Финансово-кредитный словарь


Поиск по алфавиту

Результат поиска по запросу:

Учетная документация

Учетная документация

-(англ. records) - первичная регистрация фактов хозяйственной жизни в учетных документах в момент и на месте их свершения. Учетная документация является одним из важнейших элементов метода бухгалтерского учета. Суть этого элемента - сплошное и непрерывное отражение хозяйственных операций в первичных учетных документах с целью получения о них данных, необходимых для ведения текущего бухгалтерского учета и контроля за ними.

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» (1996) отмечено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Учетная документация должна отвечать предъявленным к ней требованиям: быть достоверной, то есть ее данные должны соответствовать фактически совершенным операциям по количественному и денежному выражению; ясной и понятной не только работникам учета, но и пользователям; своевременно оформленной и ориентированной на обработку ее в условиях автоматизации учетного процесса. Бухгалтерская информация, отражаемая в учетных документах, должна быть качественной и эффективной.

Учетная документация включает различные первичные документы, которые можно классифицировать по следующим признакам: назначению; степени обобщения (порядку составления); охвату фактов хозяйственной жизни; месту составления; количеству учетных записей; характеру фактов хозяйственной жизни.

По назначению документы подразделяются на организационно-распорядительные, оправдательные (исполнительные), бухгалтерского оформления и комбинированные; по степени обобщения (порядку составления) - на первичные и вторичные (сводные); по степени охвата фактов хозяйственной жизни - на разовые и накопительные; по месту составления - на внутренние и внешние.

По количеству учетных записей документы могут быть однострочными и многострочными.

По характеру фактов хозяйственной жизни их делят на кассовые, банковские, материальные, расчетные.

Важным в классификации является деление документов на стандартные (типовые) и нестандартные. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» применяемые организациями первичные учетные документы могут быть составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Эти альбомы разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Министерством финансов РФ.

Важность унификации первичных учетных документов имеет существенное значение для снижения трудоемкости их создания и обработки (особенно при автоматизации учета).

Первичные учетные документы, поступающие в бухгалтерию, проверяются на полноту и качество заполнения, содержания (законность совершенных хозяйственных операций, логическая увязка отдельных показателей). После окончания обработки первичные документы гасятся штампом или специальной отметкой, чтобы исключить возможность повторной обработки.