simple site templates

Контроль

Глоссарий от Phaethon. Cвыше 17000 терминов


Поиск

Поиск по буквам
A  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  


Результат поиска по запросу:

Контроль


 Банковский контроль

- осуществление банками контрольных функций, связанных с их основной деятельностью: кредитованием, проведением расчетных, валютных, кассовых, фондовых и других операций, предоставление различного рода услуг - трастовых, лизинговых, факторинговых и других.

Банковский контроль - составная часть банковского менеджмента, способствующая повышению эффективности организации банковской деятельности, снижению уровня банковского риска.

В процессе своей деятельности банки контролируют выполнение заключённых с клиентами договоров.

Характер и содержание контроля определяются степенью риска. Например, при кредитовании банки оценивают финансовое состояние заемщика, определяют его рейтинг. В зависимости от этого принимаются меры по обеспечению возвратности кредитов - требования залогов, гарантий, страхования.

Осуществляется банковский контроль и при других операциях - проверяется правильность оформления расчетной и иной документации, наличие соответствующих ресурсов, выполнение законов, указов, банковских правил и инструкций. В зависимости от целей различают контроль предварительный, текущий, последующий.

Предварительный контроль - необходимая предпосылка создания нормальных условий для заключения договора и определения его содержания.

Текущий контроль призван обеспечить точность соблюдения предусмотренных в договоре обязательств и положений.

Последующий контроль дает возможность оценить точность и полноту выполнения договора, и эффективность этой операции для деятельности банка.

Правительство может директивным образом, исходя из интересов государства, поручить банкам проведение дополнительных контрольных функций, связанных с характером их работы (например, контроль за соблюдением хозяйственными организациями кассовой дисциплины, за правильностью проведения валютных операций).

В условиях директивной экономики такие поручения были весьма разнообразны: проверялось использование оборотных средств, состояние запасов, расходование средств на зарплату и др.

Помимо контроля за деятельностью и финансовым состоянием клиентов в процессе их обслуживания банки осуществляют внутренний контроль, ревизии, проверки. Эта работа призвана не только отразить состояние учетной и контрольной работы в банке, но и наметить перспективы ее совершенствования.

Согласно Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» банки обязаны наладить внутренний контроль за рядом видов операций с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей. Информацию о таких операциях банки обязаны предоставлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по его письменному запросу.

 Бухгалтерский контроль

- (англ. accounting control) - комплекс мероприятий по обеспечению правильности ведения бухгалтерского учета в организации, в частности контроль данных аналитического и синтетического учета, за соблюдением учетной политики, составлением регистров бухгалтерского учета, заполнением форм внутренней и внешней бухгалтерской отчетности.

Организацию Б.к. осуществляет гл. бухгалтер, обеспечивая контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования гл. бухгалтера по документальному оформлению хоз. операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников орг-ции (ст. 7 п. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (1996)).

Без подписи гл. бухгалтера ден. и расчетные документы, финанс. и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

 Бюджетный контроль

- (англ. budgetary control) - составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса.

Цель Б.к. - обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюдж. средств. При Б.к. проверяется соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступления налогов и др. платежей в бюджет, соблюдение финанс. дисциплины и режима экономии в расходовании бюдж. средств. Объектами Б.к. являются не только ден, средства, но и материальные и трудовые ресурсы пр-тий и орг-ций, финансируемых из бюджета.

Б.к. осуществляется соотв. федеральными и региональными органами гос. власти и органами местного самоуправления и их контрольно-счетными органами, органами Федерального казначейства РФ, региональными и муниципальными казначействами, налоговыми и таможенными органами, органами финансово-банковской системы, ведомственного контроля.

Содержание Б.к., его организац. формы самостоятельно определяют законодат. (представит.) органы гос. власти и органы местного самоуправления (Федеральное собрание РФ, законодательные органы республик, входящих в состав РФ, краевые, областные, городские, районные думы и др.), руководствуясь соотв. положениями о бюдж. процессе.

Законодат. (представит.) органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов. В результате рассмотрения проектов бюджетов в комитетах и комиссиях законодат. органов- выявляются возможности увеличения доходной части бюджетов, определяются пути наиболее эффективного и целесообразного распределения бюдж. средств, снижения дефицита бюджета.

Законодат. органы могут создавать контрольно-счетные органы (счетные палаты), осн. задачами к-рых являются: контроль за своеврем. исполнением доходов и расходов бюджетов по объему, структуре и целевому назначению; регулярное представление представит, органам власти информации о ходе исполнения бюджетов; анализ выявл. отклонений от установл. показателей бюджета и подготовка предложений, направл. на их устранение; финанс. экспертиза проектов законов. Исполнит, органы гос. власти и органы местного самоуправления (Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав РФ, администрации областей, краев, округов, городов, районов и др.) контролируют правильность использования пр-тиями и орг-циями выдел, им из бюджета ассигнований.

Ведущую роль в осуществлении Б.к. со стороны исполнит, органов играют Минфин России и финанс. органы в регионах и на местах. Финанс. органы систематически контролируют составление и исполнение бюджетов, проверяют обоснованность проектов смет и расчетов к проекту бюджета, целесообразность выделения средств из бюджета в запланир. суммах, законность расходования бюдж. средств, состояние смет-но-штаткой дисциплины, бух. учета и отчетности у распорядителей и получателей бюдж. средств.

Осн. задачей органов Федерального казначейства является контроль за исполнением федер. бюджета. Органы наделены правами проводить у любых пр-тий и орг-ций проверки ден. документов и регистров учета, связ. с зачислением и использованием средств федер. бюджета, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафов. К функциям органов Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ, Государственного таможенного комитета России относятся: контроль за соблюдением налогового и тамож. законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, включая таможенные платежи, в соотв. бюджеты; выявление, пресечение и предупреждение налоговых правонарушений.

На органы Банка России и уполномоч. кредитные орг-ции возложен контроль за правильностью и своевременностью зачисления средств на счета бюджетов и перечисления с них средств на счета распорядителей и получателей бюдж. средств.

Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными подразделениями отраслевых уин-ств и ведомств путем проведения ревизий и проверок финансово-хозяйств. деятельности подведомств. орг-ций с целью выявления хищений, нарушений финанс. дисциплины, принятия мер по возмещению виновными причиненного ущерба. Б.к. подразделяется на: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный контроль предшествует расходованию ден. средств и материальных ценностей. Он проводится при составлении проектов бюджета, проверке представл. в финанс. органы проектов смет и расчетов к бюджету для предотвращения завышения бюдж. ассигнований и повышения эффективности распределения бюдж. средств. Текущий контроль осуществляется в ходе финансирования из бюджета, анализа периодич. отчетности, перечисления средств со счетов бюджета на счета распорядителей бюдж. средств.

Осн. задача текущего контроля - обеспечение расходования бюдж. средств в соответствии с выполнением программ и планов производств, показателей и освоением ранее выдел, средств, предупреждение излишеств в расходовании бюдж. средств. Последующий контроль проводится после поступления доходов в бюджет и финансирования из бюджета при рассмотрении и анализе отчетов об исполнении бюджетов, отчетов и бух. балансов распорядителей бюдж. средств, а также при проведении ревизии и проверок финансово-хозяйств. деятельности плательщиков налогов и распорядителей бюджетных средств, состояния учета и отчетности, ее достоверности.

Цель последующего контроля - выявление допущ. нарушений при уплате налогов в бюджет и расходовании бюдж. средств, разработка предложений по их устранению, укреплению финанс. дисциплины и предупреждение нарушений налогового, бюдж. и иного законодательства РФ.

 Ведомственный контроль

- контроль вышестоящего органа по отношению к подведомственным организациям.

Напр., Министерство РФ по налогам и сборам по отношению к налоговым инспекциям по краям, областям; Министерство здравоохранения РФ - по отношению к непосредственно подведомств. ему учр-ниям и орг-циям.

В.к. в быв. СССР регламентировался Постановлением Совета Министров СССР № 325 от 02.04.81, в соответствии с к-рым было разработано Положение о ведомственном контроле. Для этого в соответствующих министерствах и ведомствах были созданы спец. контрольно-ревизионные подразделения, проводившие ревизии и проверки.

В условиях рыночной экономики необходимость существования В.к. сохраняется, особенно для обслуживания орг-ций федеральной, муниципальной собственности и бюджетной сферы.

В.к. проводится по утвержд. плану, как пра-знло, не реже 1 раза в год. Направления и содержание В.к. определяются нормативными документами.

Результаты В.к. оформляются актами. Замечания и рекомендации, включ. в акт, являются обязат. для проверяемой орг-ции. Организации, подлежащие про­цедуре В.к., имеют право по собственной инициативе проводить аудиторские проверки, к-рые не заменяют В.к.

 Внутрихозяйственный контроль

- (англ. internal controls) - внутренний контроль, проводимый с целью оценки результативности функционирования предприятия, его подразделений, формирования предложений по развитию отдельных служб, их функций.

В ходе В.к. выявляются резервы производства, выполняется консалтинг по отношению к дочерним компаниям.

За внутрихозяйственный, или внутренний контроль отвечает сама организация или одно из ее подразделений.

На развитие В.к. оказали влияние изменение масштабов и усложнение функциональной деятельности пр-тий, создание многозвенных орг-ций с дочерними и зависимыми об-вами.

Вначале В.к. был сосредоточен на детальных проверках (сохранности основных средств, товарно-материальных ценностей, готовой продукции, недопущений непроизводительных расходов, убытков, злоупотреблений и т.д.).

По мере совершенствования систем регистрации и обработки данных необходимость сплошного контроля документов сократилась, и В.к. стал уделять внимание качеству функционирования системы и соответствию ее действий законодат. и норматив, актам, установленным процедурам внутри орг-ции.

В своем развитии от фиксации отклонений от заданных процедур В.к. перешел к изучению деятельности системы и оценке результативности ее работы (напр., проводя контроль использования лимита на приобретение оборудования, контролер наряду с проверкой использования лимита делает заключение об обоснованности расчета этого лимита).

Дальнейшие задачи - активное проникновение в функции менеджмента (организационную деятельность пр-тий), проверка качества управленческой деятельности и выдача предложений по ее усовершенствованию.

Практические действия руководителей хозяйствующего субъекта должны быть направлены на установление и поддержание системы В.к. в орг-ции. В.к. позволяет совету директоров или исполнительному органу наладить контроль за автономными подразделениями фирмы; проводимые в его рамках целевые контрольные проверки и их анализ позволяют выявить резервы произ-ва и определить наиболее эффективные направления развития.

Служба В.к. выполняет и консультативную функцию по отношению к финансово-бухгалтерским службам филиалов, дочерних компаний, зарубежных подразделений (см. также Контроль инспекционный.)

 Выборочный контроль

(англ. selective control) - процесс или процедура проверки меньшего, чем 100%, числа изучаемых объектов при аудите совокупности всех объектов с целью получения оценки характеристик и подготовки заключения о всей совокупности.

В.к. используется в аудите, если: характер исследуемых объектов не требует 100%-ной проверки; должны быть сделаны выводы о всей совокупности объектов; время и стоимость полной проверки всей генеральной совокупности будут слишком большими.

Осн. виды процедур В.к.: проверка арифметических расчетов; визуальные наблюдения; подтверждение; устный опрос; документальное подтверждение; сканирование и итоговый анализ. В.к. характеризуется прежде всего масштабом проведения, т.е. объемом работ, к-рые необходимо выполнить.

Планируя В.к., аудитор должен определить: конкретную цель аудита; процедуру или комбинацию процедур, к-рые обеспечат ее достижение; совокупность, из к-рой будет сделана выборка и к-рая будет уместной в свете конкретной цели. Характер и распределение процедур по срокам тесно связаны с содержанием рассматриваемых вопросов, тогда как их масштаб в большей степени зависит от необходимой точности и достаточности результатов проверки.

 Государственный финансовый контроль

- контроль за исполнением федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых льгот и преимуществ, финансовыми результатами, полученными от использования государственного имущества, закрепленного за государственными органами, организациями, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в федеральной собственности.

Федеральные органы гос. власти, органы гос. власти субъектов Федерации, орг-ции, пр-тия и учр-ния обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль за законностью расходования федеральных гос. средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед федеральным бюджетом, в т.ч. по налогам и др. обязательным платежам, правильностью ведения учета и составления гос. отчетности.

Г.ф.к. в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю (упразднена в мае 2000), контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, контролирующие поступление и расходование средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью банков и иных кредитных орг-ций в соответствии с законодательством РФ.

 Инвестиционный контроль

- (англ. investment management) - 1) контроль за эффективным использованием инвестируемых средств. Функции И.к. осуществляет ряд органов и комитетов Правительства РФ (см. Контроль Правительства РФ).

Примером может служить Министерство экономического развития и торговли России, одной из основных функций к-рого является реализация и контроль выполнения инвестиционных проектов с использованием централизованных капитальных вложений.

В целях повышения эффективности инвестиционного процесса, создания условий для широкого привлечения фи-нанс. ресурсов, в т.ч. от иностранных инвесторов, и для обеспечения структурной перестройки экономики по инициативе Минэкономики РФ создана Российская финансовая корпорация - гос. предприятие, осуществляющее реализацию приоритетных инвестиционных проектов и исполняющее функции И.к. Контроль и регулирование рынка ценных бумаг, а также контроль за деятельностью его профессиональных участников осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - федеральный орган исполнительной власти. Она организует свою деятельность на коллегиальной основе, назначает инспекторов для контроля за работой фондовых бирж и проверки инвестиционных институтов и отзывает их лицензии в случае обнаружения нарушений;

2) контроль за деятельностью специализированных инвестиционных фондов приватизации и управляющих этими фондами с обязательной процедурой определения обоснования приостановления или восстановления действия, а также отзыва выданной им лицензии. Деятельность специализир. инвестиционных фондов приватизации и управляющих этими фондами контролируют Министерство имущественных отношений РФ (ранее Министерство государственного имущества России) и региональные комитеты по управлению имуществом. И.к. осуществляется путем изучения (анализа) представляемых в установленном порядке документов, а также публикуемых (распространяемых) в СМИ сведений о лицензиате (инвестиционном фонде, имеющем лицензию на право деятельности) либо путем проведения проверки его деятельности. И.к. проводится комиссией, образованной лицензирующим органом. К работе в составе комиссии могут привлекаться сотрудники центральных органов федеральной исполнит, власти, органов исполнит, власти субъектов Федерации, исполнит, органов местного самоуправления, работники иных пр-тий, учр-ний и орг-ций по согласованию с их руководителями. Результатом И.к. может быть приостановление (восстановление) действия лицензий.

 Контроль


(от фр. controle - проверка, англ. control) - составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, др. нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями.

Контроль предназначен для осуществления наблюдения в соответствии с задачами, правами и обязанностями субъекта управления. Выделяют след. виды контроля: государственный статусом к-рого могут обладать контрольные органы, функционирующие в непосредственном подчинении законодат. власти; вневедомственный проводимый органами распорядит. и исполнит. власти; ведомственный включая внутрихозяйственный, проводимый ведомственными органами, обладающими контрольными полномочиями; аудиторский, независимый, обязательный, платный, осуществл. на основании договоров с объектом контроля (клиентом) о проведении финанс. проверок; общественный контроль со стороны обществ, организаций, профсоюзов и т.п..

Реализуя контрольную функцию, субъект управления создает необходимые предпосылки для нормального функционирования хозяйствующего субъекта и достижения намеченных целей как в стратегической перспективе, так и при решении вопросов оперативного характера. Содержание К. раскрывают такие процедуры, как: сбор, обработка и анализ информации о фактич. положении дел в структурных подразделениях; сравнение полученных данных с запланированными показателями; выявление отклонений и анализ их причин; разработка системы мероприятий для достижения намеченных целей. В совр. практике управления используются разл. виды К. По контролируемым объектам различают: К. хода производственных процессов, технологич. К., финанс. К., К. трудовой дисциплины и т.д. По периодичности К. может быть систематич., периодич. и разовым. По широте охвата различают К. общий и выборочный. Выделяют три аспекта управленческого К.: установление стандартов - ясное и четкое формулирование целей, к-рые должны быть достигнуты в намеченный период времени. Стандарты базируются на планах, разрабатываемых орг-циями. Одновременно формируется система показателей результативности деятельности управляемого объекта и его структурных элементов, позволяющая точно определить, что должно быть получено для достижения намеченных целей (объем, продажа, прибыль, стоимость сырья и материалов и т.д.); измерение фактически достигнутых результатов за определ. период и их сравнение с ожидаемыми. В ходе сравнения оценивается, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов; подготовка необходимых корректирующих действий, способствующих при-ведению фактич. положения дел к запланиров. результатам. На этом этапе могут пересматриваться и сами стандарты.

Принята своего рода технология К. Он проводится по опред. принцип. схеме: выбор концепции К. (система, процесс или частные проверки, предмет и цель К., контролирующий орган); определение цели К. (целесообразность, регулярность и эффективность); нормы К. (этические, правовые, производств, и т.п.); методы К.(предварительный (диагностич., терапевтич.); текущий и заключительный); объем и область К. (полный, сплошной, эпизодический, финанс., качество продукции, производительность труда, экология и т.п.).

Действенность и эффективность К. обеспечиваются при соблюдении след. требований: использование заранее принятых стандартов; соответствие функции, подлежащей измерению; доступность для своевременного понимания (позволяющая немедленно определить отклонение от норм и стандартов); результативность, способность продуцировать четкие корректирующие меры; последоват. характер контрольных процедур; базирование на реальных целях и задачах, ориентированных на объективные факты.

 Контроль валютный

(англ. foreign exchange control) - средство обеспечения соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. К.в. проводится путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов, а также соблюдения ими нормативных актов органов валютного контроля.

В процессе К.в., определяется соответствие валютных операций действ. законодательству и наличие необход. лицензий и разрешений; проверяется выполнение резидентами обязательств по продаже иностр. валюты на валютном рынке России, обоснованность платежей в иностр. валюте, полнота и объективность учета и отчетности по валютным операциям и по операциям нерезидентов (в руб.).

К.в. осуществляют его органы и агенты. Органы К.в. обладают более широкими полномочиями, чем агенты. Они могут: издавать в пределах своей компетенции норматив. акты, определять порядок и формы учета, отчетности и документации; привлекать нарушителей валютного законодательства к юридич. ответственности, вплоть до применения имуществ. санкций. Агенты валютного контроля таких полномочий не имеют и работают под руководством органов К.в. В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992) органами К.в. являются - Центральный банк РФ и Правительство РФ, агентами - орг-ции, к-рые в соответствии с законодат. актами могут осуществлять функции К.в. (в части. уполномоч. банки, подотчетные ЦБ РФ). Данное положение Закона было затем изменено и дополнено. Напр., Таможенный кодекс РФ (1993) установил, что Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) также является органом К.в., а иные тамож. органы выступают агентами, подотчетными ГТК РФ. В Законе РФ «О федеральных органах налоговой полиции» (1993) закреплено положение о том, что эти органы пользуются при исполнении служебных обязанностей правами агента К.в.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования (авг. 2001) порядок обязат. продажи резидентами поступлений иностр. валюты на внутр. рынке РФ устанавливается Президентом РФ. Постановлением Совета Министров РФ - Правительства РФ № 1157 от 15 нояб. 1993 утверждено Положение о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю - ВЭК РФ (с изменениями и дополнениями, внес. постановлением Правительства РФ № 556 от 3 июня 1995 - ликвидирована в авг. 2000). ВЭК РФ был определен как федер. орган исполнит. власти по реализации функции Правительства РФ по валютному контролю, за исключением полномочий, предусмотр. п. 1 и 3 ст. 12 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (исключены полномочия: издавать норматив, акты, обязат. к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в России; определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валют. операциям резидентов и нерезидентов). Все др. полномочия органов К.в., указ. в законе, относились и к ВЭК РФ (в т.ч. взыскание сумм штрафов за нарушение валютного законодательства и иных санкций). Т.о., хотя ВЭК РФ создан на основе подзак. акта (в отличие от др. органов, предусмотр. законами), он в рамках своей компетенции обеспечивал контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ федер. органами, пр-тиями, банками, физич. лицами, участвующими в регулировании и выполнении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономич. операций. ВЭК РФ имел подведомств. территор. органы валютного и экспортного контроля, но не имеет подчин. агентов К.в. Поэтому на практике осуществлялось взаимодействие, совместные проверки органами ВЭК РФ и налоговой полиции.

К документам К.в. относятся документы, оформляемые в процессе соотв. внешнеторг. операции, - паспорт экспортной, импортной или бартерной сделки при тамож. оформлении товаров, перемещаемых через тамож. границу РФ, по каждому заключ. контракту. При К.в. должностные лица вправе проверять все имеющие отношение к делу документы, получать необходимые объяснения, справки и сведения, изымать документы о нарушениях валютного законодательства, приостанавливать операции по счетам и действие лицензий, разрешений на право проведения валютных операций. В случае ненадлежащего исполнения обязанностей проверяющие привлекаются к юридич. ответственности. Определяется также ответственность лиц, нарушающих валютное законодательство. Такая ответственность наступает на основе материалов проверок органами и агентами К.в.

 Контроль внешнеторговых сделок

- 1) система мер (организационные структуры и средства регулирования поставок контролируемых товаров) по защите государственных интересов РФ при осуществлении внешнеэкономической деятельности и конверсии оборонной промышленности; 2) защита национальных интересов и соблюдение международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных особо опасных видов оружия и технологий их создания.

Правовая основа К.в.с. - Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, направленные на предотвращение ущерба от экспорта в зарубежные страны отд. видов товаров. Рабочие орг­ны К.в.с. России: Комиссия по экспортному контролю при Правительстве РФ и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю (ликвидирована в авг. 2000). Экспорт товаров (работ и услуг) или их выпуск за пределы таможенной территории РФ без последующего ввоза принадлежит к числу важн. таможенных режимов. Это означает обязат. предъявление документов о внесении экспортером требуемых платежей, а в необходимых случаях - представления таможенной декларации и копии получ. лицензии.

Единая политика К.в.с. определяется обеспечением безопасности страны, ее политич., экономич. и военных интересов, что предполагает осуществление экспорта и импорта РФ, как правило, без количеств. ограничений. Для устранения серьезного ущерба или для предотвращения угрозы его причинения в соответствии с общепризн. нормами междунар. права Правительство РФ может количественно ограничить экспорт (импорт) или ввести спец. таможенную пошлину. Основанием для введения защитных мер служат результаты расследования, провед. федер. органом исполнит. власти по поручению Правительства РФ и(или) по заявлению органа исполнит. власти субъекта РФ, производителя или объединения производителей, чье совокупное произ-во подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50% их внутреннего произ-ва. Срок расследования - не более 2 мес. со дня принятия заявления. Процедура введения защитных мер предусматривает направление уведомления соотв. органам иностр. гос-в или органам тамож. территорий о начале расследования с указанием товара, доказательств наличия существенного ущерба или угрозы причинения такового от его импорта, предлагаемой защитной меры и срока ее введения, а также о готовности провести консультации по спорным вопросам. Офиц. публикация решения Правительства РФ по введению защитной меры и об экономич. санкциях с указании общего кол-ва и стоимости подпадающих под ограничение товаров должна произойти не позднее чем за 3 мес. до введения этих ограничений в действие. Под существ. ущербом понимается общее ухудшение состояния отечеств. произ-ва в данной отрасли (сокращение произ-ва и рентабельности соотв. товаров и услуг); под угрозой причинения существ. ущерба- очевидная неотвратимость такого ущерба, подтвержд. фактич. доказательствами.

Срок действия защитных мер, их досрочная отмена или продление экономич. санкций, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия по отношению к ним защитных мер устанавливаются Правительством РФ с учетом междунар. обязательств РФ. При этом распределение квот (см. Квотирование) и выдача лицензии осуществляется путем проведения конкурса и международного аукциона или с представлением преимуществ, права выполнения операций по экспорту и(или) импорту суммарного исполнения квоты. Не допускается ограничение числа участников конкурса или аукциона, их дискриминация по форме собственности, месту регистрации и положению на рынке. Товары, ввозимые на тер. РФ, должны соответствовать технич., фармаколог., санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологич. стандартам и требованиям, установл. в РФ. Исходя из нац. интересов, могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и(или) импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. прав на них по соображениям обществ. морали и соблюдения правопорядка; охраны жизни и здоровья людей, животного и растит. мира и окружающей среды в целом; сохранения культурного наследия народов России; защиты культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них; необходимости предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связ. с этим, проводятся одновременное ограничением соотв. внутр. произ-ва и потреблении обеспечения нац. безопасности РФ; защиты внешнего финанс. положения и поддержания платежного баланса РФ; выполнения междунар. обязательств России. Порядок сертификации ввозимых товаров и ввоз экологически опасной продукции регулируются и(или) подлежат спец. контролю в соответствии с федер. законами и иными правовыми актами РФ.

Запрещен ввоз на тер. РФ товаров: не соотв. стандартам и требованиям, указ. выше; не имеющих сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотр. федер. законами и иными правовыми актами РФ; запрещ. к использованию как опасные потребительские товары, имеющие дефекты и представляющие опасность для потребителей. Все эти товары и продукты должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составл. независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определ. Таможенным кодексом РФ. К.В.С. осуществляется и для защиты нац. интересов. Попадающая под К.в.с. номенклатура вооружений, военной техники, отд. видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технич. информации иуслуг, к-рые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Эти указы вступают в силу не ранее 3 мес. со дня их офиц. публикации. Перечень вооружения, военной техники, работ и услуг, впервые предлагаемых для экспорта из РФ, утверждается Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Экспорт (импорт) продукции военного и двойного назначения (гражданского и военного) осуществляеся в соответствии с решением Правительства РФ и основании лицензий, выдаваемых в установл. порядке.

 Контроль внутренний

(англ. internal control) - проверка системы организации документооборота, его взаимосвязи с организационной и управленческой структурой фирмы, взаимосвязи между структурными подразделениями, а также всех управленческих решений и процедур, направленных на сохранность активов, адекватной функционир. системы бухгалтерского учета и отчетности.

 Контроль внутрибанковский

проверка силами сотрудников банка соответствия проводимых банком операций установленным правилам и нормам.

Направлен на обеспечение законности выполнения операций, обеспечение сохранности ден. средств и др. ценностей, правильное отражение операций в бух. учете. К.в. позволяет выявить и документально подтвердить нарушение правил и утрату ценностей ответственными лицами. Он призван обеспечить соблюдение сотрудниками банков действ. законна и стандартов профессиональной деятельности на рынках, а также гарантировать надежность банка, стимулируя минимизацию рисков. В РФ нормативные акты Банка России требуют создания службы К.в., руководителем к-рой должен быть сотрудник банка в должности не ниже заместителя председателя правления; число работников службы должно быть достаточным для осуществления всех функций К.в.

 Контроль денежной массы

(англ. money supply control ) - осуществляется Центральным банком РФ во взаимодействии с Правительством РФ посредством проведения единой государственной денежно-кредитной политики (см. Денежное обращение), направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, наблюдения за результатами ее реализации, а также проведения валютной политики. Эмиссия наличных ленег (см. Денежная эмиссия), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ проводится ЦБ РФ, к-рый может устанавливать ориентиры роста одного или неск. показателей ден. массы, исходя из осн. направлений ведения гос. денежно-кредитной политики.

Для К.д.м. органы денежно-кредитного регулирования устанавливают максим. показатели объема чистых внутренних активов, а также предельные величины объема чистых требований органов денежно-кредитного регулирования к федеральному и расширенному правительствам (последнее по определению включает консолидированные федеральное Правительство и местные органы власти, а также бюджеты всех гос. внебюджетных фондов). Одна из осн. задач Правительства РФ - не допустить снижения доли расходов федерального бюджета по отношению к ВВП. Сокращение дефицита федерального бюджета создает благоприятные предпосылки для повышения роли ЦБ РФ в финанс. регулировании (контроле финансовом) посредством традиц. для рыночной экономики инструментов кредитно-денежной политики, к-рые последовательно замещают прямой адм. контроль за движением финанс. средств. Важная задача ЦБ РФ - контроль за инфляцией и поддержание стабильности нац. денежной единицы - российского рубля. Для плавного снижения инфляции рост ден. массы должен быть существенно ограничен. Контроль за предложением денег в экономике требует достаточно жесткой централизации. Решения, принимаемые «автономно», могут подорвать эффективность управления ден. массой и грозят полным выходом ситуации из-под контроля. Стратегия, проводимая ЦБ РФ, заключается в контроле за темпами роста агрегатов ден. массы и уровнем процентных ставок в целях поддержания ценовой стабильности и обеспечения экономического роста. Для реализации ден. политики ЦБ РФ в качестве осн. инструментов использует операции на открытом рынке, регулирование ставки рефинансирования и обязательных резервных требований. Рост ден. массы и предложения денег определяются политикой ЦБ РФ по предоставлению кредитов коммерч. банками, операциями с гос. ценными бумагами, а также покупкой и продажей валюты ЦБ РФ на валютных рынках. Развивая инструментарий кредитно-денежного регулирования, ЦБ РФ исходит из недопустимости дифференцир. применения осн. рычагов кредитно-денежной политики по регионам (ставка рефинансирования, лимиты кредитования, определение приоритетных сфер деятельности и предельной маржи по кредитам банка, установление резервных требований). Регионализация определения данных позиций по территориальным управлениям и нац. банкам республик означала бы полную потерю контроля за ден. эмиссией и отказ от принципа единства кредитно-денежной политики.

 

 Контроль документарный

контроль в аудите, проводимый на основе изучения, анализа документов.

 

 Контроль инспекционный

контроль, осуществляемый специальным уполномоченным органом или лицом для проверки действенности ранее выполненного контроля.

 

 Контроль качества аудита

(англ. audit inspection )-система организационных мер, методик и процедур, применяемых для проверки соблюдения правил (стандартов) и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ.

К.к.а. подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний контроль качества - система организационных мер, методик, процедур, принятых аудиторской фирмой для проверки ее сотрудниками и др. лицами, привлекаемыми к проведению аудита, выполнения требований, предусматриваемых нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в РФ, а также требований внутрифирменных правил и стандартов. Внутренний контроль обеспечивается правильным распределением работы между членами аудиторской бригады (аттестованными аудиторами, ассистентами аудитора, экспертами), контролем за аудиторами со стороны управленч. органов аудиторской фирмы, в части, путем просмотра руководителем и исправления рабочих документов аудиторской группы (бригады), заслушиванием их отчетов на заседании дирекции или совета фирмы и т.п. Внешний контроль - система орг. мер, методик и процедур, принятых гос. органами и общественными проф. объединениями аудиторов для проверки выполнения аудиторскими фирмами правил (стандартов) и др. нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ. Такой контроль может носить как системный, так и эпизодический характер. Органы, осуществляющие контроль за аудиторской деятельностью, регулярно проводят выборочные проверки качества аудиторских заключений. Проверка качества аудита может быть проведена по инициативе экономического субъекта, к-рый был подвергнут аудиторской проверке, или общественной аудиторской орг-ции. Нормативными документами предусматривается возможность взыскания убытков и штрафной неустойки с аудитора (аудиторской фирмы) в случае неквалифицированной аудиторской проверки, повлекшей расходы на перепроверку и иные убытки, а в случае составления аудиторского заключения заведомо ложного аннулирования лицензии и квалификац. аттестата аудитора, и привлечение его к уголовной ответственности.

 

 Контроль Правительства РФ

осуществление высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации (Правительством РФ) в пределах своих полномочий контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации Конституции РФ, законов, указов, международных договоров РФ и принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнит, власти. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства, Заместителей Председателя и федеральных министров. Правительство РФ утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнит. власти, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнит. власти, прогнозирует социально-экономич. развитие РФ, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономич., финанс. и инвестиц. сотрудничества, осуществляет общее руководство таможенным делом, принимает меры по защите интересов отечеств. производителей товаров, обеспечивает функционирование оборонного комплекса, разрабатывает и представляет Государственной Думе (см. Контроль Федерального Собрания РФ) проект федерального бюджета на очередной финанс. год и обеспечивает после утверждения Госдумой его исполнение, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Дает заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске гос. займов, об изменении финанс. обязательств гос-ва, а также на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. При выполнении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям Президента РФ, и Президенту РФ (см. Контроль Президента РФ). Правительство РФ выполняет функции государственного финансового контроля - разрабатывает, реализует и контролирует в пределах своих полномочий налоговую, финансовую, кредитную и денежную политику, принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг (см. Министерство финансов РФ). Контролем за исполнением Федерального бюджета ведает Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ (см. Федеральное казначейство РФ). Организация контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, возлагается на Аппарат Правительства РФ. Он взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания РФ. Аппарат Правительства РФ возглавляет федеральный министр. Официальный печатный орган Правительства РФ - «Российская газета».

 Контроль Президента РФ

осуществление главой государства контроля за ходом выполнения основных задач, возложенных на федеральные органы исполнительной власти, за деятельностью подразделений Администрации Президента РФ, координацией при проверке деятельности органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации.

Президент наделен соответствующими полномочиями по охране Конституции РФ. Полномочия по осуществлению контроля Президента РФ определены п. 3 р. 115 Конституции РФ; глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики, осуществляет государственный финансовый контроль, функции к-рого выполняет Главное контрольное управление Президента РФ (через центральный аппарат и региональные структуры). Коллегиальным органом при Президенте РФ, организовывающим разработку системы мер по гос. поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защите интересов гос-ва, экономич. субъектов, аудиторов и аудиторских фирм до авг. 2001 являлась Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

 

 Контроль Федерального Собрания РФ (общегосударственный)

контроль, осуществляемый представительным и законодательным органом государственной власти - Федеральным Собранием РФ - за экономическим, политическим и социальным развитием страны.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, к-рые образуют комитеты и комиссии (в частн., плановые, бюджетные, финансовые), проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ направляют письм. обращения по вопросам своего ведения членам Правительства РФ и руководителям федеральных органов исполнит. власти (см. Контроль Правительства РФ). О результатах рассмотрения письм. обращений и о принятых мерах члены Правительства РФ и руководители федеральных органов исполнит. власти сообщают соотв. комитетам и комиссиям в согласов. сроки. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ, куда в установл. сроки Правительством РФ представляется необходимая информация (см. Государственный финансовый контроль). Счетной палатой РФ выполняются и др. контрольные функции: контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долгов и за использованием кредитных ресурсов; контроль за федеральными внебюджетными фондами; контроль за банковской системой (см. Центральный банк РФ). Счетная палата РФ систематически анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявл. отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходов федер. бюджета. Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы принадлежит право законодательной инициативы как и Президенту РФ, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. В Государственную Думу Правительством РФ вносятся законопроекты и после обсуждения принимаются федеральные законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. Официальный печатный орган Федерального Собрания РФ - «Российские вести».

 

 Контроль финансовый

(англ. financial control ) - функция государственного финансового управления.

К.ф. представляет собой систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования ден. фондов гос-ва и местного самоуправления. К.ф. является формой гос. контроля, способствующей обеспечению законности и рациональности использования бюдж. средств, сохранности гос. и муниципальной собственности, вскрытию нарушений финанс. дисциплины. Осн. задача К.ф. - обеспечение четкого соблюдения норм финанс. права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования средств федер. и местных бюджетов, внебюдж. фондов, средств гос. и муницип. унитарных предприятий. К.ф. должен содействовать целевому расходованию средств, соответствующему реализации финанс. политики, эффективному использованию финанс. ресурсов и получению наибольшей отдачи. К.ф. выступает важнейшей составляющей финансового механизма и важным звеном контрольных органов управления в гос-ве. Особое место в К.ф. занимает анализ обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в кредитно-финансовых орг-циях. К.ф. способствует пресечению расточительства и финанс. злоупотреблений. Он служит основой для объективного предоставления государственных дотаций и субсидии конкретным территориям и хозяйствующим субъектам, а также для предоставления налоговых льгот. С помощью К.ф. оценивается соблюдение законов и нормативных актов при выполнении финанс. операций и сделок между юридич. и физич. лицами. К.ф. подразделяется на государственный финансовый контроль, аудит и внутриведомственный контроль. Органы финансового контроля проводят ревизии и проверки, в т.ч. аудиторские. В развитых странах К.ф. осуществляют счетные палаты (аппарат гл. аудитора страны), налоговые ведомства, контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств, уполномоч. аудиторские фирмы и отделы внутреннего контроля государственных, муниципальных орг-ций, внебюджетных фондов.

 

 Контрольная среда

общее состояние, практические действия, мероприятия и процедуры руководителей и(или) собственников экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

К.с. - набор характеристик, определяющий служебные взаимоотношения, благоприятные для контроля (см. Контроль внутренний, Контроль финансовый) в компании. Состояние К.с. зависит от стиля работы руководителей, их философии и эффективной системы разъяснения целей контроля и надзора за деятельностью персонала. К.с. состоит из след. компонентов: политика и методы управления; организационная структура компании; деятельность Совета директоров; методы распределения функций управления и ответственности; управленческие методы контроля (в т.ч. внутренний аудит); кадровая политика и практика; внешние воз­ действия (напр., проверка со стороны банковских органов); порядок оформления документов и документооборот. К.с. определяется также компетентностью персонала компании, разделением обязанностей, контролем доступа к активам, документам и проведением периодических сравнений учетных данных. Представление о К.с. аудитор получает на первой стадии аудиторской проверки. На этой стадии аудитор должен сделать выводы относительно организации системы внутреннего контроля, организационной структуры и распределения обязанностей, о функциями правления и ответственности, а также об управленческих методах контроля системы учета, контрольных процедур и доступа к документам.

 

 Контрольно-ревизионная работа в Вооруженных Силах РФ

деятельность командования и финансовых органов при осуществлении последующего финансового контроля в форме ревизий и проверок в соответствии с установленными положениями и правилами.

Поскольку К.-р.р. в Вооруженных Силах не включает формыи методы предварит. контроля, все виды финанс. нормирования и лимитирования, то по широте охвата финанс. отношений описываемое понятие значительно уже понятия «финансовый контроль в Вооруженных Силах». Руководство К.-р.р. и ответственность за ее состояние в подчин. войсках (силах флота) несут командиры и начальники, в распоряжение к-рых выделяются ден. средства [главнокомандующие видами Вооруженных Сил, заместители министра обороны РФ, командующие родами войск и спец. войск, начальники главных и центр, управлений МО РФ и управлений видов Вооруженных Сил, командующие войсками военных округов (флотов), армиями (флотилиями), командиры соединений и др.]. Эти должностные лица утверждают годовые планы документ, ревизий финансово-хоз. деятельности; по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие рассматривают доклады о выполнении планов ревизий и проверок о результатах К.-р.р.; принимают меры к устранению нарушений, повышению качества и эффективности К.-p. p., укреплению государств., финанс., плановой, договорной и штатно-тарифной дисциплины, соблюдению законности, предупреждению и пресечению бесхозяйственности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей.

Итоги финансово-хоз. деятельности, в т.ч. результаты К.-р.р., ежемесячно подводятся на совещаниях руководящего состава объединений, соединений, воинских частей, учр-ний, военно-учебных заведений, пр-тий и орг-ций МО РФ и один раз в квартал - на военных советах видов Вооруженных Сил РФ, военных округов, флотов, на итоговых совещаниях в главных и центр. управлениях МО РФ. Результаты оформляются соответств. приказами (директивами). Ведущее место в системе органов, осуществляющих К.- р.р., занимает Финансовая инспекция МО РФ, к-рая с 1998 выведена из состава Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ (ГУВБиФ МО РФ), укреплена специалистами служб тыла и подчинена непосредственно министру обороны РФ(наряду с ГУВБиФ МО РФ). Выделение Финансовой инспекции МО РФ в самостоят. структурное образование направлено на повышение ее независимости в организации К.-р.р., а введение в ее состав специалистов служб тыла - на повышение качества, исключение параллелизма и дублирования в ее проведении. Начальник Финансовой инспекции МО РФ осуществляет руководство К.-р.р. в целом по Вооруженным Силам. Непосредств. руководство К.-р.р. и проведение ревизий и проверок финансово-хоз. деятельности возлагаются на соответств. начальников финансовых инспекций видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов) и т.д, и на начальников финансово-экономич. органов, из состава к-рых не выведены должностные лица, функцион. обязанностями на к-рых возложено проведение К.-р.р.

Порядок организации К.-р.р., ее планирования, периодичность и порядок проведения документ. ревизий и проверок, обязанности, права и ответственность инспектора-ревизора, документ, оформление ревизий и проверок, принятие мер по их результатам, учет и отчетность по результатам К.-р.р. определены в Положении о финансовом контроле в Министерстве обороны РФ.

В соответствии с Положением ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся: в соединениях и воинских частях, непосредственно осуществляющих кассовые операции, не реже одного раза в год; в управлениях, учр-ниях, орг-циях, воинских частях, не осуществляющих кассовых операций, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии проводятся: по указанию вышестоящих командиров и начальников; по требованию органов военной прокуратуры или судебных органов; при расформировании соединения, воинской части или ликвидации финансового хозяйства воинской части; при убытии помощника командира воинской части по финансово-экономич. работе в др. военный округ или вид Вооруженных Сил; при отстранении помощника командира воинской части по финансово-экономич. работе от занимаемой должности или увольнении из кадров Вооруженных Сил.

Каждая ревизия финансово-хоз. деятельности оформляется актом. В нем дается общая характеристика финансово-хоз. деятельности, излагаются выявленные недостатки, нарушения и злоупотребления, а также положит. опыт работы, к-рый целесообразно распространить на др. довольствующие управления, соединения, воинские части. Обязательны в акте ревизии записи результата проверки операций, связ. с обеспечением сохранности наличных денег и движением ден. средств, хранящихся на текущем счете в полевом учреждении банка (расчетно-кассовом центре).

Проверки в зависимости от их результатов оформляются: актом при выявлении недостатков и нарушений, по к-рым необходимо внести предложения; докладом инспектора-ревизора - если таких недостатков и нарушений не выявлено, а незначит. недостатки устранены в ходе проверки. Доклад адресуется начальнику, назначившему проверку. Доклад предоставляется под расписку должностным лицам, ответств. за финансово-хоз. деятельность, для ознакомления. По результатам ревизии, как правило, издается приказ командира (начальника), подводящий итоги финансово-хоз. деятельности за период ревизии, принимаются меры по устранению выявл. нарушений (реализации внесенных в акт ревизии предложений) и повышению эффективности финансово-хоз. деятельности войск.

 

 

 Контрольно-счетные органы в субъектах РФ

постоянно действующие органы государственного финансового контроля, образуемые законодательными (представительными) собраниями субъектов Российской Федерации.

Статус К.-с.о. определяется при их создании: они учреждаются либо как самостоятельные юридич. лица, либо в качестве структурных подразделений создающих их законодательных (представительных) органов государственной власти. К концу 2000 К.-с.о. были образованы в 67 субъектах РФ, причем в 32 - как структурные подразделения законодат. органов власти, а в 35 - в качестве самостоят. К.-с.о. Цель создания этих органов - начавшееся в сер. 90-х гг. формирование в субъектах Федерации независимых от исполнительной власти органов, призванных осуществлять контрольно-ревизионную, экспертно-аналитич., информац. и иную деятельность, связанную с разработкой, утверждением и исполнением бюджетов, с последовательным финансовым контролем за законным, рацион. и эффективным использованием бюджетных средств соответств. субъекта РФ и образуемых органами гос. власти субъекта РФ внебюджетных фондов. Осн. принципы деятельности К.-с.о. - законность, системность, объективность, независимость, гласность. Деятельность К.-с.о. осуществляется исключительно на основании соответств. субфедерального Закона и в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и конкретного субъекта РФ. Именно принятые в субъектах РФ законы определяют задачи, решаемые К.-с.о., выполняемые ими функции, осн. права и обязанности, организацию и порядок их деятельности. Системный подход означает, что организация планирования и фактич. осуществление контрольно-ревизионной деятельности происходит в тесной связи с текущей экономич. и законодат. ситуацией в субъекте РФ, что проведение контрольных мероприятий осуществляется во взаимодействии с др. контрольно-финансовыми службами, с к-рыми К.-с.о. подписывают договоры и соглашения о взаимодействии. Принцип объективности не позволяет использовать политич. оценки при анализе и экспертизе решений, принимаемых органом власти субъекта РФ по финансово-бюджетным вопросам; при этом К.-с.о., проводя контрольные мероприятия, может использовать только официально предоставленные ему материалы, а также опубликованные в официальных изданиях. Для обеспечения объективности К.-с.о. может привлекать для проведения контрольных мероприятий независимые экспертные орг-ции и отд. экспертов. Должностные лица К.-с.о. несут персональную ответственность за достоверность и объективность результатов контрольных мероприятий, представляемых в гос. органы и предаваемых гласности. В рамках задач, определ. законодательством субъектов РФ, К.-с.о. обладают организац. и функцион. независимостью. Они подотчетны только представит. органам власти субъектов РФ и не подчиняются ни исполнит. власти РФ и субъектов РФ, ни Счетной палате РФ. Принцип гласности означает, что К.-с.о. не только ежегодно представляет для публикации в СМИ отчет о контрольной деятельности за прошлый год, но и публикует в СМИ материалы, связанные с законностью, ра­ циональностью и эффективностью использования средств бюджетов и внебюджетных фондов органами гос. власти, пр-тиями и орг-циями, а также материалы по др. вопросам.

К компетенции К.-с.о. относится оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета субъекта Федерации, бюджетов внебюджетных фондов, а также представление законодат. собраниям рекомендаций по их корректировке.

Осн. задача К.-с.о. - организация и осуществление контроля за своеврем. исполнением доходных и расходных статей бюджета субъекта РФ и бюджетов внебюдж. фондов по объемам, структуре и целевому назначению, а также определение целесообразности и эффективности расходов бюджета субъекта РФ и бюджетов внебюдж. фондов, контроль за использованием регион, и муницип. собственности, в т. ч. за поступлением средств в бюджеты регионов от распоряжения и управления регион. и муницип. собственностью. К.-с.о. осуществляют финансовую экспертизу проектов законов субъекта РФ, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета и внебюджетных фондов, а также расходы, влияющие на формирование и исполнение бюджетов и внебюджетных фондов. Они осуществляют анализ выявл. отклонений от установл. показателей бюджета субъекта РФ и внебюдж. фондов и подготавливают на этой основе предложения, направл. на их устранение, а также на совершенствование процесса формирования бюджетов; контролируют законность и своевременность движения средств бюджета и средств внебюджетных фондов в учр-ниях Банка России в соотв. регионе, уполномоч. банках и иных финансово-кредитных учр-ниях. Важное место в деятельности К.-с.о. занимает контроль за использованием кредитов и займов, получаемых субъектами РФ, а также экспертиза финансовых и имущественных гарантий, предоставляемых исполнит. органами субъектов РФ в качестве обеспечения кредитных сделок.

Контрольные полномочия К.-с.о. распространяются, как установлено соотв. законами, на органы гос. власти субъекта РФ, а также на гос. пр-тия, учр-ния и орг-ции и регион, внебюджетные фонды. В сферу их контрольной деятельности могут также входить органы местного самоуправления, пр-тия, учр-ния и орг-ции, включая муницип., кредитные учр-ния, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм деятельности, если они получают, используют, перераспределяют и перечисляют средства регион. бюджета, регион. внебюджетных фондов, используют регион. собственность либо управляют ею, а также если они имеют предоставл. законодательством субъекта РФ или его органами гос. власти налоговые и др. финанс. льготы и преимущества. Законодат. органами субъектов РФ на К.-с.о. могут возлагаться и др. задачи. Например, в Удмуртской Республике на Государственный контрольный комитет возложены след. дополнит. задачи: выявление нарушений законности и обеспечение их устранения в деятельности органов гос. власти и местного самоуправления, пр-тий и орг-ций, учр-ний и должностных лиц по исполнению Конституции РФ и законов РФ, Конституции Удмуртской Республики и законов республики. В число задач Контрольно-счетной палаты Москвы входит разработка предложений не только по совершенствованию бюджетного законодательства, но и бюджетного процесса в целом. Действующим в субъектах РФ законодательством предусматриваются широкие права К.-с.о. В частн., по результатам провед. контрольных мероприятий они направляют органам гос. власти субъекта РФ и руководителям проверяемых объектов обязательные для рассмотрения и ответа представления для принятия мер по устранению выявл. нарушений, возмещению причин, гос-ву ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства. В случаях выявления на проверяемых объектах нарушений, наносящих гос-ву прямой, непосредств. ущерб и требующих в связи с этим безотлагат. пресечения, при умышл. или систематич. несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений, создании препятствий для проведения контрольных мероприятий К.-с.о. имеют право давать администрации проверяемых пр-тий обязат. для исполнения предписания. Финансирование К.-с.о. осуществляется за счет бюджета субъекта РФ, при этом средства на их содержание выделяются в бюджетах, как правило, отд. строкой. Деятельность К.-с.о. осуществляется на основе текущих и перспективных планов работ, при этом текущие (годовые) планы составляются по видам и направлениям деятельности, а перспективные - в разрезе намереваемых мероприятий, обусловленных осн. направлениями развития бюджетного процесса и совершенствования бюджетного законодательства. Годовые планы вбязательно включают такие функциональные разделы, как проведение контрольно-ревизионных мероприятий, выполнение экспертно-аналитич. работ, информационно-технич. обеспечение, материально-технич. развитие самого К.-с.о., а также повышение квалификации его сотрудников.

Для планирования и организации работы К.-с.о. создается Коллегия, работой к-рой руководит Председатель. На Коллегии в обязат. порядке рассматриваются планы работы К.-с.о., годовой отчет о его работе, проведение внеплановых контрольных мероприятий, участие специалистов К.-с.о. в проверках и ревизиях, проводимых иными контрольными органами, привлечение к контрольным мероприятиям К.-с.о. специалистов из др. организаций и независимых экспертов и т.п. К.-с.о. осуществляют финансовый контроль в 3-х формах- предварительный, текущий и последующий контроль. Для проведения контроля используются проверки, обследования, экспертиз, выполняемые с помощью анализа разл. сопоставления позволяют глубже изучить проверяемый объект, сделать обоснованные выводы и предложения. Одна из осн. функций К.-с.о. - подготовка Заключения по отчету об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных фондов. Для подготовки такого Заключения К.-с.о. проводит проверку подготовленного исполнит. органом власти отчета об исполнении бюджета. Значимость данной проверки определяется тем, что законодательный орган власти не может принять решения по отчету об исполнении бюджета, если нет соответств. заключения от К.-с.о. Составляя это заключение, К.-с.о. использует свои материалы и результаты проверок, проведенных им в отчетном периоде.

Наряду с К.-с.о., созданными субфедеральными органами гос. власти, в нек-рых субъектах РФ функционируют также контрольно-счетные подразделения 3-го уровня - контрольно-счетные комиссии в составе городских муниципалитетов. Они появились сравнительно недавно, но уже приобрели значит, вес в ряду органов, осуществляющих финансовый контроль. Являясь структурными подразделениями органов местного самоуправления, контрольно-счетные комиссии уделяют пристальное внимание вопросам контроля за составлением и исполнением городского бюджета, а как же расходованием средств городских внебюджетных фондов; в поле зрения К.-с.о. и вопросы управления муницип. собственностью города, повышения эффективности ее использования и получения дополнит. доходов в городской бюджет.

Уже в самом начале своей деятельности многие из создаваемых в субъектах РФ К.-с.о. работали в тесном контакте друг с другом. Напр., Контрольно-счетная Палата Москвы в первые же годы своего становления (с 1995) оказывала разл. виды консультационной, правовой и методич. помощи К.-с.о. Архангельской, Вологодской, Московской, Нижегородской, Саратовской и Хабаровской областей, а также К.-с.о. республик Карелии и Коми, г. Санкт-Петербурга и др. регионов РФ. Постепенно не только расширялась география взаимопомощи, но и крепло взаимодействие между К.-с.о., развивалось их сотрудничество. Углубление этих процессов привело к решению о создании Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. В Декларации, принятой на Всероссийском совещании контрольно-счетных органов (дек. 2000), зафиксирована необходимость усиления в соврем. условиях взаимодействия и координации деятельности К.-с.о. всех уровней и укрепления сотрудничества между ними.

Перед Ассоциацией К.-с.о. РФ поставлены важные задачи, решение к-рых нацелено на повышение эффективности системы государственного финансового контроля в целом. К числу основных из этих задач можно отнести: разработку единых стандартов и методик контрольно-ревизионной и экспертно-аналитич. деятельности; участие в создании и внедрении унифицир. системы контроля за формированием и исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также бюджетов гос. внебюджетных фондов; совершенствование системы проведения совместных контрольно-ревизионных и экспертно-аналитич. мероприятий; разработку предложений, направленных на усиление взаимодействия между контрольными и правоохранительными органами Российской Федерации; оказание правовой, методич. и методологич. помощи органам гос. власти субъектов РФ в разработке проектов законодательных документов по созданию и совершенствованию органов гос. фин. контроля; содействие в организации фондов, научных центров, междунар. и иных организаций, деятельность к-рых направлена на укрепление и совершенствование контрольных функций государства; разработку предложений по повышению эффективности управления гос. собственностью; обобщение и распространение положит.опыта (в т.ч. междунар.) в области контрольно- ревизионной и экспертно-аналитич. деятельности; повышение профессиональной подготовки специалистов К.-с.о. РФ.

 Контрольный пакет акций

(англ. majority shareholding ) - форма участия в капитале акционерного общества, которая обеспечивает владельцу полный контроль за деятельностью акционерного общества.

В Федеральном законе «Об акционерных обществах» (1995 в ред. 2001) и принятых в его исполнение правовых актах понятие К.п.а. отсутствует. Однако оно используется при применении норм акционерного законодательства о подготовке общего собрания акционеров, порядке его проведения и участия в нем акционеров, голосовании, созыве внеочередного общего собрания акционеров и др. норм, касающихся деятельности акционерных обществ. Зарубежное законодательство трактует термин К.п.а. как количество акций, обеспечивающее их владельцу право осуществлять контроль над деятельностью акционерного общества (считается, что достаточно 51%). Безусловным правом обладает владелец 75%-ного пакета голосующих акций (квалифицированного большинства голосов), однако на практике в общем собрании акционеров принимают участие не все акционеры и владелец меньшего пакета (зачастую до 30% акций) может оказывать абсолютно решающее влияние.

 Наблюдение, контрольное

- статистическое наблюдение, проводимое в целях проверки уже проведенного наблюдения. Оно, как правило, бывает несплошным, а выборочным или монографическим.

 Пруденциальный контроль в банках

-(англ. prudential banking supervision - разумный банковский надзор) - регулирование, включающее систему лимитов и ограничений, накладываемых на банки с целью обеспечения их устойчивости и защиты интересов вкладчиков. Центральный банк РФ устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности. Под пруденциальными нормами деятельности понимают: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности (включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности), при регистрации, лицензировании и расширении видов деятельности кредитных организаций.

Надзорные органы при выявлении нарушений пруденциальных норм применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Выбор мер воздействия установлен действующим банковским законодательством.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков: при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, не угрожающем ее финансовому состоянию; при выявлении в данных ее отчетности признаков, свидетельствующих об опасности ухудшения финансового состояния (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственных средств, отказ клиентов от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и другие аналогичные факты); при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов ЦБ РФ в части регистрации кредитной организации, ее лицензирования и расширения сферы деятельности. Эти меры включают: доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обоснованности заключения надзорного органа о тревожном состоянии дел в ней; изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации; предложения о предоставлении программных мероприятий, устраняющих недостатки; установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. Основания для принудительных мер воздействия: нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ; непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также выявленные случаи, когда совершенные кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов [или кредиторов (вкладчиков)].

Основные принудительные меры воздействия: штрафы; требования об осуществлении кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению, включая предоставление и выполнение плана финансового оздоровления (плана санации); ограничение на проведение кредитными организациями отдельных операций на срок до 6 месяцев; запрет на осуществление банковских операций, предусмотренный выданной лицензией, на срок до 1 года; запрет на открытие филиалов на срок до 1 года; требование замены руководителей кредитной организации; введение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций. ЦБ РФ осуществляет пруденциальный контроль в банках через департаменты банковского регулирования и контроля и валютного регулирования и валютного контроля.

 Судебно-правовой контроль

(англ. judicial review) - контроль за действиями по исполнению судебных решений.

Судебно-правовой контроль состоит из судопроизводства (гражданского и арбитражного) и исполнительного производства. Правосудие в РФ осуществляется только судами. В РФ действуют федеральные суды, суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие систему правосудия РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ (являющийся судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства); Верховный суд РФ (выполняющий судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды); Высший Арбитражный суд РФ (осуществляющий судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и рассматривающий дела в качестве суда первой инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам).

К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Развитие и совершенствование договорных отношений и хозяйственного механизма в РФ находятся в прямой зависимости от успешной реализации судебно-правового контроля. Исполнительное производство возлагается на органы исполнительной власти, в частности, на службу судебных приставов, которая создана в системе органов Министерства юстиции РФ и возглавляется Главным судебным приставом РФ. В нее входят: департамент судебных приставов Минюста РФ; служба судебных приставов органов юстиции субъектов Федерации; районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов.

Судебно-правовой контроль определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям и в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий, либо воздержанию от совершения этих действий.

За правонарушения в финансово-кредитной сфере к нарушителям применяются меры принудительного исполнения: обращение взыскания на имущество и его распродажа; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника, обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе, а также иные меры, предпринимаемые в соответствии с законами РФ в целях обеспечения исполнения исполнительного документа. Особое место в системе мер принудительного исполнения занимает обращение взыскания на имущество должника путем наложения на него ареста, изъятия и принудительной распродажи имущества.

 Финансовый контроль в вооруженных силах

- деятельность органов государственной власти и управления, командования, финансово-экономических органов по систематической проверке и анализу состояния финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил в целях достижения законности и эффективности использования денежных средств, выделяемых на национальную оборону.

Финансовый контроль в вооруженных силах осуществляется должностными лицами в соответствии с нормативно-правовыми актами, определяющими его организацию, на основе объективно присущей финансам Вооруженных Сил контрольной функции. В связи с этим финансовый контроль в ВС связан с проверкой деятельности конкретных лиц, а также с оценкой принятых решений и практики использования фондов денежных средств.

Финансовый контроль в Министерстве обороны РФ подразделяется на государственный и общественный. Государственный финансовый контроль проводится органами исполнительной и законодательной власти (вневедомственный контроль), командованием и финансовыми органами по контролю за финансовой и хозяйственной деятельностью (ведомственный контроль).

Общественный финансовый контроль выполняется представителями военнослужащих и гражданского персонала путем участия в ревизиях и проверках, проводимых командованием или вышестоящими военно-финансовыми органами. Важный элемент общественного контроля - внутрипроверочные комиссии, в обязанность которых входит проверка финансово-экономической деятельности воинских частей в сроки, устанавливаемые командирами, но не реже одного раза в полугодие.

Вневедомственный финансовый контроль осуществляется высшими органами государственной власти и управления (Главным контрольно-ревизионным управлением при Президенте РФ, Счетной палатой РФ, Министерством РФ по налогам и сборам и т.д.). Ведомственный финансовый контроль организуют и проводят вышестоящие командиры и начальники, в том числе подчиненные им начальники финансовых инспекций, начальники довольствующих финансовых органов [Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ, финансово-экономических управлений видов Вооруженных Сил и военных округов (флотов), финансовой службы Воздушно-десантных войск, армий (флотилий), соединений], а также командиры воинских частей, начальники предприятий, учреждений и организаций, начальники финансово-экономических органов в порядке осуществления внутреннего финансового контроля в соответствии с правами и обязанностями, возложенными на них Положением о финансовом хозяйстве воинской части и Положением о финансовом контроле в Министерстве обороны РФ. Если вневедомственный контроль носит, как правило, последующий характер, то ведомственный контроль в зависимости от времени его совершения по отношению к финансовой операции подразделяется на предварительный (проверка сметно-плановых документов, предварительный проверка раздаточных ведомостей, регистрация штатных расписаний, проверка заключаемых договоров, проверка расчетных и платежных документов) и последующий (ревизия финансово-хозяйственной деятельности как основная форма финансового контроля, документ, проверка авансовых отчетов военных комиссариатов районов, проверка и анализ финансовой и бухгалтерской отчетности; проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, проверка выполнения предложений по актам ревизий, проверка финансового хозяйства внутренней проверочной комиссией).

Финансовый контроль осуществляется с помощью определенных методов, применяемых в практической работе для проверки законности финансово-хозяйственных операций, качества работ, а также для предупреждения и устранения недостатков.

К основным методам финансового контроля относятся: методы документального контроля (изучение существа и законности операций, определение достоверности документов, счетная проверка, сличение операций (записей), определение обоснованности проводок); методы фактического контроля (обследование, определение фактического выполнения оплаченных работ, встречная проверка, инвентаризация, контрольный запуск сырья и материалов в производство, лабораторный анализ материалов, экспертиза); расчетно-аналитические методы (технико-экономические расчеты, нормативное (контрольное) сличение, группировка и обобщение, логическая оценка сведений, экономического анализ); информативные методы (истребование письменных объяснений, инструктирование и разъяснение законодательства).

Результаты финансового контроля служат информационной базой для принятия обоснованных решений по управлению финансово-экономической деятельностью Вооруженных Сил.

КОНТАКТНАЯ ФОРМА

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.