Результат поиска по запросу: Евро
Бюджет Европейского союза (ЕС)
1) межгосударственный централизованный фонд денежных средств стран - членов Европейского Союза;
2) основной финансовый документ (финансовый план), в соответствии с которым происходит мобилизация и расходование средств Европейского Союза. Впервые составлен на 1958.
Процедура разработки бюджета ЕС включает несколько этапов. В соответствии с Маастрихтским договором (ст. 203) исполнит, орган ЕС -Европейская комиссия - составляет предварит, проект бюджета и направляет его в Совет министров ЕС, к-рый, в свою очередь, подготавливает окончат, проект бюджета и передает его в Европейский парламент.
Полномочия Парламента при утверждении бюджета ЕС неодинаковы.
В отношении обязат. расходов (напр., выделение ресурсов на проведение общей сельскохоз. политики) Парламент не имеет права отклонить предложения Совета, но может рекомендовать свои предложения. Однако по необязательным расходам (финансирование управленч. аппарата и др. программ) позиция Парламента является определяющей.
Получив замечания и предложения Парламента, Совет повторно рассматривает проект бюджета. Внес, исправления по обязательным расходам являются окончательными, по необязательным - вновь передаются Парламенту. Последний вправе внести дополнения по необязат. расходам. Затем Парламент принимает окончат, решение по бюджету. Принятый бюджет приобретает силу закона после его подписания председателем Парламента.
Доходная часть бюджета до 1970 формировалась за счет взносов государств-членов ЕЭС. Решением Совета министров от 21 апр. 1970 были созданы собств. ресурсы ЕЭС. Осн. источники их формирования: отчисления государств-членов в размере 90% поступлений от общего таможенного тарифа (common customs tariff) на продукцию, импортируемую в ЕС из стран-нечленов ЕС, сборы, взимаемые с импорта сельскохоз. продукции, ввозимой в ЕС из третьих стран, 1% поступлений от собираемого налога на добавленную стоимость; отчисления государств-членов в соответствии с их ВНП (начиная с 1988 - принятия Пакета Делора-I).
В сумме собств. ресурсы ЕС составляют 1,2% совокупного ВВП (ранее - ВНП) стран ЕС (планируется увеличение их объема до 1,27%).
Таблица 1
Доходы бюджета ЕС (млн евро)
Показатель |
1998 |
1999 |
2000 |
Собственные ресурсы |
81 285 |
83 449 |
88 713 |
Бюджетные избытки |
1924 |
1478 |
(-) |
Налоги и сборы |
453 |
481 |
541 |
Доходы, получаемые институ- |
|
|
|
тами ЕС от адм. деятельности |
137 |
78 |
62 |
Взносы а программы ЕС, |
|
|
|
оплата услуг |
514 |
46 |
45 |
Проценты по просроченным |
|
|
|
платежам и штрафы |
34 |
(-) |
(-) |
Ссудно-заемные операции |
85 |
20 |
20 |
Др. доходы |
97 |
5 |
6 |
Итого |
84 529 |
85 557 |
89 387 |
Источник. Official Journal of the European Communities. |
|||
Vol. 43. 14 February 2000. - P. 7. |
|
|
|
Таблица 2
Собственные ресурсы ЕС на 2000 финансовый год (млн евро)
Австрия |
2289 |
|
Италия |
|
11595 |
Бельгия |
3339 |
|
Люксембург |
|
215 |
Великобритания |
12018 |
|
Нидерланды |
|
5307 |
Дания |
1791 |
|
Португалия |
|
1279 |
Германия |
23014 |
|
Финляндия |
|
1290 |
Греция |
1428 |
|
Франция |
|
15258 |
Ирландия |
990 |
|
Швеция |
|
2450 |
Испания |
6450 |
|
|
|
|
|
|
Итого |
88713 |
||
Источник. Official Journal |
of the European |
Communities. |
|||
Vol. 43. 14 February |
2000. - |
P. 134. |
|
||
Расходная часть бюджета ЕС включает несколько позиций, главная из к-рых - финансирование общей сельскохоз. политики в форме экспортных субсидий, закупок части продукции по интервенционистским ценам и субсидий производителям на совершенствование и рационализацию методов с.-хоз. производства.
Таблица 3
Расходы общего бюджета ЕС на 2000 финакс. год, финансируемые за счет собственных ресурсов ЕС (млн евро)
Общая с.-х. политика (ОСХП)1 |
41493 |
Структурные фонды и Фонд сплочения |
31957 |
Исследования и развитие технологии |
3600 |
Внешняя политика |
5510 |
Другие направления внутр. политики |
1919 |
Содержание адм. аппарата |
4704 |
Прочие |
203 |
Минус прочие доходы 674 млн евро |
|
Итого |
88712 |
1 По статье «Структурные фонды и Фонд сплочения» на |
|
проведение ОСХП выделено дополнительно 2,6 млрд евро. |
|
Источник. Official Journal of the European Communities. |
|
Vol. 43. 14 February 2000. - P. 125. |
|
Доля расходов на проведение общей сельскохоз. политики, достигавшая в начале 80-х гг. 2/3 всех бюджетных расходов и выше, в последние годы составляет примерно 50%. Изменение финансирования деятельности ЕС было определено принятием Пакета Делора-I (февр. 1988).
В соответствии с этим решением помимо роста объема собственных ресурсов ЕС предусмотрено ограничение расходов на финансирование общей сельскохоз. политики и рост финанс. ресурсов (структурных фондов). В результате доля структурных фондов ЕС возросла примерно с 20 до 36%. Тем самым в деятельности ЕС увеличились ассигнования на регион, и соц. развитие. В связи с намечаемым расширением ЕС в соответствии с решением Европейского совета в Берлине (25 марта 1999) запланировано выделение помощи вновь принимаемым членам.
Проверку исполнения бюджета ЕС и его учреждений осуществляет особый институт ЕС - Палата аудиторов (Счетная палата), созд. в 1975. На основе ее выводов Европейский парламент принимает соответств. заключение.
Евро
Поэтапный переход к Е. взамен ЭКЮ (см. Международные валютные единицы) предусматривает соблюдение страной жестких критериев конвергенции в отношении экономич. показателей (дефицит государственного бюджета, инфляция, гос. долг, процентные ставки, экономич. рост).
Первое решение Совета Европы о том, какие страны переходят к Е., принято в мае 1998 на базе данных 1997 и бюджета на 1998. Е. вводят 12 стран: с 1999 - Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, с 2001 - Греция, выполнившие условия введения (бюдж. дефицит- не выше 3% ВВП, гос. долг - не более 60% ВВП и др.). Страны-участницы «зоны евро» (англ. euro-area) должны регулярно представлять программу стабилизации экономики, к-рая служит базой для коллективного надзора во избежание нестабильности экономики и для принятия санкций.
На 1 янв. 1999 курс нац. валют к Е. был установлен на базе валютной корзины ЭКЮ, к-рая затем была отме нена.
Все требования и обязательства в ЭКЮ бы; пересчитаны с 1 янв. 1999 в Е. по соотношению этой даты банки (в т.ч. The European Investment Bank -Европейский инвестиционный банк и др. финанс. институты системы ЕС) осуществляют операции в Е., а текущие счета конвертируют в Е. не позднее 1 янв. 2002. Операции на рынках валют, ссудных капиталов, ценных бумаг, золота в ЕС производятся только в Е.
Европейская система центральных банков администрирует систему взаимных оптовых расчетов TARGET (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer) - ТАРГЕТ. Во взаимных безналичных расчетах стран ЕС в 1999-2001 Е. использовался параллельно с привяз. к нему нац. валютами. Для расчетов «зоны евро» с остальными 3 странами ЕС (Великобритания, Дания, Швеция) создан спец. механизм обмен, курсов, основ, на индивидуальном определении центр, курсов их валют к Е. на 1 янв. 1999 и пределов допустимых курсовых колебаний вокруг них (±15%).
Эмиссия наличных Е. (банкнот, монет - общим объемом 642 млрд евро) предусмотрена с 1 янв. 2002 - т.н. евро-день (англ. Euro-day). Банкноты имеют семь номиналов (5,10,20,50,100,200 и 500 евро) разного формата и цвета, а монеты-восемь (1,2, 5,10,20, 50 евро-центов и I, 2 евро). Логотип евро=€ вдохновлен греч. буквой «Эпсилон», напоминающей о колыбели европ. цивилизации, и первой буквой в слове «Европа», а две параллельные линии указывают на стабильность «евро». В течение 2 мес. Е. будут обращаться параллельно с нац. ден. единицами. Нац. банкноты постепенно будут обмениваться на Е. в течение не менее 10 лет. Эмитент Е. - The European Central Bank, ECB (Европейский центральный банк), определяет объем выпуска каждой купюры и чеканки монет, а также место их изготовления (в нац. центр, банках).
Единая ден. политика ЕС направлена на внедрение Е. в меж-дунар. операции. Е. становится одним из ведущих меж-дунар. резервных и платежных средств и ускоряет ин-теграц. процесс в ЕС.
Евробанки
Монополизация этими банками еврорынка и мирового рынка ссудных капиталов позволяет им диктовать свои условия менее крупным банкам, выигрывать в конкурентной борьбе за получение от клиентов мандата на организацию консорциумов и синдикатов для размещения кредита, что приносит крупные прибыли, укрепляет связи с клиентами и служит рекламой.
Евровалюты
Термин Е. относится не только к валютам Европы, но и к валютам за ее пределами, хотя доллары, используемые для операций в Азии, часто называют азиадолларами, а доллары, применяемые в арабских странах, - арабодолларами.
Евродоллары
Долларовые депозиты вне США существовали еще в конце XIX в., когда трехмесячные векселя оплачивались с этих депозитов в европ. банках. Рынок Е. возник с конца 50-х гг. XX в.
Сущность превращения долларов в Е. состоит в том, что средства владельца долларов поступают в качестве депозита в иностр. банк, к-рый использует их для кредитных операций в любой стране.
Постепенно понятие Е. стало означать доллары, используемые иностр. банками, находящимися как за пределами США, гак и на их территории, напр, в свободной банковской зоне. Рынок Е. - составная часть валютного еврорынка.
Еврокредиты
Понятие Е. возникло в конце 50-х гг. в связи с формированием валютного еврорынка.
Большая часть Е. предоставлялась в евродолларах, но их доля снижалась в связи с использованием евромарок, еврошвейцарских франков, евроиен и др. валют. Формы Е. разнообразны.
Наиболее простая - предоставление Е. в полной сумме по твердой ставке на весь срок, обычно не более года. Для страхования процентного риска евробанки прибегают к рефинансированию на такой же срок на мировом ден. еврорынке. На мировом еврорынке капиталов практикуются средне- и долгосрочные Е. на условиях «стэнд-бай» (см. Кредит «Стэнд-бай») и возобновления (ролловерный кредит).
В первом случае евробанк предоставляет заемщику обусловленную сумму на договорный срок использования, к-рый делится на короткие периоды (3, 6, 9, 12 мес).
Плавающая ставка устанавливается на каждый период, к-рый пересматривается с учетом динамики ставок ЛИБОР на еврорынке. Условия и формы ролловерных кредитов различны, но для этих соглашений характерны обязат. элементы: характеристика партнеров; сумма; цель; валюта Е.; порядок и сроки погашения; стоимость кредита и гарантии по нему и др. Наряду с традиц. междунар. банковскими Е. все чаще предоставляются синдицированные Е. через специально создаваемые синдикаты и консорциумы банков с участием от 2 до 40 кредитных учр-ний разных стран (см. Консорциальный кредит).
Е. - важный источник междунар, кредитования.
Евронота
Е. - разновидность евровекселей, эмиссия (нетто) к-рых в конце 1996 составила 834,1 млрд долл., или 12% совокупного финансирования на мировых рынках ссудных капиталов
Еврооблигации
Е. выпускаются также в иенах, швейцарских франках и др. В отличие от классич. облигац. займа, Е. размещаются одновременно на фондовых рынках нескольких стран (напр., Е. в долл. США распространяются в Японии, ФРГ, Швейцарии).
Эмиссия Е. осуществляется банковским консорциумом или междунар. орг-цией.
Инвесторы приобретают Е. на базе котировок национальных рынков. На Е. в меньшей степени, чем на классич. облигационные займы, распространяются требования гос. регулирования и нац. правила проведения операций с ценными бумагами страны, в валюте к-рой они деноминированы.
Процент по купону Е. не облагается налогом «у источника дохода». Разновидности Е. - обычные с фик-сиров. и плавающей ставкой; долговые обязательства, конвертируемые на акции. Вторичный рынок Е. обслуживается Международной ассоциацией дилеров по рынкам ценных бумаг (International Securities Market Association, ранее Association of International Bond Dealers), а также системой Euroclear.
Рынок Е. используется как источник финансирования инвестиций покрытия дефицита гос. бюджета и рефинансирования займов. Ожидается, что с введением евро европейский фондовый рынок Е. займет 2-е место по объему операций и 3-е по биржевой капитализации.
Европеиский валютный институт
Создан на основе вступившего в силу 1 нояб. 1993 Маастрихтского договора о поэтапном создании Европейского экономического, валютного и политического союза (ЕС).
Начал деятельность с 1 янв. 1994, заменив Европейский фонд валютного сотрудничества, со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне (ФРГ).
Главными задачами ЕВИ были: координация денежно-кредитной и валютной политики центр, банков стран-членов ЕС; контроль за функционированием Европейской валютной системы; подготовка к орг-ции Европейской системы центральных банков и переходу к единой валюте -евро; повышение эффективности общеевроп. системы расчетов; унификация статистики центр, банков; управление офиц. валютными резервами по желанию банков. Адм. органы ЕВИ: Президент, Генеральный директор, Совет в составе Президента ЕВИ и управляющих центральными банками стран-членов ЕС, к-рый разрабатывал рекомендации и предложения Совету Министров ЕС и нац. правительствам. По учреждении в 1998 Европейского Центрального банка ЕВИ в соответствии с положениями Маастрихтского договора ликвидирован, все его активы и обязательства автоматически перешли к ЕЦБ.
Европейская ассоциация свободной торговли
Первоначально членами ЕАСТ были: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария. Затем к ним присоединились: в 1970 - Исландия, в 1986 -Финляндия (с 1961 -ассоциир. чл.), в 1991 -Лихтенштейн.
После перехода Великобритании, Дании, Португалии, Швеции и Финляндии в ЕЭС Ассоциация продолжает функционировать, однако ее значение существенно уменьшилось. Осн. задача ЕАСТ: содействие экономич. росту стран-участниц и созданию в Европе единого рынка.
Для ее решения к концу 1966 в ЕАСТ были отменены ограничения во взаимной торговле пром. товарами. В 1992 страны ЕАСТ (за исключением Швейцарии) подписали с ЕЭС Договор о создании Европейского экономического пространства.
Он призван обеспечить свободу передвижения товаров, услуг, капиталов на тер. гос-в, входящих в ЕЭС (ЕС) и ЕАСТ, и развивать сотрудничество в таких областях, как образование, охрана окружающей среды, соц. политика, сфера НИОКР. Высший орган ЕАСТ -Совет (на уровне министров либо глав постоянных делегаций). Решения принимаются, как правило, единогласно. В составе министров Совет собирается 2 раза в год, на более низком уровне - еженедельно.
Европейская система центральных банков
Состоит из Европейского Центрального банка, ЕЦБ (European Central Bank, ECB) и центральных банков всех 15 государств - членов Европейского союза. Начала действовать с 1 янв. 1999 - на 3-м этапе перехода к единой европейской валюте.
Осн. цель - поддержание стабильности цен, содействие проведению общей экономической политики ЕС. Осн. задачи - выработка и осуществление денежно-кредитной и валютной политики ЕС; проведение международных валютных операций; хранение и управление официальными резервами иностр. валюты государств-членов; содействие нормальному функционированию платежных систем.
За государствами-членами остается право хранить, управлять собств. рабочими резервами в иностр. валюте. ЕСЦБ должна способствовать беспрепятственному осуществлению соответств. компетентными органами надзора за деятельностью кредитных учреждений и стабильностью финансовой системы.
ЕЦБ, центральные банки государств-членов, члены их руководящих органов независимы - они не должны запрашивать или получать указания от учреждений ЕС, а также от правительств государств-членов или от к.-л. др. органа. Руководство ЕСЦБ осуществляют руководящие органы ЕЦБ - Совет управляющих и Исполнительная дирекция.
Совет управляющих состоит из Исполнительной дирекции и управляющих центральными банками государств - членов зоны евро. Членами Исполнительной дирекции (Президент, вице-президент, 4 члена) могут быть только граждане государств-членов (назначаемые на 8 лет без права продления).
В функции Исполнительной дирекции входит формулирование денежно-кредитной и валютной политики в соответствии с осн. направлениями и решениями, утвержденными Советом управляющих, а также подготовка необх. указаний центральным банкам государств - членов зоны евро (т.н. Eurosystem - «евросистема»). ЕСЦБ, ЕЦБ и центральные банки государств-членов могут работать на разл. финанс. рынках, проводя прямые (спот и форвардные) операции с обязательствами и др. ценными бумагами в любых валютах и операции с драгоц. металлами; предоставлять кредиты при соответств. обеспечении (регулирование в целях создания и обеспечения нормального функционирования эффективной системы клиринга и платежей внутри ЕС и с др. гос-вами осуществляет ЕЦБ).
Финансовый год ЕЦБ и центральных банков государств-членов ЕЦБ совпадает с календарным. Годовая отчетность ЕЦБ после утверждения Советом управляющих подлежит опубликованию. Объединенный балансовый отчет должен включать активы и пассивы центральных банков-членов ЕСЦБ (правила стандартизации бух. учета и отчетности по их операциям устанавливаются Советом управляющих). Подписчиками и держателями капитала ЕЦБ могут быть только центральные банки зоны евро, их квоты (веса) определяются из доли населения страны в населении ЕС и ее доли в ВВП.
Часть чистой прибыли (не более 20%) ЕЦБ перечисляется в общий резервный фонд, остаток распределяется между членами ЕЦБ пропорционально оплаченным ими взносам в капитал.
Европейская валютная змея
В графич. изображении «змея» обозначала узкие пределы взаимных колебаний курсов их валют (±1,125% центрального курса), а «туннель» - внешние пределы их совместного «плавания» по отношению к доллару и др. валютам (±2,25%). «Туннель» заменен свободным плаванием курса валют с 12 марта 1973. Пределы взаимных колебаний были увеличены до ±4,5% с янв. 1976.
Состав участников «Е.в.з.» был нестабилен из-за нежелания стран тратить официальные золотовалютные резервы для поддержки узких пределов курсовых колебаний. С созданием Европейской валютной системы в 1979 был сохранен режим «Е.в.з.» с пределами колебаний курсов ±2,25% (для Испании ±6%); с авг. 1993 в связи с валютным кризисом эти пределы были расширены до ± 15%. При введении единой европейской валюты евро с 1 янв. 1999 режим «Е.в.з.» перестал применяться в «зоне евро» (11 стран ЕС), а с 2001 и в Греции, но временно сохранил свое значение в 3 странах ЕС, пока не присоединившихся к «зоне евро» (Великобритания, Дания, Швеция). В перспективе «Е.в.з.» обречена на отмену.
Европейская валютная система
Особенности западноевроп. интеграц. комплекса определили структурные принципы Е.в.с. и ее отличия от соврем. мировой валютной системы: Е.в.с. базировалась на стандарте ЭКЮ - европейской валютной единицы, с 1 янв. 1999 - на евро.
В валютной корзине ЭКЮ в составе 12 валют лидировала марка ФРГ; в отличие от юридич. демонетизации золота в Ямайской валютной системе (1976-78) в Е.в.с. золото частично используется как реальные резервные активы. Оно было включено в механизм эмиссии ЭКЮ; режим валютных курсов основан на совместном «плавании» валют в режиме «европейской валютной змеи» в пределах ±15% центрального курса (±2,25% до авг. 1993); для осуществления межгосударственного валютного регулирования создан Европейский фонд валютного сотрудничества (1979-94), затем Европейский валютный институт (1994—98) и Европейский центральный банк (с 1 июня 1998). Е.в.с. более стабильна, чем Ямайская валютная система, хотя периодически также испытывает кризисные потрясения.
Это обусловлено рядом причин. Среди них: постулат, развитие западноевроп. интеграции; преодоление национализма; применение принципа консенсуса (согласия) для преодоления противоречий; делегирование части суверенных прав наднац. органам; ориентация на конкретные программы и поэтапное движение к цели; разработка механизма принятия и выполнения решений и др. Важной вехой в развитии Е.в.с. явился Маастрихтский договор (вступил в силу с 1 нояб. 1993) о поэтапном создании Европейского экономического, валютного и политического союза с единой европейской валютой - евро (введен с 1 янв. 1999, вошел в обращение с 1 янв. 2002) с целью изменения расстановки сил во всемирном хозяйстве между США, Японией и «новой Европой».
Европейский банк реконструкции и развития
Среди стран-учредителей - все европ. страны (кроме Албании), США, Канада, Япония, Мексика, Марокко, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Египет. Акционерами банка могут быть все члены Международного валютного фонда. После распада СССР, Чехословакии, СФРЮ их акции были распределены между государствами-правопреемниками. На 1 янв. 1997 акционерами банка являлись 58 стран, а также Европейский экономический, валютный и политический союз (ЕС).
Главная задача ЕБРР - содействовать переходу европ. постсоциалистич. стран к открытой, ориентиров, на рынок экономике, развитию частной предпринимательской инициативы и поощрению инвестиций в регионе. К осн. объектам кредитования ЕБРР относятся частные фирмы или приватизируемые гос. пр-тия и вновь создаваемые компании, включая совместные пр-тия с участием иностр. капитала.
ЕБРР сотрудничает с др. инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий и в инвестировании средств в акц. капиталы. Минимум кредитования частного сектора определен в 60% общей суммы кредитного портфеля.
Поддержка частного сектора должна дополняться кредитованием инфраструктуры или др. проектов в гос. секторе, к-рые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. Деятельностью ЕБРР руководят Совет управляющих, Совет директоров и президент. В Совет управляющих - высший распорядит. орган ЕБРР - входят по 2 представителя (управляющий и его заместитель) от каждого участника банка (страны или междунар. орг-ции). Совет директоров - гл. исполнит. орган, в компетенции к-рого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегиров. ему Советом управляющих.
Совет директоров состоит из 23 чл.: 11 директоров избираются управляющими от стран-членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС; 4 директора - от стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), имеющих право на получение помощи от ЕБРР; 4 директора - от остальных европ. стран; 4 директора - от неевроп. стран. Президент ЕБРР управляет текущей деятельностью ЕБРР под руководством Совета директоров. Разрешенный к выпуску акц. капитал ЕБРР в 10 млрд ЭКЮ был поделен на 2 млн акций с номиналом 10 000 ЭКЮ каждая, в т.ч. оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию. Первонач. сумма оплачиваемых акций составляла 3 млрд ЭКЮ, или 30% разреш. к выпуску акц. капитала, 70% акций - неоплач, и могут быть востребованы, когда это станет необходимо для оплаты обязательств ЕБРР. Кроме того, 125 акций распределению между членами ЕБРР не подлежат. Страны-члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51%, страны ЦВЕ - 13%, остальные европ. страны - 11%, неевроп. страны - 24%. Наибольшими долями в капитале располагают США (10%), Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония (по 8,5%).
Размер уставного капитала пересматривается не реже чем 1 раз в 5 лет.
В 1996 Совет управляющих принял решение об увеличении уставного капитала вдвое - до 20 млрд ЭКЮ (в 1999 произведен перевод баланса с ЭКЮ в евро по соотношению 1:1). Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами спец. фондов. Обычные ресурсы включают: разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР, в т.ч. оплачиваемые акции, подлежащие оплате по требованию; привлеченные заемные средства; средства, получ. в счет погашения займов или по гарантиям, и доходы от инвестиций в акц. капитал; пр. средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов спец. фондов. К спец. фондам относятся: средства, имеющие целевой характер, предоставляемые отд. странам и орг-циям на особо оговор, условиях (в части., в качестве грантов); доходы от инвестиций, профинанс. из спец. фондов.
В своей кредитно-инвестиционной деятельности ЕБРР выполняет след. операции для пр-тий частного и гос. секторов, переходящих на рыночные методы хозяйствования: предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие произ-ва; инвестирование в капитал; гарантиров. размещение ценных бумаг; облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в др. формах; размещение ресурсов спец. фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование; предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание техннч. содействия по реконструкции и развитию инфраструктуры (в т.ч. природоохр. проекты). На 1 янв. 1997 одобр. Советом директоров ЕБРР ассигнования составили 9,96 млрд ЭКЮ нарастающим итогом, а использовано - 3,2 млрд ЭКЮ (за 1992-96). Были подписаны соглашения по 405 проектам, реализуемым в 25 странах. Подписаны в т.ч. соглашения по 71 проекту в России с общей суммой обязательств на 2,7 млрд долл.; расходование по этим проектам составило 610 млн долл.
Европейский инвестиционный банк
Учрежден в 1958 в соответствии с Римским договором 1957 о создании ЕЭС. Находится в Люксембурге, имеет отделения в Афинах, Брюсселе, Лондоне, Риме. Капитал банка принадлежит 15 странам-членам ЕС.
Задачи банка: содействие развитию менее развитых стран и регионов ЕС; предоставление долгосрочных кредитов на модернизацию, реконструкцию и стр-во пр-тий, к-рые не могут быть полностью профинансированы отд. страной; реализация совместных хоз. проектов в интересах ЕС в целом.
Банк оказывает помощь в развитии транспорта и телекоммуникаций, энергетики, финансирует проекты в области охраны окружающей среды, кредитует малые пр-тия. ЕИБ также обеспечивает в пределах установл. лимитов кредитование проектов в 12 странах Средиземноморья, 69 странах Африки, Карибского бассейна и Азии, 11 странах Центральной и Восточной Европы и 30 странах Латинской Америки и Азии. В нач. 1997 банк впервые предоставил кредит в евро.
Руководящие органы -Совет управляющих из представителей стран-членов; Директорат в составе 25 директоров и 13 заместителей. Оперативное руководство осуществляют президент банка и вице-президенты.
Европейский платежный союз
Е.п.с. функционировал с июня 1950 по дек. 1958. В нем участвовали 17 западноевроп. стран. США проявили инициативу при создании Е.п.с. и оказали поддержку, сделав взнос в размере 1 050 млн долл. с июля 1950 по июнь 1954.
При этом США преследовали три цели: стимулирование амер. инвестиций, распределение помощи по плану Маршалла и внедрение доллара в международные расчеты стран Западной Европы. Амер. представитель участвовал в административном комитете Е.п.с. с правом совещат. голоса.
Валюта Е.п.с. - эпунит - европейская платежная единица с золотым содержанием 0,888671 г чистого золота, как у доллара США того периода (см. Международные валютные единицы).
Деятельность Е.п.с. состояла в ежемесячном многостороннем зачете взаимных платежей. Сведения о сальдо каждой страны передавались Банку международных расчетов, к-рый выполнял функции банка-агента Е.п.с. в качестве посредника, т.к. сумма активных и пассивных сальдо совпадала. Затем осуществлялось регулирование сальдо по клиринговому счету каждой страны в соответствии с ее квотой.
Общая сумма квот превышала 4 млрд эпунит. Эти взносы стран в капитал устанавливались в зависимости от объема междунар. платежей страны (Великобритании - 1 млрд эпунит, Франции - 520 млн и т.д.). Квоты не оплачивались (в отличие от Международного валютного фонда), и в их пределах определялась доля платежей золотом (и долларами) и кредитов, к-рые страны с активным платежным балансом предоставляли кредиторам. Благодаря взаимным зачетам по 45% требований были сэкономлены золотовалютные резервы стран-участниц и фактически введена частичная конвертируемость их валют.
Под давлением стран-кредиторов (ФРГ, Бельгии, Нидерландов) доля оплаты сальдо золотом и долларами увеличилась с 40% в 1950 до 75% в 1955 за счет соотв. уменьшения автоматич. кредитования стран-должников (Франции, Великобритании, Турции, Норвегии, Греции и др.). За 8,5 года функционирования Е.п.с. 70% общей суммы обязательств стран-должников погашено золотом и долларами за счет их перекачивания (5 млрд долл. США) в страны-кредиторы, прежде всего в ФРГ.
С введением конвертируемости западноевроп. валют Е.п.с. был ликвидирован и заменен Европейским валютным соглашением.
Европейский экономический, валютный и политический cоюз
Экономич. интеграция гос-в и относительно обособившийся от нее процесс валютной интеграции находятся в сложной причинно-следственной зависимости. Экономический и валютный союзе условиях развитого рыночного хоз-ва является единым целым, хотя в соответствии с методологией экономим. теории можно выделить составляющие его компоненты.
Традиц. макроэкономич. теория рассматривала валютный союз как группу стран, имеющих фиксиров. валютные курсы и воздерживающихся от их пересмотра даже в случае появления серьезных дисбалансов. Такой союз не означает достижения реального прогресса в области экономим, интеграции, поскольку, отказываясь от проведения девальваций и ревальвации, страны сохраняют тем не менее возможность использования иных инструментов регулирования валютной сферы.
Это - простейшая форма валютного союза, не предполагающая создания единого рынка. Подобные валютные союзы существовали ранее (см. Латинский монетный союз).
Они возможны и между совр. рыночными экономиками (см. Экономика современная рыночная), если последние не преследуют одновременно ин-теграц. целей. Валютный союз, напр., существовал до 1979 между Великобританией и Ирландией. Его простейшая форма позволяет странам сохранять и валютные ограничения, и запрет на свободу движения капиталов, и тамож. барьеры. Применительно к странам СНГ эту форму валютного союза представляла старая рублевая зона, в рамках к-рой на протяжении 1992, как правило, сохранялась единая валюта, а расхождения в темпах проведения экономич. реформ, направлениях макроэкономич. политики, основных экономич. показателях (прежде всего инфляции) компенсировались «мерами по защите внутреннего рынка», т.е. прямыми адм. запретами.
Опыт функционирования простейших валютных союзов показывает, что для обеспечения подлинной валютно-экономической интеграции фиксация паритетов обязательно должна быть дополнена иными механизмами экономич. взаимодействия: полной свободой движения капиталов и согласованием макроэкономич. политики. Вопрос же о том, обязательно ли для успеха валютного союза вводить общую валюту, долгое время оставался дискуссионным. Опыт доказал, что только валютный союз, предусматривающий введение единой валюты, приносит ожидаемые преимущества. Введение единой валюты - процесс длит., ему может предшествовать период, когда страны ограни-чиваются фиксацией валютных паритетов. Такая форма валютного союза предусмотрена Маастрихтским договором.
Однако это переходный этап к полноценному валютному союзу с единой валютой. Валютный союз, подразумевающий введение единой валюты и дающий существ, экономия, преимущества интегрир. региональному комплексу, не может быть сформирован в отрыве от союза экономич., предполагающего как существование тамож. союза, так и обеспечение «четырех свобод»: движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. единого рынка без границ, а также скоординир. макроэкономич. политики. Формирование единого рынка, о чем свидетельствует опыт, неизбежно вызывает необходимость введения в странах единой валюты.
По оценкам экспертов ЕС, преимущества интегрир. экономич. пространства могут полностью проявиться лишь при условии параллельного создания валютного союза. Вместе с тем это не валютный союз в простейшей форме, а итог усилий по реальной интеграции хоз. комплексов, отмене всех барьеров на пути движения факторов производства.
Так появляется концепция экономического и валютного союза. Экономич. и валютный союз проходит неск. этапов развития. На первом этапе обеспечивается функционирование единого рынка, включая свободу движения капиталов, и сокращаются пределы колебаний валютных курсов нац. ден. единиц, усиливается координация макроэкономич. политики; на втором - координация политики постепенно приводит к конвергенции (сближению) осн. экономич. показателей.
Лишь на третьем этапе вводится единая валюта и формируется единый центральный банк. Экономич. и валютный союз в завершенном виде представляет собой высшую ступень экономич. и валютной интеграции и предполагает существование единого внутреннего рынка, скоординир. макроэкономич. политики, единой валюты и единого центр, банка.
Именно этот подход положен в основу Маастрихтского договора. Формирование экономич. и валютного союза означает для его участников как экономич. преимущества от введения единой валюты (сокращение расходов на проведение валютных операций, ликвидация непредсказуемых колебаний валютных курсов, обеспечение стабильности цен и т.д.), так и определ. издержки (утрата валютного курса как инструмента макроэкономич. политики и адаптации к асимметричным экономич. шокам, сокращение «сень-оража», т.е. поступлений от денежной эмиссии, и др.).
Политический союз, предполагающий проведение общей внешней политики и политики в области безопасности, является еще более высокой ступенью взаимного сотрудничества, нежели союз валютно-экономич., однако деятельность последнего может быть успешна лишь при наличии ясной перспективы создания политич. союза.
Одной из причин провала предшествующих попыток создания валютного союза было отсутствие параллельного прогресса в сфере политики. Маастрихтский договор - договор о комплексном союзе - и экономическом, и валютном, и политическом.
Европейское валютное соглашение
Ежемесячно централиз. зачеты осуществлялись через созд. для этой цели Европейский фонд, к-рый предоставлял странам-членам небольшие кредиты сроком до двух лет. Капитал Европейского фонда был образован за счет осн. капитала ЕПС и взносов стран Западной Европы.
Условия взаимных расчетов в рамках Е.в.с. и сменившего его в янв. 1973 валютного соглашения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отличались от условий ЕПС: было прекращено автоматич. кредитование стран с пассивными платежными балансами в размере 25% дебетового сальдо взаимных расчетов, к-рое полностью стало покрываться конвертируемой валютой; Банк международных расчетов стал пересчитывать сальдо по взаимным расчетам в доллары не по среднему курсу, а по курсу покупателя страны-кредитора, что невыгодно стране, по инициативе к-рой совершается зачет; наконец, соглашение охватывало незначит, часть между-нар. расчетов, к-рые стали осуществляться децентрализованно, путем покупки валюты на валютном рынке.
Европолис
Появление Е. связано с планами создания единого страхового рынка ЕС, а применение его в практике работы страховщиков стран - членов ЕС является одним из этапов реализации этих планов.
Наличие Е. представляет собой гарантию получения унифицированной страховой защиты в любой из стран - членов ЕС.
Европэй Интернешнл EUROPAY INTERNATIONAL
Учреждена в форме акционерного общества в сент. 1992 в Брюсселе (Бельгия) в результате слияния трех компаний: Eurocard International, Eurocheque International и Eurocheque International Holding. Акционеры - национальные ассоциации Europay и Eurocheque в разл. странах, а также др. платежные орг-ции и банки, в т.ч. в России.
В числе крупнейших акционеров немецкая (GZS), французская (Europay France) и британская (MasterCard/Europay) расчетные системы. Высшие органы управления - Международный совет директоров и ассамблея акционеров. Система предлагает пользователям розничные платежные продукты неск. категорий - т.н. Europackage («Ев-ропакет»), часть к-рых предназначена для использования на тер. европейских стран, часть - в глобальном масштабе.
Платежные продукты 1-й категории -«Платите заранее» («pay before») - предполагают предварит, внесение денег в момент покупки данного продукта у банка. Сюда входят относительно новые продукты - дорожные чеки Euro travellers cheque, выпускаемые совместно с компаниями MasterCard и Thomas Cook, и карточки типа «электронный кошелек» - Clip.
Продукты 2-й категории - «Платите сейчас» («pay now») - предполагают списание денег с банковского счета пользователя в момент совершения операции. В нее входят еврочеки (Eurocheque), гарантийные карточки еврочеков (Eurocheque Guarantee Card), банкоматные (ATM cards) и дебетовые карты (Debit cards) (см. Платежные карты). В 1972 был введен единый формат еврочеков, к-рый допускает выписку чеков в валюте страны визитера.
В 80-х гг. возможности использования продуктов этой категории расширились благодаря допуску еврочековых и банкоматных карт в сети банкоматов (Cirrus) и POS-термина-лов (edc/Maestro). Продукты 3-й категории - «Заплатите позднее» (pay later) - предполагают предоставление пользователям кредита.
Это кредитные карты Europay/MasterCard, используемые в глобальном масштабе. В зависимости от режима использования и условий погашения кредита различают: массовые карты Mass Cards - личные карты для повседневных расчетов; расчетные (чардж) карты (Charge Cards)-для лиц с высоким уровнем доходов и более широким набором льгот; деловые расчетные карты (Business Charge Cards) - для деловых поездок высших административных служащих компаний. Кроме того, Europay Internl выпускает «золотые карты» (Gold Cards) с большим набором предоставляемых эксклюзивных льгот и карты с рельефной факсимильной подписью держателя (Signia) для состоятельных клиентов (в спец. круглосуточной многоязычной службе содействия клиентам держателю карты выделяется персональный менеджер). В 1999 по лицензии Europay выпущено 243,4 млн карт; эти карты принимались в 17,4 млн торг. точек, их обслуживало 249 тыс. банкоматов. Деятельность Europay Internl в России характеризуется след. данными (1999): эмиссия карт системы составила 1,840 млн шт., их принимали 15 тыс. торговых и сервисных центров и около 2300 банкоматов. Общее число трансакций за год - 10,7 млн.
Расчеты в системе Europay Internl осуществляются через Европейскую систему платежных услуг EPSS (European Payment System Services), к-рая находитсяв совместном владении с MasterCardIntern!'(15% акций).
С помощью телекоммуникац. системы EPS-net осуществляется передача данных по сделкам, авторизация операций и урегулирование расчетов, а также обеспечивается безопасность работы банкоматов, обслуживающих карты Eurocheque.
В отд. странах действуют внутр. коммуникац. системы, подключ. к междунар. линиям связи. EPSS обеспечивает связь эквайреров (см. Эквайрииг) с банками-эмитентами карт, а также клиринг операций с еврочеками, в к-ром участвуют стра-новые клиринговые центры еврочеков. Комиссии по инкассо еврочеков взимаются в определ. проценте к сумме чека или в виде твердой ставки при сумме чека ниже установл. минимума.
По продуктам категории «Заплатите позднее» взимаются взаимные компенсационные выплаты, к-рые уплачиваются эквайрером банку-эмитенту карты. По кассовым авансам и при операциях получения наличных в банкоматах взаимную компенсац. выплату производит эмитент эквайреру.
Еврорынок
Возник с конца 50~х гг. (вначале как рынок евродолларов). Поскольку США покрывают дефицит платежного баланса нац. валютой, доллары переводятся на счета иностр. банков и превращаются т.о. в евродоллары.
Развитие Е. обусловили след. факторы: объективная потребность экономики в гибком междунар. вал ютно-кредитном механизме для обслуживания внеш-неэкономич. деятельности; введение конвертируемости ведущих валют с конца 50-х - начала 60-х гг.; либерализация валютного законодательства; стимулированное нац. регулирование и размещение депозитов банков и фирм в загранич. банках в целях извлечения прибыли.
Особенности Е.: а) огромные масштабы операций (объем-нетто - 3 трлн долл. США в 90-х гг. по сравнению с 2 млрд долл. в I960; объем-брутто, включающий повторный счет, более чем в 1,5 раза превышает объем-нетто).
Это обусловлено действием кредитного мультипликатора ~ коэффициента, отражающего связь между депозитами и увеличением кредитных операций и неоднократным использованием евровалют для де-позитно-ссудных операций; б) отсутствие четких пространственных и временных границ. Е. функционирует круглосуточно, преодолевая ограниченность часовых поясов, в поисках его участниками оптим. условий; в) выделение категории евробаиков из числа крупнейших банков - институциональная особенность. Монополизация Е. евробанками позволяет им диктовать условия менее крупным банкам; г) ограниченный доступ заемщиков на Е.
Основными заемщиками являются: корпорации и банки с высшим рейтингом (ААА), правительства, международные финансовые институты; д) доминирование долларов США, хотя их доля снижается (с 80% в 60-х гг. до 50-60% в 90-х) за счет повышения доли евромарок (14%), евроиен (16%), евро-швейцарских франков (6%), до 1999 ЭКЮ (3%), еврофранцузских франков (1%) и др. валют; е) универсальность деятельности: на Е. выполняются междунар. валютные, кредитные, финансовые, расчетные, гарантийные операции, 2/3 операций Е. совершаются на межбанковском рынке, 1/3 составляют операции с небанковскими клиентами; ж) осуществление сделок по стандартной схеме с использованием новейших информационных технологий. Сроки евродепозитов составляют от 1 дня до года, обычно 6 мес, реже до 2 лет.
Типичная сумма межбанковских депозитов на Е. достигает 5-10 млн долл. и более. Кредитные операции совершаются в размере от 1 млн до нескольких сотен миллионов долларов; з) применение междунар. процентных ставок (см. ЛИБОР, ЛИБИД). Структура Е. аналогична структуре мирового рынка ссудных капиталов и включает: евроденежный рынок - краткосрочные (до 18 мес.) межбанковские депозиты и еврокредиты; рынок еврокредитов - средне- и долгосрочные операции; еврофинансовый рынок, охватывающий рынки еврооблигаций, евроакций, евровекселей, новых финансовых инструментов.
Еврочек (Eurocheque)
Eurocheque. E. сопровождает гарантийная еврокарта (Eurocard), по предъявлении к-рой клиент получает деньги в заруб, банках.
Е. возник в 60-е гг.
Крупные европ. банки предоставили клиентам право пользоваться Е. при заруб, поездках с предъявлением гарантийной еврокарты.
Преимущество Е. состоит в возможности выписывать его в валюте страны пребывания. Е. выписывают коммерч. банки, сберегат. банки, почтовые учр-ния, к-рые гарантируют выплаты по ним в пределах установл. лимита, в т.ч. через банкоматы. Е. принимаются магазинами в 40 странах мира (см. Кредитная карта, Чек).
Международные фонды европейского союза
структурные фонды и другие целевые фонды ЕС, предназначенные для финансирования мероприятий, связанных с проведением Европейским Союзом активной социальной и региональной политики (обеспечение «гармоничного развития», «укрепление социально-экономического сплочения», «сокращение разрыва между уровнями развития различных регионов», уменьшение «отставания регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях, включая сельские районы»). К ним относятся: Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (ЕФОГА, начал действовать с 1 июля 1964), Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, основан в 1975), Европейский социальный фонд (ЕСФ, функционирует с 1960), Фонд сплочения (образован в 1993 после принятия Маастрихтского договора); Фонд (финансовый инструмент) содействия рыболовству (ФСР, действует с 1994); Европейский фонд улучшения условий жизни и труда; Европейский фонд профессиональной подготовки (1990). Все фонды явились результатом углубления экономич. интеграции стран ЕС, итогом к-рой стало не только введение единой европейской валюты, но и значит, увеличение в бюдж. сфере доли расходов на регион, и соц. политику. ЕФОГА структурно разделен на две части: одна связана с финансированием мероприятий, обусловл. проведением общей сельскохоз. политики (ОСХП, принятый в 1962); другая - конкретных мероприятий в сфере с. хоз-ва.
Осн. финанс. ресурсы на проведение ОСХП выделяются Секции поддержки и гарантий (в 70-е гг. свыше 90%, в 1996 около 50% всех ассигнований по фонду ЕФОГА). В бюджете ЕС ресурсы для этой Секции приводятся в отд. статье. Они используются для регулирования цен и поддержания уровня фермерских доходов. Проведение структурной политики ЕС в сфере с. хоз-ва финансируется через Секцию ориентации сельского хозяйства в рамках ассигнований на структурные фонды.ЕФРР является финанс. инструментом поддержки регион, политики ЕС. Гл. его задача - снижение диспропорций в развитии отд. регионов государств-членов ЕС. При распределении ресурсов приоритетными считаются программы, охватывающие территорию неск. стран. Наибольшее внимание уделяется периферийным и депрессивным регионам.
ЕСФ (как финансовый инструмент социальной политики ЕС) призван оказывать помощь представителям определ. профессий и отраслей, районам, сталкивающимся с трудностями в ходе перестройки пром-сти в рамках ЕС. Ресурсы ЕСФ используются для осуществления программ сокращения безработицы (в части., структурной, связ. с участием страны в ЕС), преодоления соц. отторжения, гармонизации семейной и профессиональной жизни женщин. Видное место в деятельности ЕСФ занимают вопросы создания поисково-информац. систем, позволяющих отслеживать наличие незанятых рабочих мест, финансирования профессионального обучения.
В отличие от структурных фондов Фонд сплочения как финансовый инструмент политики создан для софинансирования и реализации конкретных проектов в области защиты окружающей среды и развития транспорта (трансевропейских сетей) в отстающих странах, имеющих ВВП на душу населения ниже 90% среднего по ЕС уровня (Греция, Ирландия, Испания, Португалия). Очередность осуществления проектов определяется совместно Европейской комиссией и государствами-членами ЕС. Средства, выделяемые из этого фонда, составляют 80-85% всего гос. капитала, необходимого для реализации проектов в отмеченных сферах. Комиссия ЕС считает, что в принципе не менее 50% средств из Фонда сплочения должно направляться на выполнение экологич. проектов, что отвечает общим целям и задачам политики ЕС в области окружающей среды.Фонд содействия рыболовству как особый финансовый инструмент был создан для финанс. поддержки мероприятий, направл. на повышение конкурентоспособности рыболовной пром-сти стран ЕС. В 80-х и 90-х гг. был предпринят ряд шагов для реформирования структурных фондов с целью усиления программного подхода и достижения большей концентрации ресурсов, направляемых на реализацию программ развития. В бюджете ЕС ассигнования на структурные фонды приводятся большей частью по целевому назначению (т.н. направлениям). В 1994-99 было 6 таких направлений, на период 2000-06 их кол-во сокращено до 3. В рамках направлений выделяемые ресурсы будут использоваться для развития отстающих и арктических регионов, проведения структурных преобразований в экономике с целью сближения уровней социально-экономич. развития, улучшения занятости, повышения качества образования и профессиональной подготовки. Этот метод позволяет производить адресное использование средств бюджета и уменьшает возможность нецелевого использования выделяемых ресурсов. В бюджете ЕС 2000 на структурные фонды были выделены след. ресурсы:
(млн евро)
ЕФОГА. Секция ориентации с. хоз-ва 2 634
ЕФРР 15 855
ЕСФ 9 220
ФСР 567
ВСЕГО 28 276
Коммун, инициативы 1 198
ИТОГО 29 474
Источник : Рассчитано по : Official Journal of the European Communities. Vol . 43. 14 February 2000. - P . 716-726.
С учетом средств, направляемых в ЕФОГА по линии Секции поддержки и гарантий, общий объем ресурсов этого фонда на 2000 запланирован в размере свыше 44 млрд евро. Помимо средств структурных фондов в Фонд сплочения выделено 2659 млн евро. Структурные фонды и Фонд сплочения - важнейшие инструменты проведения согласов. экономич. политики в жизненно важных областях деятельности ЕС. Практика показала, что серьезные противоречия, имеющие место при определении принципов формирования фондов и распределения направляемых в них ресурсов, не являются непреодолимым препятствием на пути к более глубокой интеграции экономик стран-членов ЕС.
Комментарии (1)