Финансово-кредитный словарь


Поиск по алфавиту

Результат поиска по запросу:

Комиссия

Аттестационно-лицензионная комиссия

- коллегиальный орган, созданный для проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности.

В России А.-л. к. организованы при уполномоченном Правительством органе. Выданные комиссией аттестаты и лицензии дают право на осуществление общего аудита, аудита бирж и инвестиционных институтов; аудита страховых орг-ций и обществ взаимного страхования. А.-л. к. при Центральном банке РФ выдает аттестаты на право банковского аудита (банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций).

Порядок проведения аттестации и лицензирования устанавливается законодательно-нормативными актами или нормативными документами общественных организаций.

А.-л. к. ведут контроль за деятельностью аудиторских организаций и качеством аудиторских проверок, за процессом подготовки, переподготовки и повышения квалификации аудиторов.

Государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России

- коллегиальный орган, деятельность которого направлена на организацию разработки и реализации системы государственных мер по защите прав инвесторов.

Комиссия создана в соответствии с Указом Президента РФ «О государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России» № 730 от 16 июля 1997 в целях реализации Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий» № 416 от 26 апр. 1995, а также создания системы защиты инвесторов от недобросовестного предпринимательства на финансовом и фондовом рынках России.

В своей деятельности Комиссия подчинена и подотчетна Президенту РФ. Возглавляет Комиссию Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Председатель Комиссии имеет 3 заместителей из числа членов Комиссии, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Комиссии. Работа Комиссии осуществляется на безвозмездной основе.

Ее решения оформляются протоколами, а также в установл. порядке указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Функции Комиссии: координация и контроль деятельности федер. органов исполнит, власти, на к-рые возложено регулирование деятельности на финансовом и фондовом рынках России, по вопросам защиты прав и законных интересов инвесторов; разработка и осуществление мероприятий по привлечению инвестиций в российскую экономику и их защите, в т.ч. в приоритетном порядке иностр. инвестиций на сумму более 100 млн до.п.. атакже направляемых в 100 крупнейших предприятий России; организация контроля за осуществлением всесторонней и в полном объеме проверки и расследования фактов нарушения прав и законных интересов инвесторов, фактов неисполнения юридич. лицами, в т.ч. банками, иными кредитными орг-циями и финанс. компаниями, своих обязательств перед инвесторами, вкладчиками и акционерами; анализ законодательства РФ и разработка рекомендаций и проектов нормативных правовых актов, касающихся защиты прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России, создания системы страхования инвесторов, механизмов возмещения ущерба лицам, пострадавшим от правонарушений на финансовом и фондовом рынках России; анализ процедур банкротства и ликвидации юридич. лиц, в т.ч. банков, иных кредитных орг-ций и финанс. компаний, осуществляющих свою деятельность на финансовом и фондовом рынках России, анализ надзора за сохранностью арестованного имущества и порядка его реализации в процессе исполнит, производства; анализ процедур преобразования чековых инвесгиц. фондов, а также процедур ликвидации юридич. лиц, привлекающих без лицензии денежные средства населения в паевые инвестиционные фонды.

Комиссия имеет право: организовывать проверки соблюдения прав инвесторов в процессе деятельности юридич. лиц на финансовом и фондовом рынках России; заслушивать руководителей и иных должностных лиц федер. органов исполнит, власти и органов исполнит, власти субъектов РФ, Центрального банка РФ, а также юридич. лиц по вопросу обеспечения прав инвесторов, вкладчиков и акционеров; запрашивать и получать необходимые документы от федер. органов исполнит, власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; направлять информацию федер. органам исполнит, власти и органам исполнит, власти субъектов РФ для принятия решений о применении санкций в отношении нарушающих права инвесторов банков, иных кредитных орг-ций и финанс. компаний; направлять соотв. материалы в правоохранит. органы при обнаружении нарушений законодательства РФ банками, иными кредитными орг-циями и финанс. компаниями; вносить Президенту РФ представления о привлечении к ответственности руководителей федер. органов исполнит, власти и органов исполнит, власти субъектов РФ, не обеспечивших надлежащее исполнение возлож. на них функций защиты прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России.

Комиссионное вознаграждение, комиссия

(англ. (earned) commission) - плата, получаемая аген том (комиссионером) от принципала (комитента) за совершение одной или нескольких операций купли-продажи (см. Сделка, Агентские услуги) от своего имени, но за счет комитента.

Выплата К.в. регулируется ст. 991 ГК РФ. По нему комитент должен выплатить вознаграждение также и в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки тре тьим лицом. Если в договоре комиссии размер К.в. не был установлен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение должно быть оплачено по цене, к-рая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные сделки. Кроме того, если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет пра во на К.в., а также на возмещение понесенных расходов.

Размер К.в. определяется в процентах от стоимости сделки и может колебаться на практике в пределах 2-5%.

Комиссия

(от лат. commissio - поручение) - обязательство одной стороны (комиссионера) по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Плату за совершение такой сделки также принято называть К., комиссионными. В банковском деле - договор комиссии регулирует отношения банка с клиентом при выполнении разл. рода банковских операций, именуемых как посреднические, «комиссионные», «агентские», за которые банк взимает комиссионное вознаграждение. К ним относятся: комиссионно-расчетные операции (включая расчеты в форме инкассо, аккредитивные и переводные операции, корреспондентские услуги, а также операции с векселями и кредитными картами); торгово-комиссионные услуги (связан ные с покупкой и продажей банком по поручению клиентов ценных бумаг, иностр. валюты, драгоц. металлов, а также факторинговое обслуживание); посреднические услуги по размещению ценных бумаг; трастовые (доверительные) услуги; выдача банком поручительств и гарантий, предусматривающих их исполнение в ден. форме; бухгалтерское и консультац. обслуживание клиентов.

Комиссионная плата, взимаемая банками за оказание посреднич. услуг, может иметь разл. формы в зависимости от вида операций. Размер и способы оплаты этих услуг предусматриваются в договоре К. и обычно устанавливаются в форме определенного процента от цены сделки. Рост комиссионных операций коммерч. банков связан с необходимостью диверсификации банковской деятельности в условиях усиления конкурентной борьбы и представляет собой один из способов поддержания уровня доходности банка.

В мировой практике банковского дела наблюдается рост комиссионных операций и расширение набора банковских услуг. Доля комиссионных доходов коммерч. банков в общем валовом доходе колеблется в разл. странах от 16 до 40%. Эта тенденция связана не только с необходимостью поддержания показателей ликвидности балан са банка, но и характеризует процесс постепенного становления коммерч. банка как социально-рыночно го института. Традиц. финансово-посреднич. функции банка дополняются такими, как управление имуществом корпоративных и частных клиентов, предоставление консультац. и информац. услуг, что превращает банк не только в «агента», действующего по поручению клиента, но и в его партнера и гаранта. Российские коммерч. банки также расширяют спектр комиссионных (посреднических) банковских операций. Однако осн. часть доходов банков формируется за счет краткосрочного кредитования клиентов, что свидетельствует о низком уровне диверсификации банковской деятельности, а значит и о недостаточном уровне развития сферы банковских услуг.

Комиссия перестраховочная

(англ. reinsurance commission ) - оплата услуг прямого страховщика (цедента, перестрахователя), связанных с заключением договора страхования и его обслуживанием, которая производится перестраховщиком за передачу риска в перестрахование.

К.п. устанавливается как процентное отчисление от сумм, переданных в перестрахование (премии). К.п. устанавливается взаимным соглашением перестраховщика и перестрахователя и зависит от того, какие именно расходы по управлению риском согласен принять на себя перестраховщик. Передавая перестраховщику часть страховых взносов, прямой страховщик выступает в известной степени как агент перестраховщика и имеет полное основание на возмещение части расходов по обслуживанию перестрахов, договора страхования, иначе говоря, перестраховщик участвует в финансировании расходов по управлению перестрахов. договором.

Фактически К.п. должна компенсировать все управленч. расходы, связанные с перестрахов, договором, поэтому в договоре перестрахования должны быть четко определены те затраты прямого страховщика, к-рые обязуется компенсировать перестраховщик. В практике учитываются не только прямые затраты, понесенные страховщиком, но и ожидаемые прибыли и убытки, а также конкурентная среда на рынке перестрахования. Как правило, при непропорциональном перестраховании К.п. не уплачивается. При эксцедентном и квотном перестраховании К.п. может выплачиваться как в фиксиров. размере, соответственно перестраховочной доле, так и на основе «скользящей шкалы», учитывающей уровень убыточности по перестрахованным рискам. При уменьшении убытков размер К.п. увеличивается.

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ

- коллегиальный орган при Президенте РФ, организующий разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.

Положение о Комиссии утверждено Указом Президента РФ от 24 окт. 1994 № 2404 «Об уточнении сроков проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности Российской Федерации».

Осн. направления деятельности Комиссии: разработка на основе законодательства РФ проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ; содействие реализации Временных правил аудиторской деятельности в РФ, обобщение практики их применения и подготовка для Президента РФ и Правительства РФ предложений по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности; выдача генеральных лицензий на ее лицензирование и др. При Комиссии действовал консультативный совет, сформированный из представителей ученых и практикующих аудиторов. Комиссия не только занималась организацией аудиторской деятельности, но и руководила формированием методологии этого процесса, осуществляла контроль за технологией и техникой аудиторских проверок, разработкой регламентов и правил (стандартов) аудиторской деятельности. Комиссия распределяла полномочия между гос. и обществ, орг-циями, регламентирующими аудиторскую деятельность. Комиссия утверждала правомочия учебно-методических центров по проведению повышения квалификации аудиторов.

Федер. законом «Об аудиторской деятельности» (2001) предусмотрено создание федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности и совета по аудиторской деятельности при нем в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности.

Комиссия по товарным биржам

- организация, занимающаяся регулированием товар ных рынков и контролем за деятельностью товарных бирж.

Создана в соответствии с Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992), подчиняется Государственному комитету РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (с 2000- Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства).

В состав КТБ входят представители: государственных органов, связ. с регулированием товарных рынков, биржевых союзов, ассоциаций, обществ, объединений предпринимателей, эксперты. Положение о КТБ утверждено Постановлением Правительства РФ №152 от 24 февр. 1994.

Основные функции КТБ: лицензирование товарных бирж и биржевых посредников; контроль за соблюдением законодательства о биржах; разработка методич. рекомендаций по подготовке внутрибиржевых документов; создание условий для внедрения торговли новыми видами биржевых товаров (в т.ч. товарными фьючерсами и опционами - опционными контрактами). Контроль за деятельностью товарных бирж КТБ осуществляет через государственных комиссаров, к-рые действуют в соответствии с Положением Правительства РФ «О государственном комиссаре». Законом о товарных биржах определены полномочия КТБ, а также санкции, к-рые она вправе применить к бирже в случае выявления нарушений закона (приостановка на срок до 3 мес. выданной лицензии, ее аннулирование, наложение штрафа). КТБ вправе организовывать по согласованию с органами финансового контроля РФ аудиторские проверки деятельности товарных бирж и биржевых посредников, требовать от бирж, клиринговых центров и биржевых посредников предоставления учетной документации.

Комиссия страховая

(англ. insurance commission) - денежное вознаграждение, которое уплачивается страховой компанией страховым посредникам (страховым брокерам или стра ховым агентам) за:

поиск и привлечение клиентов на страхование; оформление договоров страхования и иных необходимых документов; получение и инкассацию страховых взносов (премий); вручение страхователям документов (полисов, сертификатов), подтверждающих заключение договора страхования; содействие в подготовке документов по организации страховых выплат, включая участие в рассмотрении страховых претензий; а также иные работы, связанные с предоставлением страховых услуг от имени и по поручению страховой компании. К.с. начисляется, как правило, в определ. проценте от суммы взносов, поступивших по договорам страхования, заключ. при участии страхового брокера или страхового агента. Размер К.с. зависит от: вида страхования, по к-рому заключены договоры; особенностей распространения страховых полисов; условий конкуренции в данной отрасли страхования или конкретной местности.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

- федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФКЦБ России создана в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (1996) по Указу Президента «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» от 1 июля 1996 № 10097 и является правопреемником Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, осуществлявшей свою деятельность в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 4 ноября 1994 № 2063.

Полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов Федерации.

ФКЦБ России представляет собой коллегиальный орган и состоит из 6 членов: председателя ФКЦБ России; первого заместителя председателя; трех заместителей председателя; секретаря. Члены ФКЦБ России назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Председатель ФКЦБ России назначается на должность Указом Президента РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Другие члены ФКЦБ России назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Президента РФ по представлению председателя ФКЦБ России.

ФКЦБ России выполняет следующие функции: разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка; утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории РФ, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг; разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности (правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются ФКЦБ России совместно с Минфином РФ); устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра; устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах; выдает генеральные лицензии на осуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии (аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных профессиональным участникам рынка ценных бумаг); устанавливает порядок, лицензирует и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулирует лицензии при нарушении требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией; определяет стандарты деятельности инвестиционных негосударственных пенсионных страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компании на рынке ценных бумаг; контролирует соблюдение эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией; обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка; обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг; утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка; разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу; разрабатывает соотвующие методические рекомендации по практике применения законодательства РФ о ценных бумагах; осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ России; ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий; устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ; обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством РФ; осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении; устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

ФКЦБ России вправе: выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на контроль на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам); квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством РФ; устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами; в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами; по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданною ей лицензию (с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации); организовывать или совместно с соотвующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, их саморегулируемых организаций; направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения; требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции ФКЦБ России; направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в арбитражный суд по вопросам, отнесенным к компетенции ФКЦБ России (включая недействительность сделок с ценными бумагами); принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений ФКЦБ России.

Решения ФКЦБ России по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных его участников и их саморегулируемых организаций, контроля за соблюдением законодательства РФ и нормативных актов о ценных бумагах принимаются в форме постановлений. Постановления утверждаются на заседании ФКЦБ России большинством голосов при условии, что на нем присутствует не менее 2/3 членов комиссии. При равенстве голосов в процессе голосования принимается то решение, за которое проголосовал председатель ФКЦБ России.

Постановления ФКЦБ России по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональным участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями. Постановления ФКЦБ России подлежат обязательному опубликованию.

ФКЦБ России наряду с постановлениями имеет право издавать распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФКЦБ России принимаются при согласии не менее 72 членов и подписываются председателем ФКЦБ России или первым заместителем. Распоряжения ФКЦБ России подлежат опубликованию в случаях, предусмотренных законодательством.

В ФКЦБ России для рассмотрения вопросов, имеющих межведомственный характер, действует совещательный орган - коллегия ФКЦБ России. В нее входят 15 членов, в том числе: 5 служащих государственной службы (первый заместитель председателя, заместители председателя и секретарь Федеральной комиссии), назначаемых в установленном порядке; 5 представителей федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с рынком ценных бумаг; один представитель Центрального банка РФ; два представителя палат Федерального Собрания РФ. Решения коллегии носят совещательный характер.

При ФКЦБ России действует консультативно-совещательный орган - Экспертный совет, в состав которого входят 25 членов: представители государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений и независимые эксперты. Персональный состав Экспертного совета утверждается распоряжением ФКЦБ России. Председатель Экспертного совета входит в состав коллегии ФКЦБ России по должности. Экспертный совет осуществляет: подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий ФКЦБ России; разработку предложений по основным направлениям регулирования рынка ценных бумаг; предварительное рассмотрение проектов постановлений, принимаемых ФКЦБ России, и их публикацию по требованию любого члена Экспертного совета. Экспертный совет имеет право большинством голосов его членов приостановить на срок до 6 месяцев введение в действие постановления ФКЦБ России. ФКЦБ России имеет регион, отделения на территории РФ, которые образуются ее решением по согласованию с органами исполнит, власти субъектов Федерации и действуют на основании положения, утвержденного ФКЦБ России.

Региональные отделения ФКЦБ России обеспечивают: выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка; выполнение принимаемых ФКЦБ России решений; контроль деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Комментарии (1)

сапраар
новые введения страховых компании на рынке ценных бумаг

Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия министерства финансов РФ (ЦАЛАК)

- орган, созданный при Минфине РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 6 мая 1994 № 482 для организации работы по аттестации аудиторов и выдаче лицензий физическим и юридическим лицам.

В состав ЦАЛАК Минфина России входили представители государственных органов, научных и учебных заведений, общественных аудиторских организаций, практикующие аудиторы.

Работа ЦАЛАК обеспечивалась Департаментом государственного финансового контроля и аудита, являющимся самостоятельным структурным подразделением Минфина РФ. На заседаниях ЦАЛАК рассматривались вопросы об аттестации и лицензировании аудиторской деятельности по общему аудиту, страховому аудиту, аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; о программах и порядке проведения квалификационных экзаменов; о контрольных проверках аудиторов и аудиторских фирм и др.

В России действовали 40 учебно-методических центров (УМЦ) по обучению и аттестации аудиторов ЦАЛАК Минфина РФ, созданных при высших учебных заведениях экономического профиля и госуниверситетах.

Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждено 20 учебно-методических центров, которым было предоставлено право выдавать соответствующие документы о повышении квалификации аудиторов. Планировалось открытие учебно-методических центров Аудиторской палаты России, Российской коллегии аудиторов и Союза профессиональных аудиторских организаций. ЦАЛАК уделял большое внимание вопросам контроля за деятельностью УМЦ, практикующих аудиторов. По жалобам, поступавшим в контрольно-инспекторский отдел Департамента, проводились проверки качества аудиторских заключений с выездом в аудиторские фирмы или направлялись запросы для предоставления заключений. По результатам контрольных проверок ЦАЛАК мог принимать решения о лишении лицензии на аудиторскую деятельность. Был утвержден Порядок продления срока действия квалификационных аттестатов на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования.

ЦАЛАК осуществлял тесное взаимодействие с зарубежными странами по вопросам организации и регулирования аудиторской деятельности, развития аудита в России. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ № 69-н от 27 окт. 1999 аудиторские организации и аудиторы, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, представляли отчет о своей деятельности по установленной форме.

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (2001) предусмотрено создание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, основными функциями которого являются: издание соответствующих нормативных правовых актов; организация разработки федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация в установленном порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ; лицензирование аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий; контроль за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; определение объема и порядка представления отчетности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессией, аудиторских объединений и учебно-методических центров; аккредитация профессиональных аудиторских объединений. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности.