simple site templates

Импорт

Глоссарий от Phaethon. Cвыше 17000 терминов


Поиск

Поиск по буквам
A  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  


Результат поиска по запросу:

Импорт


 Импорт

- (англ. import от лат. importare - ввозить) - ввоз в страну товаров, работ, услуг, капиталов для реализации на внутреннем рынке страны без обязательств об обратном вывозе.

Факт И. фиксируется в момент пересечения (перехода) товаром таможенной границы, получения производственных (стр-во, монтаж и т.п.) и потребительских (инжиниринг, туризм и т.п.) услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

На таможенную территорию РФ импортируемые товары ввозятся после заключения импортером-резидентом или от его имени внешнеторгового контракта (соглашения, договора) (см. Контракт в международной торговле) и платежа (предоплаты) в иностранной валюте, произведенного во исполнение обязательств по контракту или по приказу иностранной стороны до отгрузки товара в адрес получателя в РФ.

Импортер обязан обеспечить ввоз кол-ва товара, эквивалентного его стоимости в иностр. валюте. В случае непоставки товара средства, переведенные иностранной стороне, должны быть возвращены в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.

В противном случае импортер несет финанс. ответственность в размере всей суммы оплаты, за ис-ключ. случаев, предусмотренных закон-вом. Взыскание штрафа производится в рублях по курсу, установленному Банком России на дату списания средств, и осуществляется в бесспорном порядке после удовлетворения первоочередных платежей в соответствии с закон-вом РФ.

С целью обеспечения валютного контроля и мониторинга ситуации на внутреннем и внешних рынках по каждому внешнеторговому контракту, заключенному импортером, оформляется паспорт сделки.

Учет И. производится за календарный период вне зависимости от того, в счет торгового соглашения какого периода производился ввоз товаров. Стоимость товаров, ввоз к-рых не носит коммерческого характера, в объем И. не включается.

Структура И. материальных ценностей (видимый И.) определяется особенностями природно-климатических условий, структуры экономики страны, ее роли в междунар. разделении труда и режима присутствия на междунар. рынках (наибольшего благоприятствования, эмбарго и т.п.). Импортируются прежде всего те виды продукции, минерального и с.-х. сырья, к-рые в силу экономич. и природных условий не могут производиться в данной стране.

Затраты граждан данного гос-ва за рубежом на трансфертные платежи как туристов, так и официальных лиц, перевозку грузов, страхование и др. подобные услуги, переводы физич. и юридич. лиц за границу, использование личных научно-технич. знаний составляют невидимый И.

В отд. развитых и мн. развиваюшихся странах для защиты от иностр. конкуренции традиц. и вновь создаваемых секторов отечеств, экономики И. регулируется таможенными пошлинами, а также количеств, ограничениями, системой лицензирования экспорта (И.) и др. нетарифными барьерами и мерами гос. регулирования внешнеэкономич. деятельности (см. Протекционизм).

К концу XX в. в рамках политики, проводимой Всемирной торговой организацией, размеры таможенных пошлин значительно сокращены, а количеств. ограничения по большинству товаров отменены.

В этих условиях в нац. интересах используют др. методы: импортный депозит, ограничения и запрещения на И. товаров особого назначения (наркотики, оружие и т.п.).


 Импортозамещающая индустриализация

- тип индустриализации, предполагающий постепенную замену ввозимых промышленных товаров продукцией национальной промышленности (англ. import substitution).

Др. типом является индустриализация с опорой на экспортную ориентацию (англ. export promotion).

В основе стратегии И.и. лежит идея о необходимости развития нац. произ-ва, в частности, пром-сти, преимущественного использования местных природных и трудовых ресурсов, постепенного отказа от импорта ряда изделий обрабат. пром-сти, повышение в экспорте доли сырья, прошедшего глубокую технологич. обработку («облагораживание» экспорта).

Важнейший инструмент И.и.- протекционистская экономич. политика, предполагающая введение высоких импортных пошлин (англ. effective rates of protection) на товары, спрос на к-рые предусматривается ограничить в пользу местной продукции.

В той или иной мере элементы И.и. использовались практически всеми гос-вами мира, включая и развитые (США, Япония, СССР и др.). Особенно активно прибегали к И.и. в развивающихся странах в 50-70-х гг. Важная роль при этом отводилась гос. сектору. Слабость нац. капитала потребовала привлечения значит. иностранных инвестиций. Крупные капиталовложения были сделаны в инфраструктурные отрасли: энергетику, образование, здравоохранение, транспорт.

В отд. случаях опережающее развитие пром-сти требовало перераспределения внутр. накоплений в ущерб с. хоз-ву. Осуществление стратегии И.и. позволило несколько повысить долю нац. пром-сти в ВВП и экспорте, создать новые рабочие места, добиться нек-poro улучшения условий жизни населения.

Однако в последней четзерти XX в. все явственнее стали обнаруживаться негативные аспекты И.и. Она приводит к сохранению, а иногда и к консервации технологии, отставания, поскольку передовые технологии и решения не являются, как правило, продуктом нац. научно-технич. потенциала, а ввозятся из более развитых регионов мира. Экономич. рост в гос-вах, наиболее последовательно проводивших политику И.и., в целом оказался существенно ниже, чем в странах, поставивших цель добиться укрепления позиций нац. производителей на мировом рынке. Ориентация на потребности мирового рынка в отд. случаях может вступать в противоречие с задачей удовлетворения потребностей населения своей страны, однако служит мощным стимулом развития нац. научно-производств. потенциала.

И.и. требует проведения целенаправл. и грамотной гос. экономич. политики. Историч. опыт показывает, что перестройка структуры нац. экономики, предполагающая повышение уд. веса пром-сти в ВВП, является сложным и многогранным процессом, к-рый нельзя свести к к.-л. одному типу. Большего успеха добивались страны, обеспечившие разумное сочетание ориентации на экспортное развитие с элементами И.и.

 Лицензирование экспорта (импорта)

(англ. export ( import ) licensing ) - 1) одно из условий международной торговли, связанное с административным ограничением экспорта (импорта) государством; 2) мониторинг торговли определенными товарами и услугами, для вывоза (ввоза) которых требуется получить лицензию - документ, разрешающий экспорт (импорт) одного вида товара в установленные сроки и защищенный от подделок.

Мониторинг не представляет собой ограничит, меру, но упрощает и облегчает введение подобных мер в случае необходимости. Основанием для получения лицензии, как правило, являются: для квотируемых товаров (см. Квотирование) - документ, подтверждающий их поставку за счет квоты или приобрет. сертификата; в случае экспорта через посредника - контракт на поставку товаров; для специфич. товаров - решение соотв. министерств или ведомств; для товаров двойного назначения (гражданского и военного) - заключение спец. органов (в России - Комиссия по экспортному контролю при Правительстве РФ). Принятые Правительством РФ постановления о введении количеств, ограничений экспорта (импорта) официально публикуются не позднее чем за 3 мес. до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензий осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или международного аукциона. Кроме того, возможно фактич. проведение операций по экспорту (импорту) до суммарного исполнения квоты с предоставлением преимущественного права их осуществления фирмам-производителям. При проведении конкурса или аукциона не допускаются ограничение числа участников и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации и положения на рынке. Лицензия на экспорт и импорт продукции военного назначения в период действия защитных мер выдается Правительством РФ с учетом междунар. обязательств РФ на срок до 12 мес. и оформляется на каждую внешнеторговую сделку. Заявление на ее получение согласовывается с Министерством обороны РФ.

Различают два вида лицензий: генеральную и разовую. Генеральная лицензия оформляется для гос. нужд сроком на один календарный год. Экспортные операции по этой лицензии могут осуществляться по одной или неск. сделкам; в исключит, случаях лицензия оформляется на неск. видов товаров одной подгруппы Товарной номенклатуры внешнеэкономич. деятельности (ВЭД).

Разовая лицензия выдается только на одну сделку с максим, сроком действия 12 мес. Решение о выдаче лицензии, принятое уполномоч. органом в регионах (или мотивированный отказ в ее выдаче), направляется заявителю не позднее 25 дней после поступления заявления экспортера (импортера). Решение должно содержать: сведения о заявителе, стране назначения и происхождения товара, покупателе и стране покупателя, характере сделки, величине платежа, наименовании товара в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД, его кол-ве и стоимости, а также сведения о документах, на основании к-рых должна быть выдана лицензия. Гос. органы имеют право приостанавливать или аннулировать выданную лицензию, если ее обладатель нарушает Положение о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта, и в случаях, когда осуществление контракта приводит к обстоятельствам, наносящим ущерб экономич. интересам России, и(или) препятствует выполнению ее междунар. обязательств.

 Экспортно-импортные банки

- специализированные кредитные институты, предназначенные для кредитования и страхования внешнеэкономических операций, гарантирования экспортных кредитов.

Экспортно-импортные банки - преимущественно государственные и полугосударственные. Цель их создания - обеспечить экспортерам доступ к экспортному кредиту, который используется как важное средство конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами, и тем самым стимулировать национальные экспортные возможности; дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним.

Например, ЭИБ США (Export-Import Bank of the United States, сокращенно Eximbank, создан в 1934, подвергался неоднократным преобразованиям, современное название получил в 1968), является государственным банком. Установлен лимит его акционерного капитала (1 млрд. долл.) и заимствований у Министерства финансов США под свои обязательства (не более 6 млрд. долл. единовременно). В результате важных изменений, внесенных в 1987, ЭИБ США предлагает только одну программу предоставления кредитов (в основном иностранным импортерам) и одну программу гарантий по средне- и долгосрочным экспортным сделкам. Обе программы обеспечивают 85 проц. кредитования этих сделок. Кредиты предоставляются по минимальным ставкам, допускаемым Организацией экономического сотрудничества и развития. Другие программы включают программу гарантий по ссудам для приобретения оборотного капитала, а также программу инжиниринга для финансовой поддержки проектов НИОКР и подготовки технико-экономического обоснования для дальнейшего развития экспорта США. ЭИБ США осуществляет страховые операции совместно с Ассоциацией страхования иностранных кредитов (АСИК), созданные этим банком и страховыми компаниями в 1961 для страхования частных кредитов американских экспортеров. ЭИБ США гарантирует погашение кредитов коммерческим банкам по среднесрочным сделкам экспортеров.

Аналогичные экспортно-импортные банки и агентства экспортного страхования функционируют в других странах под разными названиями. Так, Французский банк для внешней торговли (Banque Francaise du Commerce Exterieur, создан в 1919) предоставляет кредиты и гарантии с целью стимулирования национального экспорта. Экспортно-импортный банк Японии (Нихон Юсюцуню Гинко, Export-Import Bank of Japan, создан в 1950) осуществляет кредитование экспорта товаров (главным образом машин и оборудования) и технических услуг.

В России подобные функции выполняют: Банк внешней торговли (Внешторгбанк); Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), специализирующийся также на обслуживании внешнего долга, управлении активами бывшего СССР; Экспортно-импортный банк.

КОНТАКТНАЯ ФОРМА

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.