Научные работники — специфическая профессиональная группа интеллигенции, обладающая некоторыми отличными от других характеристиками. Научная сфера, как и другие отрасли, в последние годы в нашей стране подверглась реформированию и «оптимизации», следствием чего стало ухудшение состояния науки и положения научных работников. Сокращается финансирование науки, уменьшается численность научных сотрудников, не хватает оборудования и материалов для исследований [Воробьева, 2021]. В период пандемии научные сотрудники также оказались в ситуации вынужденных изменений.
Социально-демографические характеристики профессиональной группы работников научной сферы. В России на конец 2019 г. среди исследователей, выполнявших научные исследования и разработки, было кандидатов наук: женщин — 31,6 тыс. человек, мужчин — 43,5 тыс. человек (42% и 58% соответственно); докторов наук: женщин — 6,7 тыс. человек, мужчин — 18,1 тыс. человек (27% и 73% соответственно) [Женщины…, 2020; Шевченко, 2021].]. То есть мужчин в науке больше в количественном отношении, и они занимают более высокие статусные позиции.
В России существует проблема притока в науку молодых кадров. 55,8% исследователей — в возрасте от 40 лет и старше, всего 16,7% — младше 29 лет [Наука, 2021: 30]. На наш взгляд, это связано с невысокой заработной платой в сфере науки (особенно молодых научных сотрудников, занимающих младшие должности)2. По нашим данным, возрастная структура занятых научной деятельностью также отражает преобладание старших поколений (табл. 1).
Таблица 1
Возрастная структура
(по всем занятым и отдельным отраслям)
|
Годы |
|
|
Отрасли |
|
|
|
|
|
|
2018 |
2019 |
2020 |
Строительство |
Транспорт |
Торговля, бытовое обслуживание |
Промышленность |
Сельское хозяйство |
Наука |
До 24 лет |
6,6 |
4,8 |
2,8 |
3,0 |
3,0 |
8,3 |
3,3 |
3,0 |
2,0 |
25—29 лет |
11,8 |
14,2 |
8,7 |
10,3 |
14,7 |
17,7 |
6,3 |
10,7 |
9,0 |
30—39 лет |
29,7 |
33,3 |
27,6 |
38,0 |
32,0 |
30,0 |
37,7 |
26,3 |
18,7 |
40—49 лет |
25,9 |
27,6 |
30,0 |
29,3 |
29,7 |
23,7 |
29,7 |
31,3 |
29,0 |
50–54 года |
16,2 |
11,7 |
15,2 |
12,3 |
11,7 |
11,0 |
13,0 |
11,7 |
21,0 |
55—59 лет |
|
6,1 |
10,6 |
5,0 |
6,0 |
7,3 |
7,7 |
10,3 |
13,7 |
60 –64 года |
9,8 |
4,8 |
3,3 |
1,7 |
3,0 |
2,0 |
1,0 |
4,3 |
4,7 |
65 лет и старше |
|
14,2 |
1,9 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
1,3 |
2,3 |
2,0 |
Источник данных: «Прекариат»
77,7% работников имеют трудовой стаж более 10 лет, еще 17,3% — от 1 года до 3 лет, т.е. обладают опытом работы и высокой квалификацией. Но эти данные только подтверждают факт нехватки молодых сотрудников.
n=1200, выборка репрезентативна по возрасту, полу, месту жительства, социально-профессиональным группам. Расчет эмпирических параметров квот для поиска и отбора респондентов осуществлен с учетом доли занятого населения (пропорционально) в возрасте 18 лет и старше: 1) по федеральным округам; 2) по типам 5-ти поселений; 3) по социально-профессиональному составу. В 2019 г. опрошены работники строительства, транспорта, торговли и сферы услуг, n=900, в 2020 г. — работники, занятые в промышленности, сельском хозяйстве и сфере науки, n=900.
Большинство научных работников имеет высшее образование (96,3%), что обусловлено спецификой профессиональной деятельности. Они значительно больше занимаются дополнительно для получения образования, повышения квалификации (26,0% — работники науки, 8,8% — все занятые), что объясняется как необходимостью постоянно повышать квалификацию, так и стремлением к саморазвитию.
Работа. 20,3% научных работников «полностью удовлетворены» и 52% «скорее удовлетворены, чем не удовлетворены» своей работой, это наивысший показатель среди всех занятых. Эти показатели объясняются творческим характером труда, достаточно высокой степенью независимости в работе, возможностью самостоятельно организовывать свое рабочее время. Все это в совокупности приводит к позитивному отношению к работе, затмевая негативные моменты в трудовой деятельности.
Так же, как работников других отраслей, научных сотрудников волнует низкая оплата труда (46,4%), опасение потерять работу (24,7%), отсутствие перспективы в работе, профессиональной карьере (21,3%). Но на втором месте у работников сферы науки, в отличие от других занятых, — отдаленность работы от дома (27,8%). Вероятно, к месту работы им приходится достаточно далеко ездить, это объяснимо, ведь научные учреждения — не школы или поликлиники, территориально распределены неравномерно, имеют специализацию, найти устраивающее место работы не так просто (табл. 2).
Для научных работников в списке проблем на первом месте — оплата труда, как и для всех занятых. Но, в отличие от представителей других сфер деятельности, для них очень важно, чтобы работа была интересной по своему содержанию (вторая по значимости позиция). Заинтересованность в содержании труда — характерный признак представителей интеллигенции. На третьем месте по значимости — условия труда (для представителей других отраслей условия труда — на втором месте). 11,3% научных сотрудников отметили как существенную позицию «возможность занимать определенное положение в обществе», что указывает на признание ими важности их труда и престижности профессии (табл. 3).
Таблица 2
Какие проблемы волнуют Вас по месту работы (в Вашей организации)?
|
Годы |
|
|
Отрасли |
|
|
|
|
|
|
2018 |
2019 |
2020 |
Строительство |
Транспорт |
Торговля, бытовое обслуживание |
Промышленность |
Сельское хозяйство |
Наука |
Неясность в оплате труда |
16,3 |
18,8 |
15,3 |
21 |
18 |
17,3 |
18,2 |
14,8 |
12,7 |
Низкая оплата труда |
50,3 |
44,2 |
53,2 |
38,3 |
40,7 |
53,7 |
49,2 |
64,3 |
46,4 |
Нет нормальных отношений с руководством |
6,9 |
7,1 |
9,6 |
10,3 |
7,7 |
3,3 |
12,8 |
8,5 |
7,6 |
Работа не нравится (однообразный, неинтересный труд) |
6,3 |
8,9 |
10,6 |
8,0 |
8,0 |
10,7 |
13,8 |
14,5 |
3,4 |
Отсутствие социальных льгот, медицинского обслуживания |
13,2 |
20,0 |
13,0 |
19,0 |
20,3 |
20,7 |
13,1 |
17,3 |
8,6 |
Плохие взаимоотношения в коллективе |
2,9 |
4,9 |
4,5 |
4,3 |
4,3 |
6,0 |
2,7 |
3,9 |
6,9 |
Нет перспективы в работе, профессиональной карьере |
18,7 |
26,1 |
23,1 |
24,7 |
28,7 |
25,0 |
24,9 |
23,0 |
21,3 |
Опасение потерять работу |
22,5 |
22,0 |
28,4 |
23,7 |
25,0 |
17,3 |
34,7 |
25,4 |
24,7 |
Плохие условия труда |
7,4 |
14,3 |
10,0 |
14,7 |
15,0 |
13,3 |
11,1 |
15,9 |
3,1 |
|
Годы |
|
|
Отрасли |
|
|
|
|
|
|
2018 |
2019 |
2020 |
Строительство |
Транспорт |
Торговля, бытовое обслуживание |
Промышленность |
Сельское хозяйство |
Наука |
Плохая организация труда |
8,6 |
9,7 |
10,2 |
9,0 |
12,0 |
8,0 |
13,8 |
7,8 |
8,9 |
Отдаленность работы от дома |
18,4 |
14,2 |
18,9 |
21,3 |
9,3 |
12,0 |
18,9 |
9,9 |
27,8 |
Другое |
2,3 |
1,6 |
6,9 |
2,3 |
0,3 |
2,0 |
4,0 |
5,3 |
11,3 |
Проблем нет |
6,3 |
– |
|
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Затруднились ответить |
1,8 |
5,9 |
|
5,0 |
5,3 |
7,3 |
– |
– |
– |
Источник данных: «Прекариат»
Таблица 3
Что для Вас наиболее важно в работе, которой Вы заняты?
несколько вариантов ответа)
|
Годы |
|
|
Отрасли |
|
|
|
2018 |
2019 |
2020 |
Промышленность |
Сельское хозяйство |
Наука |
Оплата труда |
– |
– |
76,6 |
82,0 |
79,3 |
68,3 |
Чтобы работа была интересной по своему содержанию |
– |
– |
31,8 |
24,0 |
20,7 |
50,7 |
Условия труда |
– |
– |
50,4 |
58,0 |
49,0 |
44,3 |
Организация труда |
– |
– |
27,2 |
29,7 |
25,3 |
26,7 |
Близость работы к месту жительства |
– |
– |
29,7 |
31,7 |
36,7 |
20,7 |
|
Годы |
|
|
Отрасли |
|
|
|
2018 |
2019 |
2020 |
Промышленность |
Сельское хозяйство |
Наука |
Возможность быть в коллективе |
– |
– |
12,4 |
8,3 |
11,0 |
18,0 |
Возможность занимать определенное положение в обществе |
– |
– |
7,9 |
6,3 |
6,0 |
11,3 |
Другое |
– |
– |
1,8 |
1,7 |
1,3 |
2,3 |
В работе все важно для меня |
– |
– |
17,3 |
15,0 |
16,3 |
20,7 |
Затруднились ответить |
– |
– |
0,7 |
0,3 |
0,7 |
1,0 |
Источник данных: «Прекариат»
78,3% научных работников указывают, что их образование/квалификация «полностью» соответствуют выполняемой работе, 16,7% — «частично соответствуют», это самый высокие показатели среди занятых. Работа в сфере науки требует соответствующего образования, длительной подготовки и накопления опыта, это специфика научной деятельности. Карьеру в научной сфере не сделаешь быстро, поскольку квалификация и опыт приходят не сразу. Кроме того, научная деятельность часто носит коллективный характер, научные сообщества и социальные связи в научной среде формируются постепенно и носят долговременный характер. Возможно, именно поэтому 85,3% научных сотрудников не меняли работу в последние 3 года, а 13,0% — меняли один раз.
Вместе с тем, большее число научных сотрудников ставят цель «добиться повышения в должности» — 15,3%, среди всех занятых таких всего 6,8%, что может свидетельствовать как о больших амбициях научных работников, так и том, что профессиональный и карьерный рост в сфере науки возможен, хоть и ограничен.
Пандемия оказала влияние на организацию труда работников в научной сфере. Многие перешли на удаленный режим работы: 35% указали, что этот переход уже произошел, 37,3% — что это может случиться в любой момент.
13,0% отметили, что в их рабочих коллективах прошли увольнения, еще 13,0% — что уменьшилась заработная плата. Но, т.к. наука в нашей стране в основном финансируется из бюджета государства, а научные учреждения являются государственными (некоммерческими) структурами, сфера науки от пандемии пострадала меньше, чем другие отрасли. Высокая квалификация и обучаемость позволили научным работникам быстро освоить необходимые цифровые технологии для дистанционной работы. А поскольку исследовательская деятельность, особенно в гуманитарной сфере, не всегда требует присутствия на рабочем месте, наука, на наш взгляд, понесла меньшие потери, чем другие отрасли экономики.
Семья. 70,3% научных работников женаты (замужем), 8% — проживают в гражданском (незарегистрированном) союзе, 15,0% — не женаты (не замужем), в общем-то, не особенно выбиваясь из общей картины распределения по семейному состоянию. У 38,3% есть один ребенок, у 34,0% — 2 ребенка, у 6,6% — 3 ребенка и более, нет детей у 21,1%, эти цифры тоже в целом соответствуют количеству детей у всех занятых.
Так же, как остальные работники-родители, научные сотрудники озабочены обеспечением будущего детей (35,7% — работники науки, 34,3% — все занятые), это основная жизненные цель всех работающих россиян (первая позиция в структуре жизненных целей).
Оценивая жизнь своей семьи за последние три года, респонденты указали, что она улучшилась у 13,3%, у 33,7% — ухудшилась, у 50,0% — осталась прежней (без особых изменений). В этом плане научные сотрудники также не отличаются от остальных занятых, но следует отметить, что, по сравнению с опросами 2018 и 2019 гг., гораздо большее количество работников в целом указали, что их жизнь ухудшилась (2018 г. — 21,9%, 2019 г. — 28,6%, 2020 — 35,8%). Вероятно, в течение последних лет падает уровень и качество жизни населения, что и отражают полученные данные.
Свободное время. Структура проведения свободного времени у работников сферы науки, как представителей интеллигенции, имеет некоторые существенные отличия от остальных занятых. Они значительно больше читают художественную литературу (41,7% — работники науки, 22,3% — все занятые), чаще посещают театры, кино, концерты (26,0% — работники науки, 10,7% — все занятые), ходят в музеи (20,0% — работники науки, 5,8% — все занятые), читают газеты и журналы (19,0% — работники науки, 13,4% — все занятые), то есть заметен ярко выраженный интерес к культурному досугу.
Вероятно, работники сферы науки больше озабочены собственным здоровьем и интересуются спортом, так как чаще посещают спортивные занятия и спортивные мероприятия (16,0% — работники науки, 12,5% — все занятые), проводят время на природе, гуляют (37,3% — работники науки, 25,4% — все занятые).
Научные работники больше времени проводят в Интернете, но меньше смотрят телевизор и слушают радио: это можно объяснить более высоким уровнем образования и владения Интернет-технологиями (несмотря на смещенную к старшим поколениям возрастную структуру). Кроме того, Интернет для научных сотрудников — профессиональная необходимость, многие рабочие процессы (поиск информации, коммуникации) в наше время связаны с IT-сферой.
Интересно, что научные работники реже, чем остальные указывают, что погружены в домашнее хозяйство и занятия с детьми (44,0 % — работники науки, 55,4% — все занятые). Можно предположить, что часть домашних обязанностей делегируется, а другие виды деятельности «вытесняют» занятость в домашних делах. Возможно также, что научные сотрудники под свободным временем понимают другие виды занятий, а не выполнение домашних обязанностей (табл. 4).
Свободное время
Таблица 4
Занятия в свободное время |
Годы |
|
|
Наука |
|
2018 |
2019 |
2020 |
2020 |
Читают художественную литературу |
22,3 |
– |
23,9 |
41,7 |
Смотрят телепередачи, слушают радио |
62,7 |
19,4 |
51,0 |
41,0 |
Увлекаются компьютером, Интернетом |
35,8 |
24,4 |
45,2 |
46,3 |
Окончание табл. 4
Занятия в свободное время |
Годы |
|
|
Наука |
|
2018 |
2019 |
2020 |
2020 |
Посещают театры, кино, концерты |
10,7 |
9,3 |
12,9 |
26,0 |
Прослушивают музыку |
17,4 |
– |
18,4 |
17,3 |
Посещают спортивные занятия и спортивные мероприятия |
12,5 |
6,7 |
11,6 |
16,0 |
Бывают в кафе, барах, ресторанах |
10,8 |
2,6 |
13,1 |
15,0 |
Посещают музеи, выставки |
5,8 |
0,3 |
9,6 |
20,0 |
Читают газеты, журналы |
13,4 |
0,0 |
13,8 |
19,0 |
Встречаются с друзьями |
47,5 |
27,4 |
49,4 |
47,3 |
Занимаются дополнительно для получения образования, повышения квалификации |
8,8 |
1,4 |
12,8 |
26,0 |
Проводят время на природе, гуляют |
25,4 |
19,9 |
30,8 |
37,3 |
Занимаются в кружках, клубах по интересам |
1,1 |
0,2 |
2,0 |
2,0 |
Посещают дискотеки, танцплощадки |
1,6 |
2,1 |
1,1 |
1,7 |
Участвуют в работе общественных организаций |
2,8 |
0,0 |
2,3 |
1,7 |
Занимаются домашним хозяйством, детьми |
55,4 |
56,3 |
51,7 |
44,0 |
Посещают церковь |
6,3 |
0,2 |
8,2 |
7,0 |
Просто расслабляются |
25,3 |
7,3 |
26,4 |
20,3 |
Имеют хобби |
14,3 |
5,3 |
25,3 |
26,0 |
Другое |
3,5 |
– |
1,8 |
1,7 |
Свободного времени практически нет |
6,5 |
– |
9,1 |
8,0 |
Слушают музыку, читаю книги, смотрю видео |
– |
11,0 |
– |
|
Посещают политические организации, собрания, митинги |
– |
0,1 |
– |
|
Не ответили |
– |
5,3 |
– |
|
Источник данных: «Прекариат»
Общая удовлетворенность жизнью научных работников в целом совпадает с всеми занятыми (11,3% работников науки заявляют, что они не удовлетворены своей жизнью, об это же сказали 10,8% всех занятых), но отличается в лучшую сторону от прекаризованных групп работников (не удовлетворены своей жизнью 22,0% работников сельского хозяйства, 18,7 — работников промышленности, 20,0% — работников торговли и сферы услуг).
Делая выводы, можно отметить, что работники сферы науки — социальная профессиональная группа, обладающая разнообразными духовными («нематериальными») интересами. По многим качественным характеристикам они относятся к интеллигенции: это высокий уровень образования, интеллектуальная профессиональная деятельность, связанная с производством нового и экспертного знания, стремление к профессиональному росту и культурному развитию.
Список литературы
Воробьева И.В. Российские ученые в условиях прекарной занятости // Вопросы управления. 2021. № 1. С. 131—142.
Женщины и мужчины России. 2020: Стат. сб./ Росстат. М., 2020. Наука. Технологии. Инновации: 2021: краткий статистический сбор-
ник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Определение основных причин, сдерживающих научное развитие в Российской Федерации: оценка научной инфраструктуры, достаточность мотивационных мер, обеспечение привлекательности работы ведущих ученых». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ Work_materials_disscusion/sp.pdf (дата обращения: 11.04.2021).
Шевченко И.О. Занятость в научной сфере в гендерном контексте // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. №1 (ч. 2). С. 218–230.
И.О. Шевченко кандидат исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва)