Стратегии развития европейских университетов в условиях влияния цифровизации



Стратегии развития европейских университетов в условиях влияния цифровизации

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена повсеместным распространением цифровых технологий. Соответственно меняются требования к преподавательской и научно-исследовательской деятельности. В статье обосновано, что цифровизация является одним из трендов высшего образования. Автором выявлены основные направления цифровизации образования, отраженные в стратегиях развития европейских университетов.

Ключевые слова: цифровизация образования, европейские университеты, стратегия развития, цифровой университет.

Цифровизация является одним из вызовов для высшего образования. Цифровые технологии изменяют инфраструктуру университетов и оказывают влияние на организационные формы образовательной среды. Цифровизация образования предполагает также подготовку преподавательского состава и студентов к работе в цифровой среде. Однако отмечается недостаточное формирование у преподавателей и обучающихся соответствующих навыков [1]. В условиях повсеместной цифровизации трансформируются требования к профессиональной деятельности в различных отраслях. Понимание функциональной грамотности также подвергается переосмыслению [4]. В связи с этим должно меняться и содержание образования.

При этом важно, чтобы процесс формирования навыков работы в «цифровых» условиях или цифровой грамотности, реализовывался в рамках непрерывного образования [2]. Университеты должны оперативно реагировать на необходимые изменения. Стратегия развития университета, как правило, отражает миссию университета, приоритеты, ключевые цели. Такие стратегии должны быть разработаны с учетом современных социально-культурных и технологических условий. Цель исследования: охарактеризовать влияние цифровизации на содержание стратегий развития европейских университетов. Задачи исследования:

1. Выявить основные направления цифровизации образовательной среды европейских университетов на современном этапе;

2. Определить преимущества цифровизации образовательной среды и факторы, оказывающие лимитирующие воздействие на данный процесс. Для реализации этого были использованы следующие теоретические методы: сравнение, анализ, обобщение. Безусловно, что цифровая трансформация образовательной среды требует комплексного подхода и взаимодействия всех стейкхолдеров (от правительственных структур до конкретных образовательных учреждений). Можно выделить пять основных этапов в процессе цифровизации европейского высшего образования на основе анализа нормативно-правовых документов, посвященных модернизации образования.

Первый этап (1990–2000 гг.) – совершенствование инфраструктуры университетов, обеспечение их компьютерами и распространение высокоскоростного подключения к Интернету. Второй этап (2000–2006 гг.) – поддержка инноваций в сфере высшего образования, которые направлены на обновление содержания образовательных программ в соответствии с потребностью в формировании базовых технических навыков и распространение новых форм получения знаний (смешанного обучения, электронного образования, дистанционного образования). Третий этап (2006–2010 гг.) – соотнесение основных достижений обучающихся с ключевыми компетенциями.

Что в свою очередь привело к ориентации образования на результат, т. е. на формирование личности обучающегося, обладающего ключевыми компетенциями и способного адаптироваться к изменяющимся условиям цифровой экономики. Четвертый этап (2010–2017 гг.) – переосмысление образовательного процесса под влиянием цифровизации: распространение открытых образовательных ресурсов (OER); массовых открытых онлайн-курсов (MOOC). Пятый этап (с 2017 года по наст. время) – формирование европейского образовательного пространства в онлайн-среде, предполагающего различные формы онлайн-сотрудничества между образовательными организациями. Соответственно цифровизация высшего образования, первоначально проявлялась в оснащении университетов необходимым техническим инструментарием для формирования образовательной среды в локальных рамках университета. Затем бурное развитие цифровых технологий привело к формированию цифровой образовательной среды, которая характеризуется масштабностью, открытостью, вариативностью.

Процесс цифровизации высшего образования, описанный в европейских нормативно-правовых документах, можно представить в виде следующей последовательности: появление новых технологий –> осознание стейкхолдерами необходимости внедрения этих технологий в образовательный процесс университетов –> непосредственное оснащение университетов требуемой инфраструктурой –> обучение преподавательского состава и обучающихся работе с новым инструментарием –> трансформация цифровой образовательной среды преподавателями и обучающимися в соответствии с их потребностями. Рассмотрим, какие изменения в стратегиях развития произошли на уровне европейских университетов под влиянием цифровизации.

Среди европейских университетов нами были рассмотрены университеты Финляндии, Швеции, Нидерландов, Дании, Великобритании. Такой выбор европейских стран обусловлен тем, что данные страны занимают лидирующие позиции в рейтинге Индекса цифровой экономики и общества (The Digital Economy and Society Index (DESI)) за 2019 год [5].

В рамках данного исследования нами были изучены стратегии развития топ-3 университетов каждой из этих стран согласно рейтингу QS за 2019 год [7], а именно: Финляндия – University of Helsinki, Aalto University, University of Turku; Швеция – Lund University, KTH Royal Institute of Technology, Uppsala University; Нидерланды – Delft University of Technology, University of Amsterdam, Eindhoven University of Technology; Дания – University of Copenhagen, Technical University of Denmark, Aarhus University; Великобритания – University of Oxford, University of Cambridge, Imperial College London.

В стратегиях развития указанных выше университетов подчеркивается, что цифровизация оказывает влияние и на преподавательскую и на научноисследовательскую деятельность. Среди основных направлений цифровизации образовательной среды, отраженных в стратегиях развития европейских университетов, следует выделить следующие: ‒ развитие цифровой инфраструктуры университета; ‒ обновление содержания образования;

‒ обучение цифровым навыкам профессорско-преподавательского состава и студентов; ‒ распространение новых форм организации учебной деятельности; ‒ использование открытых образовательных ресурсов; ‒ распространение различных форм онлайн-сотрудничества между университетами и заинтересованными сторонами; ‒ распространение концепции Открытой науки. Очевидно, что основное внимание в стратегиях европейских университетов уделено развитию инфраструктуры, которая будет способствовать формированию цифровой образовательной среды.

Она обладает возможностями для обмена образовательным материалом, совместной работы над проектами, общения. Обозначенные направления цифровизации образовательной среды приводят к появлению «цифрового университета». Под цифровым университетом в данном случае понимается организация круглосуточного доступа к образовательной среде университета [6]. При этом новый формат организации образовательного пространства требует пересмотра деятельности библиотек. Усилия библиотекарей должны быть направлены на обеспечение преподавателей и обучающихся открытыми образовательными ресурсами, а также на обучение работе с цифровыми репозиториями и научными базами данных. На уровне университетов активно внедряются системы управления электронным обучением (наиболее популярными являются Moodle, Blackboard, Canvas), используются платформы онлайн-курсов (например, платформы «Coursera», «edX», «FutureLearn»). Преподаватели и студенты в учебном процессе применяют и популярные онлайн-площадки для размещения, в том числе и образовательных материалов (например, Apple Podcasts) [3]. Соответственно меняется и процесс взаимодействия между преподавателями и студентами, который становится все более опосредованным благодаря внедрению цифровых инструментов.

Это приводит к тому, что на уровне европейских университетов все большее распространение получают такие формы организации учебной деятельности, как смешанное обучение, дистанционное обучение. Также меняется и сам образовательный контент. Он становится более интерактивным. При этом учебные курсы должны быть гибкими и модульными. Можно определить несколько преимуществ цифровизации образовательной среды, а именно: персонализация, открытость, гибкость образовательного процесса, которые могут способствовать повышению качества высшего образования. При этом особое внимание стоит уделить сокращению факторов, оказывающих лимитирующее воздействие на процесс цифровизации образовательной среды. Основными такими факторами являются наличие цифрового разрыва (неравномерного доступа к цифровым технологиям) и недостаточный уровень владения требуемыми навыками для работы в цифровой среде у преподавателей и студентов.

Очевидно, что развитие цифровых технологий опережает темпы их внедрения в образовательный процесс. Во многом это обусловлено недостаточным количеством исследований в данной области, проблемами с финансированием, малым количеством методических работ, неготовностью некоторых преподавателей к работе с цифровыми инструментами. Таким образом, во всех рассмотренных нами стратегиях цифровизация была обозначена как один из современных трендов, которому должны следовать университеты, чтобы быть конкурентоспособными. В связи с этим европейская высшая школа претерпевает изменения, обусловленные внедрением цифровых технологий в образовательную среду университетов.

При этом цифровизация образовательной среды на уровне университетов – это не только развитие инфраструктуры образовательной организации и обновление содержательного наполнения образовательных программ. Этот процесс также влияет и на организацию исследовательской работы молодых ученых, обеспечивая распространение открытого доступа к данным, видоизменяя требования к деятельности молодых ученых и владению ими навыков работы в новых «цифровых» условиях.

Литература 1. Гозалова А.В. Изменение условий трудовой деятельности педагогических работников в императивах цифровизации // Международный журнал экономики и образования. – 2019. – Т. 5. – № 4. – С. 30–42. 2. Дмитрова А.В. Теоретические аспекты формирования цифровой грамотности: особенности представления в педагогических исследованиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 1 (30). – С. 111–114. 3. Дмитрова А.В., Чигишева О.П., Тимошенко Ю.С. Мультимедиа ресурсы платформы Oxford’s Apple Podcasts как онлайн-инструмент развития цифровой грамотности студентов Оксфордского университета // Международный журнал экономики и образования. – 2019. – Т. 5. – № 3. – С. 5–22. 4. Chigisheva O. Functional literacy: terminological ambiguity in the worldwide educational context // Astra Salvensis. – 2018. – V. 6. – P. 963–970. 5. The Digital Economy and Society Index (DESI) [Электронный ресурс]. – URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi (дата обращения: 10.04.2020). 6. TU Delft Strategic Framework 2018–2024 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tudelft.nl/en/about-tu-delft/strategy/tu-delft-strategic-framework-2018-2024/ (дата обращения: 10.04.2020). 7. QS World University Rankings 2019 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2019 (дата обращения: 10.04.2020).

А.В. Дмитрова, аспирант Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия

Цены автошкола
цен цифровых активов - Конвертер - Цены на все проекты
forward96.ru
Тренинг критическое мышление
тренинг критическое мышление
strongthinking.ru
Вечный принтер
вечный принтер
es-te.com.ua

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.