Подготовка учителей в интересах устойчивого развития общества



Подготовка учителей в интересах устойчивого развития общества

Аннотация. В исследовании идея подготовки учителей в интересах устойчивого развития общества и возможные направления ее реализации связываются с воспитанием комплекса личностных качеств, формированием профессионально значимых компетенций и носит системный характер с акцентом на футуризацию педагогического образования (изучение и моделирование будущего). Выявлены и обоснованы педагогические условия подготовки учителей в интересах устойчивого развития общества. Их практическая реализация рассмотрена на примере подготовки бакалавров педагогического образования (химия). Ключевые слова: учитель нового типа, химико-педагогическое образование, образование для устойчивого развития.

В современных социально-экономических условиях глобализации и трансформации педагогического образования [8, 9], необходимости

предвидения угроз и опережающей реакции на них возникает необходимость в подготовке учителей, знакомых с концепцией устойчивого развития и способных к осознанной реализации образования в интересах устойчивого развития общества. Актуальна готовность учителя к научному объяснению химико-экологических процессов в окружающей среде и жизнедеятельности человека [5, 6], оценке креативности обучающихся при достижении целей концепции устойчивого развития в условиях трансформации образования. Данные обстоятельства требует нового взгляда на подготовку учителя и формирование у него профессионального мышления [2, 3] в современных условиях практико-ориентированного проектного обучения [4] в университете. Понятие «образование в интересах устойчивого развития» сформировалось относительно недавно и включает экологическое образование, социальный и экономический компоненты.

Сегодня, когда формируется общая системная концепция образования в интересах устойчивого развития, одной из актуальных задач становится проектирование соответствующего образовательного процесса подготовки учителей. Подготовка учителей в интересах устойчивого развития общества строится на воспитании комплекса личностных качеств, формировании профессионально значимых компетенций и носит системный характер с акцентом на футуризацию педагогического образования (изучение и моделирование будущего). Проблема исследования: каковы педагогические условия подготовки учителей в интересах устойчивого развития общества в системе университетского образования. Цель: выявить педагогические условия подготовки учителей в интересах устойчивого развития общества на примере университетского химикопедагогического образования. Методологическая основа: практико-ориентированный и интегративный подходы. Результаты. Проведенные исследования позволили выделить четыре педагогических условия подготовки учителей химии в интересах устойчивого развития общества.

Первое условие связано с корректировкой учебного плана в соответствии с экологическим компонентом концепции устойчивого развития. Например, в учебный план подготовки учителей по направлению «Педагогическое образование, профиль химия» введены химико-экологические дисциплины. Это «Химия окружающей среды», «Школьный эколого-аналитический мониторинг», «Химические системы и экологический риск», «Проблемы эколого-аналитического мониторинга загрязнений окружающей среды» и другие (с учетом смещения акцентов на изучение и моделирование будущего, что соответствует футуризации образования). Например, в процессе изучения курса «Школьный эколого-аналитический мониторинг» рассматриваются темы: «Эколого-аналитический мониторинг как составная часть экологического мониторинга», «Школьный экологический и эколого-аналитический мониторинг», «Методика школьного эколого-аналитического мониторинга», где из контактных 36 часов на лабораторный практикум отведено 24 часа. Курс «Химические системы и экологический риск» включает такие темы, как «Основные понятия экологического риска», «Техногенные аварии как источники негативных факторов техносферы», «Управление экологичской безопасностью в химической промышленности» и другие (из контактных 36 часов лабораторный практикум составляет 18 часов). Второе условие – трансформация лабораторных работ по химии как важного фактора формирования у студентов навыков достижения целей концепции устойчивого развития. Например, в курс коллоидной химии включены работы по устранению мутности раствора с применением различных коагулянтов, лабораторный практикум по физической и органической химии также значительно трансформирован с учетом идей устойчивого развития общества.

Используются малые количества реагентов, органические вещества для лабораторного практикума подбираются с учетом их минимальной нагрузки на окружающую среду, термический анализ по физической химии проводится в герметичных капсулах и т. п. Третье условие – развитие у студентов креативности и системного мышления посредством выполнения комплексных химико-экологических проектов и применения технологии интеллектуальных карт (решаемая проблема помещается в центр, от которого идут ответвления, демонстрирующие возможные пути ее решения [1, 7]). Студентам – будущим бакалаврам педагогического образования по профилю химия предлагаются для выполнения групповые и индивидуальные проекты. Темы проектов объединены в три блока, связанные с мониторингом загрязнений и очисткой объектов окружающей среды; физико-химическим и химическим анализом продуктов питания и лекарственных препаратов; изучением средств бытовой химии. Четвертое условие – разработка содержания специальной темы, раскрывающей суть понятия «образование в интересах устойчивого развития» в одном из курсов блока методических дисциплин. Например, в научнометодический курс «Дидактика химии» включена новая тема «Химикопедагогическое образование в интересах устойчивого развития общества». Данная тема предполагает рассмотрение концепции устойчивого развития, концепции образование для устойчивого развития, специфику и суть понятия химико-педагогическое образование в интересах устойчивого развития общества.

Указанные педагогические условия по-разному реализуются в подготовке учителей химии на уровне бакалавриата в системе педагогического образования Казанского федерального университета. Первое педагогическое условие – корректировка учебного плана в соответствии с экологическим компонентом концепции устойчивого развития – реализуется с 2011 года. Первоначально в учебный план были включены только две дисциплины «Химические основы экологии» и «Химические процессы в окружающей среде». Позднее, на втором этапе корректировки, учебный план пополнился курсами «Химия почв», «Химические системы и экологический риск», «Проблемы эколого-аналитического мониторинга загрязнений окружающей среды». Третий этап корректировки учебного плана по направлению «Педагогическое образование, профиль химия» связан со внедрением в учебный процесс требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Это необходимость повышения качества экологического образования и воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений на уроках естественнонаучного блока дисциплин. Поскольку данную деятельность будет осуществлять и учитель химии, возникла необходимость включения в учебный план таких курсов, как «Физико-химические методы анализа в школьной проектной деятельности» и «Школьный эколого-аналитический мониторинг». Рабочие программы обеих дисциплин составлены с четкой ориентацией на возможности школьной химической лаборатории и выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Более того, необходимость разработки содержания этих дисциплин возникла по пожеланиям учителей химии, ежегодно проходящих повышение квалификации на кафедре химического образования Казанского федерального университета. В результате неоднократного их анкетирования были получены следующие результаты. На вопрос «Считаете ли Вы необходимым введение экологического компонента в школьный курс химии» большинство респондентов не зависимо от педагогического стаже ответили «Да» (92 % от 164 опрошенных). В тоже время на вопрос «Где целесообразнее реализовывать экологический компонент при обучении химии – на уроках или во внеурочной деятельности?» ответы учителей разделились в зависимости от педагогического стажа. 50 % учителей со стажем до 5 лет, считают, что экологический компонент необходим на уроках химии. Этого мнения придерживаются 30 % учителей со стажем от 5 до 15 лет и только 20 % учителей со стажем более 15 лет.

Более опытные учителя предпочитают вводить экологический компонент во внеурочную деятельность, объясняя тем, что, в свое время, в процессе обучения в высшей школе им химические дисциплины преподавались без экологического компонента. В целом же, учителя попросили приблизить лабораторный практикум эколого-ориентированных университетских дисциплин к школьным условиям. Таким образом, анкетирование действующих учителей подтверждает необходимость корректировки учебного плана подготовки учителей химии в соответствии с экологическим компонентом концепции устойчивого развития. Второе педагогическое условие – трансформация лабораторных работ по химии как важного фактора формирования у студентов навыков достижения целей концепции устойчивого развития – системно реализуется в курсах физической, аналитической и органической химии достаточно длительное время (с 2011 года). Третье педагогическое условие – развитие у студентов креативности и системного мышления посредством выполнения комплексных химикоэкологических проектов и применения технологии интеллектуальных карт стало выполняться сравнительно недавно. Химико-экологические проекты студенты – будущие учителя химии выполняют в курсе «Дидактика химии» при изучении темы «Развитие и воспитание обучающихся средствами учебного предмета «химия»» в разделе «Формирование химико-экологической культуры обучающихся». При этом рассматриваются экологические знания как компонент мировоззренческих знаний и условия их формирования на уроках химии. В тоже время результаты анкетирования студентов выпускного курса и действующих учителей химии свидетельствуют о необходимости усиления работы по пропаганде идей устойчивого развития и более полной реализации концепции «образование в интересах устойчивого развития» в системе университетского педагогического образования.

Это послужило важным фактором разработки и начала реализации в 2019–2020 учебном году четвертого педагогического условия. Четвертое педагогическое условие – разработка содержания специальной темы, раскрывающей суть понятия «образование в интересах устойчивого развития» в одном из курсов блока методических дисциплин. Был отобран курс дидактики химии. В настоящее время в рамках данного курса разрабатывается новая тема «Химико-педагогическое образование в интересах устойчивого развития общества». Разработаны лекционные презентации «Концепции устойчивого развития» и «Образование для устойчивого развития». Ведется работа над третьей презентацией «Химико-педагогическое образование в интересах устойчивого развития общества», глоссарием и банком контрольных вопросов, подбираются темы соответствующих проектных работ для студентов. В учебный процесс планируется внедрение в 2020–2021 учебном году.

Выводы. Выявлены и проходят опытно-экспериментальную апробацию педагогические условия подготовки учителей химии в интересах устойчивого развития общества в системе университетского образования. Это включение в учебный план дисциплин экологической направленности; трансформация лабораторных работ с целью формирования у студентов навыков достижения целей концепции устойчивого развития; включение в содержание методических дисциплин тем, раскрывающих сущность понятия «образование в интересах устойчивого развития»; развитие креативности и системного мышления посредством выполнения комплексных проектов и применения технологии интеллектуальных карт. Рекомендации. Для преподавателей университетов, учителей, слушателей курсов повышения квалификации.

Литература 1. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / пер. с англ. Ю. Константиновой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 208 с. 2. Гильманшина С.И. Формирование профессионального мышления будущих учителей на основе компетентностного подхода / Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования. – Казань, 2008. – 456 с. 3. Гильманшина С.И., Вилькеев Д.В. Профессиональное мышление учителя: научнопедагогический аспект // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 2. – С. 67–75. 4. Гильманшина С.И., Камасина А.Р. Формирование у студентов ценностносмысловой компетенции на основе проектного обучения химии // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2013. – № 1. – С. 78–81. 5. Гильманшина С.И., Халикова Ф.Д., Щавелева Н.Г. Формирование опыта учебного творчества в системе «лицей – университет» (на примере гендерно ориентированного обучения химии) // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–11. – С. 2455–2458. 6. Gilmanshina S.I., Gilmanshin I.R., Sagitova R.N. and Galeeva A.I. The Feature of Scientific Explanation in the Teaching of Chemistry in the Environment of New Information of School Students’ Developmental Education // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – № 11(4). – С. 349–358. 7. Sternberg R.J. The assessment of creativity: An investmentbased approach // Creativity Research Journal. – 2012. – № 24 (1). – С. 3–12. 8. Valeeva R.A., Kalimullin, A.M. (2019). Learning To Teach In Russia: A Review of Policy and Empirical Research. In Tatto, M.T. and Menter, I. (Eds.) Knowledge, Policy and Practice in Teacher Education: a Cross-National Study (pp. 193–213). – London: Bloomsbury, 2019. https://books.google.ru/books?id=DsqFDwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepag e&q&f=false. 9. Valeeva R., Kalimullin A. (2019). Teacher education in Russia. In Oxford Research Encyclopedia of Education. – Oxford University Press, 2019. doi: http://dx.doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.446.

С.И. Гильманшина, д. п. н., профессор, Р.Н. Сагитова, к. х. н., доцент, Э.Г. Абдрахманова, И.Р. Гильманшин, к. т. н., доцент, В.А. Миннахметова Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.