентов за кредит, покупкой и продажей валюты; новые виды услуг банков организациям, предприятиям (лизинг, факторинг, форфейтинг и другие операции).

Со страховыми организациями финансовые отношения определяются условиями имущественного и личного страхования, развитием новых форм страхования ответственности, финансовых и коммерческих рисков. С налоговыми органами они возникают при уплате налогов и сборов в бюджетные и внебюджетные фонды, при уплате штрафов, пени в случае сокрытия доходов, прибыли, объекта налогообложения и нарушения сроков уплаты налогов и сборов. Разнообразные виды финансовых отношений организаций, выраженные в денежной форме, могут быть как односторонними, так и взаимными, отражающими движение денежных средств от хозяйствующих субъектов и поступающих к ним. Соотношение встречных денежных потоков, преобладание одного или другого направления влияет на финансовое состояние организации и определяет ее развитие.

Главная задача организации - обеспечить рациональное и эффективное размещение и использование денежных средств для ее устойчивого развития. Состояние финансов организации в условиях рыночной экономики является предметом интереса со стороны не только работников самой организации, но и ее поставщиков, покупателей, акционеров, налоговых органов, банков и других партнеров в едином экономическом процессе. Негативные финансовые результаты организации могут привести к ее банкротству.

Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающим экономическую независимость организации, выступают собственные средства: уставный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления. В результате операций с ценными бумагами на финансовом рынке могут быть мобилизованы дополнительные ресурсы.

Источником пополнения финансовых ресурсов являются также поступления в виде страховых возмещений от страховых организаций, заемные средства, в том числе банковский кредит.

Эффективность функционирования финансов организации в рыночной экономике определяется рядом принципов. Это - самостоятельность в принятии хозяйственных решений и в управлении финансами; самофинансирование предпринимательской деятельности; материальная заинтересованность работников в результатах труда; материальная ответственность с учетом правового обеспечения норм предпринимательства и ограничения государственного вмешательства в деятельность организации; наличие финансового резерва на случай временных хозяйственных затруднений. Принцип самостоятельности заключается в формировании хозяйствующими субъектами финансовых ресурсов: определении размера денежных средств на оплату труда и доли инвестиций в расширение и обновление производства, в чисто финансовые операции, на социальные нужды работников организации. Принцип самофинансирования означает покрытие затрат за счет получаемых доходов, использование хозяйствующим субъектом собственных ресурсов, не прибегая к бюджетным ассигнованиям и другим внешним источникам. Принцип материальной заинтересованности органически связан с эффективностью хозяйствования, рациональным управлением финансовыми ресурсами, обеспечивающим рост объемов производства и реализации продукции, сокращение расходов и повышение рентабельности организации. Развитие рыночной экономики предполагает реализацию принципа материальной ответственности организации за результаты хозяйственно-финансовой деятельности и конкретные финансовые показатели. Материальная ответственность гарантируется имуществом, принадлежащим организации. При ухудшении финансового состояния (например, при невыполнении плана по прибыли и получении убытка от хозяйственной деятельности) вследствие нарушения принципа материальной ответственности прерываются нормальные взаимоотношения организации с поставщиками, покупателями, акционерами, налоговыми органами, банками и другими партнерами. Если в течение установленного законом срока организация не выполняет своих обязательств и не обеспечивает выполнение предъявляемых ей имущественных претензий юридических и физических лиц, она может быть объявлена несостоятельной, то есть банкротом.

В целях предотвращения несостоятельности организация должна разработать систему мер по поддержанию платежеспособности и эффективной хозяйственно-финансовой деятельности. Большая роль при этом отводится созданию финансовых резервов.

Финансовое управление организацией, предприятием реализуется посредством трех основных функций: воспроизводственной, распределительной и контрольной. Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении непрерывного кругооборота капитала. Активно участвуя на всех стадиях расширенного воспроизводства, финансы способствуют росту собственного капитала и доходности организации. В результате участия финансов в производственной деятельности организации происходит формирование денежных доходов, фондов накопления и потребления, оптимизируется соотношение между ними. Воспроизводственную функцию финансов, которая способствует эффективному размещению капитала, созданию необходимых денежных фондов и накоплений, называют также функцией обеспечения организации денежными средствами. В отличие от функций общегосударственных финансов (бюджета, внебюджетных фондов, банков, страховых организаций и др.) воспроизводственная функция присуща только финансам организаций, деятельность которых осуществляется в сфере материального производства. Экономическое содержание распределительной функции финансов проявляется в распределении и использовании денежных доходов и прибыли. Участие финансов в рациональном размещении капитала, денежных фондов и накоплений обеспечивает эффективное финансирование текущей производственной деятельности. Данная функция находит конкретное проявление в формировании состава и структуры затрат на производство и реализацию продукции, валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли; фонда оплаты труда, фонда накопления и потребления, резервных фондов. В тесной связи с воспроизводственной и распределительной функциями финансы обеспечивают контрольную функцию.

Финансовый контроль - это контроль рублем за хозяйственно-финансовой деятельностью организаций. Контрольная функция объективно присуща финансам как денежным отношениям. Финансовый контроль в организациях, на предприятиях охватывает все направления их деятельности, начиная с платежей поставщикам за сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и так далее и кончая поступлением выручки от продажи продукции (работ, услуг). Характерно, что финансовый контроль затрагивает не только внутрипроизводственную сферу деятельности хозяйствующего субъекта, но и его финансово-хозяйственные взаимоотношения с другими предприятиями, организациями и системами. Контроль за эффективностью использования финансовых ресурсов поддерживается анализом показателей финансового положения, что повышает действенность и результативность данной функции. Формы финансового контроля разнообразны. Прежде всего, это внутренний контроль со стороны соответствующих служб самой организации. Внешние формы контроля сопутствуют выполнению различных обязательств. Это контроль со стороны финансовых органов, органов федерального казначейства, банков, налоговых органов, аудиторских фирм и других контрагентов.

Финансы федерального казенного предприятия

- денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и реализации продукции, образования, распределения и использования прибыли казенным предприятием.

Основные особенности организации финансов федерального казенного предприятия связаны с его организационно-правовой формой - его хозяйственно-финансовая деятельность осуществляется на праве оперативного управления исходя из Типового устава, утвержденного Постановлением Правительства РФ;

- оно создаётся по решению Правительства РФ непосредственно на базе федерального государственного имущества, которое ранее не использовал в хозяйственной деятельности, или в связи с принятием Правительством РФ решения о ликвидации существующих федеральных государственных предприятий, учреждений, основанных на праве хозяйственного ведения, по причинам нарушения ими требований государства-собственника при использовании его имущества (нецелевое использование выделенного недвижимого имущества, бюджетных средств, сдача имущества в аренду, в залог, передача его другим юридическим лицам без разрешения уполномоченных органов Правительства РФ и т.п.);

- оно осуществляет хозяйственно-финансовую деятельность на праве владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с заданиями государства-собственника, призванного обеспечивать управление, координацию и регулирование его деятельности и при недостаточности имущества несущего субсидиарную ответственность по обязательствам федерального казенного предприятия;

- федеральное казенное предприятие получает кредиты в банках, кредитных учреждениях только при наличии гарантии Правительства РФ;

- ассигнования из федерального бюджета выделяются при недостаточности собственных средств для осуществления деятельности и оформляются в бюджете отдельной строкой; предприятие представляет федеральному уполномоченному органу отчет о целевом использовании бюджетных ассигнований;

- предусматривается обязательная бухгалтерскую и финансовую отчетность по формам, установленным Правительством РФ, персональная ответственность руководителя за хозяйственно-финансовые результаты деятельности предприятия, использование федеральных средств по целевому назначению, а также прибыли предприятия.

Федеральное казенное предприятие не имеет права создавать дочерние предприятия, выступать в качестве учредителя предприятий, учреждений, организаций без согласия Правительства РФ или уполномоченного им органа.