Интеллектуальные игры в школе: проблемы и перспективы



Интеллектуальные игры в школе: проблемы и перспективы

Аннотация. В статье рассматривается одно из актуальных направлений в системе современного педагогического образования, а именно, подготовка будущего учителя к работе с одаренными детьми. В качестве одного из эффективных способов решения проблемы авторы предлагают интеллектуальные игры с обучающимися. Подготовка руководителей к организации подобных игр с детьми требует, с одной стороны, тщательного изучения имеющегося опыта, а с другой стороны, новых разработок. Ключевые слова: интеллектуальные игры; интеллектуальные клубы; познавательные действия, коммуникативные способности; курс по выбору для будущего учителя.

В настоящее время, в условиях гуманизации образования, все большую популярность приобретают технологии обучения, имеющие личностноориентированную направленность. Работа с одаренными детьми и развитие их индивидуальных качеств в этом контексте имеет особое значение [2], [4]. Целью педагога становится развитие познавательных, коммуникативных, и лидерских способностей учащихся. Для этого есть много разных способов, как во время уроков, так и во внеучебное время. В качестве одного из эффективных способов решения обозначенной проблемы можно предложить интеллектуальные игры.

Существует несколько распространённых видов интеллектуальных игр, в формате которых регулярно проходят соревнования различного уровня, от школьных турниров до международных чемпионатов, к ним относятся «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Брейн-ринг» и другие. Рассмотрим несколько общих требований к организации таких игр. Прежде всего, это составление вопросов и заданий. Для всех форматов можно выделить одно общее правило: хороший вопрос лежит в рамках школьной программы, современных реалий или поп-культуры [1], [3].

Формат игры «Что? Где? Когда?» (как и «Брэйн- ринг») для школьников требует соблюдения важных условий: 1) проверка вопросов по базе; 2) проверка источников; 3) нельзя включать вопрос, на который может быть несколько вариантов ответа; 4) школьный вопрос не подразумевает никакого знания или знания, не выходящего за пределы школьной программы; 5) каждый вопрос – это своеобразная, интересная и парадоксальная шутка (в идеале еще и познавательная); 6) можно задать дополнительные условия для ответа на вопрос, тем самым можно упростить сложный вопрос, или наоборот усложнить простой вопрос, обозначив строгую формулировку ответа [1], [3]. Выделим требования к составлению вопросов для «Своей игры» (СИ) и «Эрудит-квартета»: 1) единообразие стиля в формулировке вопросов (важно смысловой акцент делать в начале формулировки, чтобы люди не забывали о сути вопроса; но если имеется в вопросе какая-то малоизвестная информация, то уместно сообщать о ней в начале); 2) ответ на каждый вопрос (после его озвучивания) должен сопровождаться источником информации; 3) качественная характеристика вопроса должна меняться (в каждой категории из числа всех вопросов: один вопрос-шутка – один простой вопрос – вопрос, который интересен лично автору (какое-то нетривиальное знание специфического или узкоспециального свойства) – вопрос общего характера – сложный вопрос. Так же хорошо и интересно будет, если тема игры имеет какой-то концепт. Например, все ответы на одну букву, парные согласные, идут в строгом порядке и т. д. Вопросы должны быть оригинальными, не заимствованными из других игр. Рекомендации для игры «Тройки» остаются те же, что были сформулированы ранее, отметим лишь, что особенность этого формата позволяет трем игрокам одной команды ответить по очереди на один и тот же вопрос (т. е. у команды есть возможность дать 3 варианта ответа).

При этом формулировка каждого вопроса предполагает не один ответ, а перебор трех, связанных с темой (например, назвать конкретное число, имя правителя, месяц и т. д.). Успешное выступление на подобных состязаниях зависит от многих условий: регулярные тренировки, состав участников команды, уровень предлагаемых заданий, личные качества организаторов и многое другое. В процессе таких занятий у обучающихся расширяется кругозор, развивается эрудиция, формируется потребность в знаниях из различных областей (история, литература, математика, поп-культура, биология и т. д.). Существуют различные форматы игр, требующие разного подхода, как в процессе тренировок, так и на самих играх. Дети учатся работать в команде и индивидуально. Регулярные занятия в интеллектуальных клубах способствуют не только самоорганизации ученика, но и помогают выявить области для будущего профессионального самоопределения. Для подготовки к таким играм нужны грамотные руководители, обладающие широким кругозором, способные объединить вокруг себя творческих и стремящихся к познанию детей, владеющие различными образовательными технологиями и организаторскими способностями. Другими словами, нужна систематическая работа.

Ее можно организовать на базе одного класса, школы (в команде могут быть дети из разных классов, не обязательно из одной параллели классов), либо другой образовательной площадки (клуб, вуз, библиотека и др.). Вне зависимости от места тренировок руководитель группы должен быть всегда готов организовать обсуждение по актуальным вопросам из любой области знаний. Именно поэтому от руководителя требуется постоянная работа по сбору информации, ее переработка и составление вопросов и заданий для своих подопечных. Кроме того, нужны инновационные средства для разработки заданий, создания новых сценариев и форм для их проведения. Не менее важно из участников группы сформировать помощников в сборе и переработке информации, подготовке вопросов для обсуждения [1]. Можно практиковать среди них конкурс на лучший вопрос, лучший ответ, наиболее интересную информацию, самый сложный вопрос и т. п.

Подобная работа с детьми будет стимулировать их к постоянному обновлению своих знаний и творческому приложению своих способностей. Помимо регулярных тренировок и туров, также существуют сезонные выезды в каникулярное время. Такой вид занятий более интенсивный: за короткое время учащиеся определенной возрастной категории соревнуются друг с другом в различных дисциплинах, помимо сверстников им приходится общаться и с организаторами, большинство из которых – студенты, которые сами играли в интеллектуальные игры, будучи школьниками. Одним из наиболее благоприятных направлений в подготовке будущих руководителей интеллектуальных кружков и клубов может стать курс по выбору данной тематики для будущих учителей в условиях высшего образования. Так, в рамках магистратуры по направлению подготовки Педагогическое образование в Самарском государственном социально-педагогическом университете среди дисциплин, изучаемых на факультете математики, физики и информатики предусмотрен курс «Основы профессионального самоопределения учителя». В процессе изучения данной дисциплины рассматриваются разные направления, не только связанные непосредственно с профилем подготовки («Математика в образовании»), но такие, которые ориентируют будущего учителя на общение со своими воспитанниками и обсуждение различных вопросов общекультурного и узконаправленного характера. Нам видится возможным включение в программу такого курса раздела подобной тематики для организации работы с одаренными детьми.

В содержании такого курса будут уместными все вопросы, связанные с разработкой заданий для игр разных форматов, создание новых игр, разработка сценариев и тематики игр, а также обсуждение вопросов взаимодействия со всеми его участниками. Имеющийся опыт в подготовке и проведении подобных мероприятий позволит использовать и усовершенствовать все лучшие разработки и поможет сформировать у будущего руководителя необходимые способности. Как правило, многие из тех, кто принимал активное участие в интеллектуальных играх, продолжают развиваться в этом направлении дальше. Они принимают участие в областных, всероссийских и международных турнирах, сами становятся организаторами мероприятий различного уровня или переходят в телеигры, пишут сценарии, создают новые форматы игр.

Литература 1. База вопросов «Что? Где? Когда?» https://db.chgk.info/ 2. Концепция поддержки одаренных детей. Режим доступа: http://www.menobr.ru/ materials/164/30058/ 3. Поташев М.О. Путь решения. / М.О. Поташев. – «АСТ», 2016. – 127 с. 4. Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Режим доступа. http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

Л.Н. Евелина, к. п. н., доцент, П.А. Лебедева, студент Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия.

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.