Финансово-кредитный словарь


Поиск по алфавиту

Результат поиска по запросу:

Потребности экономические

Потребности экономические

-(англ. wants) - желание получить определенные товары и услуги, выражаемое на рынке в платежеспособном спросе. Необходимость удовлетворения экономических потребностей является первопричиной всех видов экономической деятельности. Свойства экономических потребностей - измеримость, возможность деления на дозы, уменьшение по мере насыщения. После момента, когда экономическая потребность в каком-либо благе оказывается равной нулю, оно может даже нанести вред пользователю. Обычно экономическая потребность не удовлетворяется до конца (последняя доза экономического блага называется маржинальной).

Экономические потребности делят на личные и производственные; их удовлетворение, соответственно, выступает в форме личного и производственного потребления. Личные экономические потребности учитываются при выработке рациональных норм потребления (в частности, норм питания, исходящих из данных медицинской науки, норм обеспечения населения одеждой и обувью, физиологически и социально необходимого минимума жилой площади и т.п.). Производственные экономические потребности находят выражение в спросе на материально-техническое обеспечение, финансовые ресурсы, рабочую силу. Экономические потребности отдельных производственных звеньев (например, предприятий) определяются из их планов, но возможности удовлетворения экономических потребностей, в свою очередь, влияют на содержание самих планов. Производственные экономические потребности в масштабе народного хозяйства выявляются методом межотраслевого баланса.

Характерная черта экономических потребностей - возможность их насыщения: существенное сокращение или даже прекращение спроса на множество блага (при данном уровне доходов и цен, а также накопленных запасов таких благ) по мере роста объема их предложения. Фактор насыщения спроса учитывают при планировании и прогнозировании роста благосостояния, производства товаров народного потребления, в маркетинге. Различают насыщение платежеспособного спроса и насыщение экономических потребностей в том или ином благе (англ. -satiation). Если потребление данного блага перестает увеличиваться при любом увеличении дохода (или любом снижении цен), говорят о насыщении экономических потребностей в нем. Достигнутый уровень его потребления - предельный. Выявляя в результате маркетинговых исследований неявные экономические потребности индивидов, фирма может превратить их в осознанные экономических потребностей (англ. wants creation) при помощи активного маркетинга и выйти на рынок с предложением нового блага.