simple site templates

Агрегирование

Глоссарий от Phaethon. Cвыше 17000 терминов


Поиск

Поиск по буквам
A  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  


Результат поиска по запросу:

Агрегирование


 Агрегирование

- (англ. aggregation от лат. aggregare - соединять) - объединение, суммирование экономических показателей по какому-либо признаку для получения обобщенных, совокупных показателей.

Иногда А. понимается также как переход от микроэкономич. к макроэкономич. взгляду на изучаемые экономим, явления. С матема-тич. т.з. А. рассматривается как преобразование модели экономич. процесса или объекта (экономич. системы) в модель с меньшим числом переменных и ограничений путем соединения однородных элементов в более крупные - агрегированную модель, дающую приближенное (по сравнению с исходным) описание изучаемого процесса или объекта.

Среди способов А.: сложение показателей, представление группы агрегируемых показателей через их среднее, использование разл. взвешивающих коэффициентов, баллов и т.д. Процесс, обратный А., называется дезагрегированием (разагрегированием, разукрупнением).

В процессе управления при переходе от низшей ступени к высшей показатели агрегируются, а число их уменьшается. При этом часть информации теряется (при сведении воедино заказов на материалы, напр., о марках и размерах, необходимых каждому заказчику) и приходится вести приблизит, расчеты на основании статистич. закономерностей.

Поэтому всегда сопоставляют выгоду от сокращения объема расчетов с ущербом, к-рый наносится потерей части информации.

В экономико-математических моделях А. применяется, потому что ни одна модель не в состоянии описать все многообразие реально существующих в экономике продуктов, ресурсов, связей (даже крупноразмерные модели, насчитывающие десятки тыс. показателей, и то неизбежно являются продуктом агрегирования).

При проведении А. в динамич. моделях необходимо учитывать, что с течением времени меняется соотношение элементов, входящих в укрупненную группу (возникает т.н. структурная неоднородность). Расхождение между результатами исходной задачи и результатами агрегированной задачи называется ошибкой агрегирования.

А. имеет большое значение в методе межотраслевого баланса (МОБ), где оно означает объединение разл. произ-в в отрасли, продуктов - в обобщенные продукты и укрупнение таким путем показателей балансовых расчетов. МОБ обычно оперирует «чистыми отраслями», т.е. условными отраслями, каждая из к-рых производит и передает др. отраслям один агрегир. продукт. К-во их ограничивается вычислительными возможностями ЭВМ и нек-рыми обстоятельствами математич. характера.

Но чем больше детализация МОБ, тем лучше он отражает действительность, тем точнее расчеты по нему. А. в МОБ возможно двух типов - вертикальное и горизонтальное. Первое означает объединение продукции по технологич. цепочке. Напр., в соответствии с этим принципом в одну группу могут быть объединены железная зная руда, чугун, сталь, прокат (тогда отрасль «поставляет» потребителям один продукт - прокат), в др. - пряжа, суровая ткань, готовая ткань, в третью - целлюлоза, бумажное про-из-во.

При этом все показатели, прежде всего затраты, относятся на избранную единицу агрегир. продукта (в данных примерах - это 1 т готового проката, 1 млн м2 готовой ткани, 1 т бумаги).

При горизонтальном А. в одну группу объединяют, напр., продукты, сходные между собой по экономич. назначению (разл. виды зерна, топлива) либо по технич. условиям произ-ва [это связано, однако, с дополнит, трудностями: логично, напр., объединить в одну группу всю электроэнергию, но структура затрат на ее произ-во на тепловых, атомных и гидравлических станциях в корне различна, так что любой сдвиг в соотношениях внутри такой объединенной отрасли резко скажется напоказателях, необходимых для расчета]. Наиболее рациональные способы А. отраслей и продуктов определяются путем спец. экономико-математич. расчетов.

Осн. инструмент А. почти во всех экономич. расчетах - цены.

КОНТАКТНАЯ ФОРМА

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.