website builder

Выступление начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации по вопросу «О бюджете Минобороны России на 2006 год»



Выступление начальника Службы экономики и финансов МО РФ Л.К. Куделиной на встрече с представителями военного дипломатического корпуса, аккредитованными при Министерстве обороны РФ
Дамы и господа!

В очередной раз мы встречаемся с вами с целью ознакомления с бюджетом Министерства обороны на новый, теперь уже 2006 год.

В своем выступлении я постараюсь осветить основные особенности бюджета текущего года и его отличие от бюджета Министерства обороны на 2005 год в увязке с реализуемыми государством реформами и мероприятиями в сфере финансов.

Условия формирования и особенности исполнения бюджета 2006 года


Расходы федерального бюджета на 2006 год формировались в условиях активизации в стране мероприятий, связанных с реформированием бюджетного процесса в государстве, основной целью которых является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.

Впервые планирование расходов стало осуществляться на среднесрочный трехлетний период исходя из определенных министерствами экономического блока объемов и показателей уровня инфляции на 2006 - 2008 годы, с последующей разработкой перспективного финансового плана государства.

При этом, расходы инвестиционного характера, включающие потребность на реализацию федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы, спланированы отдельно от других потребностей.

В рамках бюджетной реформы:

продолжена практика представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности министерств, являющихся отчетом за использование ранее выделенных бюджетных средств и обоснованием планируемых на среднесрочную перспективу расходов;
осуществлено разделение действующих и принимаемых бюджетных обязательств;
уточнен порядок разработки и реализации федеральных и ведомственных целевых программ;
осуществлен переход к ведению бюджетного учета, основанного на методе начислений.
В отличие от 2005 года в целях достижения одной из основных целей бюджетной реформы - расширения самостоятельности участников бюджетного процесса - исполнение бюджета 2006 года стало осуществляться путем перехода на обезличенное финансирование войск в соответствии с утвержденными сметами.

В ходе такого финансирования распорядители бюджетных средств объемы финансирования нижестоящим получателям переводят поквартально общей суммой по подразделам федерального бюджета без разбивки по статьям расходов.

Получатели средств получили право расходовать средства в пределах выделенных на год лимитов бюджетных обязательств.

Такой порядок финансирования позволяет лучше маневрировать средствами в процессе исполнения бюджета и способствует уменьшению остатков бюджетных средств на счетах воинских частей.

Одновременно новый порядок исполнения бюджета потребовал большей организованности и повышения ответственности за качественное планирование и расходование бюджетных средств.

Экономические факторы и общие параметры бюджета на 2006 год


Теперь непосредственно о бюджете 2006 года и экономических факторах, повлиявших на него.

Основные параметры федерального бюджета на 2006 год в увязке с аналогичными показателями предыдущего и на два последующих года приведены на слайде 1.

При разработке приведенных параметров впервые за последнее десятилетие проводимых в стране преобразований экономический блок Правительства Российской Федерации (Минэкономразвития России и Минфин России) инициировал работу по учету основных экономических факторов и условий социально-экономического развития России.

Прежде всего это касается уровня цен на нефть марки «Urals», добываемой в России и экспортируемой на внешний рынок.

Динамика цен на мировом нефтяном рынке практически непредсказуема. В 2006 году рост цен на нефть марки «Urals» экспертами оценен от 35 до 44 долларов США за баррель.

Исходя из этого, на будущий год доходы федерального бюджета России от продажи нефти рассчитывались на уровне цены на нефть марки «Urals» в 40 долларов США за баррель. На период 2007-2008 годы с понижением до 35-36 долларов США за баррель.

Цена этой марки нефти остается на 10-11 долларов США или на 23-24 процента выше среднего уровня цен за последние 10 лет (1996 - 2005 годы), но на доходах бюджета это радикальным образом не сказывается. Все доходы, получаемые за счет такого превышения, а это свыше 27 долларов США за баррель, направляются в Стабилизационный фонд России.


У роста цен на нефть наряду с положительной есть отрицательная сторона. Она существенно влияет на показатели расходной части федерального бюджета и на объемы ассигнований, выделяемых на национальную оборону.


Непрогнозируемое увеличение цен на нефть приводит к повышению стоимости горючего и смазочных материалов, потребляемых Вооруженными Силами. Министерство обороны учитывает этот рост цен и вынуждено ежегодно запрашивать дополнительные суммы на закупку горючего и смазочных материалов для боевой подготовки в спланированных физических показателях.

На планируемые расходы значительно повлиял и уровень инфляции. В 2005 году целевой параметр инфляции составил порядка 10 процентов. Инфляция же 2006 года не должна превысить 8,5 процентов в среднегодовом измерении.

Политическим руководством страны поставлена задача достижения существенного снижения инфляции в ближайшие три года до уровня 4,0 - 5,5 процентов.


Достижение целевого уровня инфляции предполагается обеспечить за счет четкого контроля за объемом денежной массы в обращении, принятия мер по ограничению роста тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сдерживающей тарифной политики в сфере естественных монополий, развития конкурентной среды, совершенствования налогового законодательства, развития системы страхования вкладов населения.

Следующий экономический фактор - обменный курс рубля.

Реальный обменный курс рубля в последние годы, особенно по отношению к доллару США, был очень высоким. На сегодняшний день в России обменный курс приближается к 29 рублям за 1 доллар США. В дальнейшем темпы укрепления рубля будут немного снижаться, при относительно стабильном курсе рубля к доллару США и евро, с целью недопущения диспропорций во внешнеторговом балансе страны. Это будет способствовать развитию внутреннего рынка.

Расходы на выплату процентов по государственному внешнему долгу России будут сокращаться. Сейчас они составляют более 1,0 процента от валового внутреннего продукта.

Кроме указанных факторов в планируемых доходах и расходах бюджета учтены и показатели социально-экономического развития страны, в частности, - валовой внутренний продукт, тенденции и динамика роста экономики.

Рост валового внутреннего продукта на 2006 год оценивается в 5,6 процента. На 2007-2008 годы намечено некоторое повышение роста ВВП - от 5,8 до 6,0 процентов в год.

На основе всестороннего учета и оценок экономических факторов и социально-экономических условий, определены следующие общие параметры доходов и расходов федерального бюджета на 2006 год.

Доходы составят более 5,0 трлн. рублей, расходы - 4,3 трлн. рублей, профицит - 0,7 трлн. рублей. Относительно ВВП доходы, с учетом цен на нефть и уровня инфляции, будут иметь тенденцию к снижению. Но это снижение относительно расходов будет не столь существенным.

Непосредственно объемы расходов консолидированного бюджета, а также федерального бюджета на 2006 год в разрезе его разделов в сравнении с 2005 годом (с учетом дополнительно выделенных средств) приведены на слайде 2.

При формировании в составе федерального бюджета на 2006 год расходов на национальную оборону в основу военного бюджета были положены следующие основные задачи, определенные в июне 2005 года Советом Безопасности Российской Федерации:

сбалансированное и скоординированное развитие всех элементов системы сил и средств обеспечения обороны и безопасности государства;

повышение престижа военной службы и качества жизни военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Исходя из этого расходы по разделу «Национальная оборона» утверждены на уровне 666,0 млрд. рублей, что составляет 15,6 процентов от всех расходов федерального бюджета. В валовом внутреннем продукте расходы составят примерно 2,74 процента.

В предыдущие годы доля этих расходов в ВВП составляла: в 2005 году - 2,84 %, в 2004 году - 2,57 %.

Однако, внесенные изменения непосредственно в структуру расходов федерального бюджета не позволяют в настоящее время сравнивать эти показатели с более ранними периодами.

Как видно из слайда № 2, при общем увеличении расходов федерального бюджета в 2006 году на 20,6 процентов, расходы по разделу «Национальная оборона» возросли на 15,1 процента.


Несмотря на то, что в денежном выражении рост расходов на национальную оборону по сравнению с другими разделами федерального бюджета находится на одном из первых мест, в процентном выражении он уступает большинству других разделов.

Это говорит о назревшей необходимости решения в текущем году государством приоритетных задач не только в сфере обороны, но и прежде всего в сфере государственной социальной политики. Поэтому бюджет нынешнего года часто называют «социально ориентированным».

Основные направления этой политики нашли свое отражение в приоритетных национальных проектах - «Здравоохранение», «Образование», «Агропромышленный комплекс» и «Жилье».

В процессе рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 2006 год Министерству обороны и Министерству финансов удалось найти ряд взаимоприемлемых решений в области финансирования национальной обороны. В результате, первоначально намеченные Министерству обороны объемы бюджетных ассигнований были существенно увеличены.

Это относится к Государственной программе вооружения, повышению денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу, решению жилищной проблемы в Вооруженных Силах, обеспечению в запланированные сроки вывода войск из Грузии, осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления, решению других задач.

Исходя из утвержденного бюджета прирост объемов ассигнований Министерства обороны в 2006 году к 2005 году (с учетом дополнительно выделенных в течение года средств) по всем разделам федерального бюджета составил более 90 млрд. рублей и в целом его объем составил более 711 млрд. рублей.

Дополнительные средства планируется направить прежде всего на техническое переоснащение войск (сил), повышение уровня денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала, приобретение жилья для военнослужащих.

Исходя из объемов выделенных ассигнований доля расходов Министерства обороны в 2006 году в объеме валового внутреннего продукта составит около трех процентов.

Общая структура расходов Министерства обороны на 2006 год выглядит следующим образом слайд 3:

обеспечение личного состава - 28 процентов;
разработка, закупка и ремонт вооружения, военной и специальной техники - 33 процента;
боевая подготовка и материально-техническое обеспечение -14 процентов;
выплата военных пенсий - 11 процентов;
инвестиции в основные фонды - более 6 процентов;
прочие расходы - не многим более 7 процентов.
В 2006 году новыми для нас разделами федерального бюджета явились «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Межбюджетные трансферты».

Предусмотренные в разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» 14,6 млрд. рублей предназначены для жилищного обеспечения военнослужащих. Ранее эти средства учитывались в разделе «Национальная оборона».

Отраженные в разделе «Межбюджетные трансферты» 1,0 млрд. рублей будут направлены на выплаты субвенций органам местного самоуправления в целях осуществления ими первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

Необходимость выделения данных расходов в отдельный раздел федерального бюджета возникла в связи с проводимой работой по разграничению бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы и возложением на Министерство обороны функции обеспечения деятельности военных комиссариатов в полном объеме.

Теперь об основном разделе бюджета Министерства обороны - «Национальная оборона». В общей структуре расходов министерства его доля составляет более 80 процентов.

Программа вооружения


В его составе расходы на выполнение мероприятий государственного оборонного заказа на 2006 год возросли примерно на четверть.

В их структуре приоритет отдается закупкам новых современных образцов вооружения, военной и специальной техники, объемы ассигнований на осуществление которых по сравнению с 2005 годом возросли почти в полтора раза.

Расходы на ремонт вооружения и военной техники, проведение научно-исследовательских и опытно-констукторских работ остались практически на прежнем уровне.

Выделенные средства в первую очередь предполагается направить на закупки:

для сухопутных войск - ракетного комплекса «Искандер», систем тактического звена, модернизированных танков Т-72, Т-90, БМП-3, БМП-4, бронетранспортеров;
для авиации - Су-27СМ и Су-34, вертолетов Ми-28Н;
для противовоздушной обороны - модернизацию зенитно-ракетных комплексов С-300, приобретение полкового комплекта С-400.
Одним из приоритетов в оснащении армии остается поддержание баланса стратегических ядерных сил и связанные с этим работы по испытанию и последующей постановке на вооружение ракетного комплекса морского базирования «Булава», а также закупке ракет «Тополь-М».


В целях оптимизации затрат проведение серийных закупок вооружения и военной техники предполагается осуществлять с таким расчетом, чтобы поставлять в войска не просто определенное количество образцов вооружений и военной техники, а перевооружать сразу целые части и подразделения.

Увеличение объемов ассигнований на модернизацию армии и флота повлияло на соотношение расходов на содержание Вооруженных Сил и их оснащение, которое в 2006 году составит 60:40. В предшествующие годы оно составляло: в 2004 году -63:37; в 2005 году-61:39.

Задача, поставленная перед Министерством обороны в соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации, направлена на устранение сложившегося дисбаланса в структуре оборонных расходов и предусматривает к 2011 году их выравнивание, то есть выход на соотношение 50 % на 50%.

Тыловые расходы


В бюджете 2006 года возросли тыловые расходы, однако этот рост незначительный и с учетом инфляционных процессов позволяет обеспечить потребности Министерства обороны на минимальном уровне. В абсолютных цифрах это выглядит следующим образом слайд 4:

на продовольственное обеспечение предусмотрено около 22,0 млрд. рублей;
на вещевое обеспечение - 8,5 млрд. рублей;
на оплату специального топлива и горючего - 29,0 млрд. рублей.
В объеме средств, выделенных на продовольственное обеспечение, порядка 640 млн. рублей предусмотрено на отработку новой схемы организации питания через коммерческие структуры в отдельных воинских частях, переходящих на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

На медицинское обеспечение и осуществление воинских перевозок объемы расходов сохранены на уровне 2005 года.

В 2006 году увеличены ассигнования на коммунальные расходы. Тем не менее, учитывая повторяющийся в последние годы сверхплановый рост цен, нами принимаются дополнительные меры по усилению контроля за использованием потребляемых ресурсов, предотвращению их нерационального использования.

Инвестиции


Предусмотренные в качестве государственных капитальных вложений Министерству обороны на 2006 год ассигнования превышают объемы 2005 года на 12 процентов слайд 5.

На финансирование строительства новых объектов выделено около 40,0 млрд. рублей или на 16 процентов больше против 2005 года.

За счет этих средств осуществляется жилищное строительство, строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры военных городков, специальных военных объектов и объектов федеральных целевых программ.


В рамках федеральных целевых программ инвестиции направлены в основном на строительство объектов в соединениях и воинских частях, переводимых на комплектование военнослужащими по контракту, и объектов системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации.

Будет продолжена работа по обеспечению жильем военнослужащих путем реализации накопительной системы жилищного обеспечения. С этой целью в конце прошлого года путем проведения конкурсов отобраны 10 управляющих компаний и специализированный депозитарий для управления и контроля за использованием средств военной ипотеки.

Исходя из установленного размера накопительного взноса на одного участника системы в 2006 году в размере 40,6 тыс. рублей, в бюджете 2006 года в интересах всех «силовых» министерств и ведомств на реализацию названной системы предусмотрено 3,3 млрд. рублей. Доля Министерства обороны в этом объеме составляет около 65 процентов.

В бюджете 2006 года около 15,7 млрд. рублей предусмотрено на реализацию программы «Жилищные сертификаты» для Обеспечения жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и граждан, уволенных с военной и правоохранительной службы. Исходя из этого за счет жилищных сертификатов Министерством обороны в 2006 году планируется обеспечить жильем 8,5 тыс. семей военнослужащих.

В целях реализации одного из четырех приоритетных национальных проектов, по решению Президента Российской Федерации, дополнительно выделяется в 2006 и 2007 годах по 15 млрд. рублей для решения жилищной проблемы военнослужащих в пяти важнейших и наиболее крупных регионах страны. Это города Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская и Калининградская области.

В целом за счет всех источников финансирования в 2006 году Министерством обороны планируется приобрести и построить для военнослужащих около 33 тыс. квартир, что значительно снизит имеющуюся на сегодняшний день напряженность в этом важном вопросе.

Федеральные целевые программы


В 2006 году продолжен рост количества и -объемов финансирования федеральных целевых программ, в которых принимает участие Министерство обороны слайд 6, что свидетельствует о расширении применения в бюджетном планировании программно-целевых методов.

Если а 2005 году Министерство обороны участвовало в 10 таких программах, то в 2006 году - уже в 14. Общий объем расходов на реализацию федеральных целевых программ для Министерства обороны составит около 25 млрд. рублей, что превышает аналогичный показатель 2005 года на 20 процентов.

Наиболее социально значимыми и объемными являются программы:

«Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 - 2007 годы;
«Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года»;
«Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации».
Среди новых программ в нашей «зоне ответственности» появились: «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)», «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)» и «Социальная поддержка инвалидов» на 2006-2010 годы.


В рамках федеральных целевых программ планируется в частности осуществить поддержку реформ в сфере военного образования и здравоохранения, формирование рынка доступного жилья, строительство и модернизацию стратегически важных для страны объектов, реализацию программ технологического профиля и инновационных проектов, поддержку секторов экономики с высоким инновационным потенциалом (авиационно-космическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии).

Социальная защита


В бюджете на 2006 год нашла свое отражение необходимость повышения социальной защиты военнослужащих, военных пенсионеров и гражданского персонала Вооруженных Сил, что соответствует установленным общегосударственным приоритетам.

В общем объеме выделенных на 2006 год Министерству обороны ассигнований расходы на обеспечение личного состава возросли по сравнению с 2005 годом более чем на 17 процентов (для справки: при утверждении бюджета на 2005 год рост этих расходов составлял 3 %). В комплексе с другими мероприятиями данная мера призвана обеспечить рост привлекательности военной службы для граждан.

В соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации о повышении доходов бюджетников в течение трех лет в реальном выражении в 1,5 раза, с 1 января 2006 г. размеры базовых окладов денежного содержания военнослужащих, от которых рассчитываются все дополнительные надбавки и доплаты, повышены на 15 процентов. Необходимые для этого средства учтены в бюджете на 2006 год.

В дальнейшем на ближайшую перспективу Правительством Российской Федерации одобрены следующие размеры и сроки индексации денежного довольствия слайд 7:

+с 1 января 2007 г. - на 10 процентов;
+с 1 ноября 2007 г. - на 15 процентов;
+с 1 сентября 2008 г. - на 15 процентов.

Соответствующие ассигнования предусмотрены в перспективном финансовом плане.

Реализация намеченных мер позволит увеличить денежное довольствие военнослужащих в течение 2006-2008 годов в 1,67 раза к базе 2005 года, что с учетом прогнозируемой инфляции позволит выполнить поручение Президента Российской Федерации.

Указанные повышения, в отличие от введенного в 2005 году в войсках ежемесячного денежного поощрения, затронут в полном объеме и военных пенсионеров, их пенсии также увеличатся.

Данное обстоятельство имеет место вследствие того, что военные пенсии рассчитываются исходя из окладов денежного содержания, установленных для проходящих военную службу военнослужащих. Соответственно в бюджете 2006 года увеличен объем средств по разделу «Социальная политика».

Заложенные в бюджете средства позволяют обеспечить повышение в 2006 году размеров заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил, оплата труда которых осуществляется по Единой тарифной сетке, не менее чем на 20 процентов и федеральным государственным служащим на 15 процентов.

* * *
В целом бюджет Министерства обороны на 2006 год закрепляет положительные стороны проводимых в государстве реформ и позволяет обеспечить выполнение стоящих перед Вооруженными Силами задач в соответствии с установленными требованиями. Вместе с тем бюджет является жестким и требует принятия дополнительных мер по экономии всех видов ресурсов.

Министерство обороны Российской Федерации

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.