Формирование ученика как читателя



Формирование ученика как читателя

Необходимость показать умения и навыки на экзаменах в 9 классе, а перед этим еще и пройти собеседование по русскому языку заставляет учителя не стоять на месте, искать новые приемы и способы привлечения учащихся к чтению, и не простому, но осмысленному.

Это поможет им найти литературные аргументы и на сочинении уже в 11 классе. А начать надо как можно раньше, и делать это лучше совместно с родителями, в школе подключая библиотеку.

Изменились требования к учащимся, добавляются новые экзамены или исчезают старые задания, учитель должен уметь перестроиться, чтобы учащимся было комфортно приобретать новые навыки, опираться на уже приобретенные умения. Поэтому, начиная работать с учащимися 5 класса, сразу интересуешься, записаны ли они в школьную библиотеку, есть ли книги дома, что именно читают и как. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Уже подходя вплотную к экзаменам в 9 классе, готовя выпускников к собеседованию, понимаешь, что труд читателя – это особенный труд, причем не одного учащегося, но и учителя, и родителей. Ведь только в этом союзе можно преодолеть все. Итак, сначала совместно с библиотекой проводим анкету, в которой всего несколько вопросов: 1) читаете ли вы и ваши дети; 2) есть ли книги в вашем доме; 3) куда еще, кроме школьной библиотеки, ходит ваш ребенок. Анкета распространяется среди учащихся и на родительском собрании. Сразу проводятся библиотечные уроки. Родители приглашаются на открытые уроки, чтобы и они увидели отдачу. Готовим советы для родителей, чтобы книга превратилась в источник познания и радости, ответов на вопросы, чтобы она стала другом и наставником. Так выглядит подборка наших советов, составленных совместно со школьным библиотекарем. Думается, что мне повезло: Ольга Викторовна Солнцева — заинтересованный человек, профессионал своего дела, она откликается на любые задумки, идеи, мероприятия. Совет первый Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах.

Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать. Совет второй Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова. Совет третий Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для вашего ребенка: спортсменов, актеров, телезвезд, близких и родных людей. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка. Совет четвертый Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее.

Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу. Не зря говорится, что «дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души». Мы же составили и некую модель детского чтения. • Учебное чтение • Чтение — развлечение, релаксация, отдых • Деловое чтение • Познавательное чтение • Чтение «для души» «Книга щедро расплачивается за любовь к ней. Книга учит даже тогда, когда вы этого не ждете и, может быть, не хотите. Власть книги огромна», — писал Н. Смирнов-Сокольский. Итак, мы попробовали вывести некие формулы-стимулы к чтению книг. • Участие в литературных конкурсах Каждый год учащиеся нашей школы участвуют в муниципальном творческом конкурсе чтецов «Крылатая ангарская строка». Есть победители. Подготовили учащихся 8-х классов к муниципальной образовательной игре по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», заняли одно из призовых мест. Сами «заразились» интересом к книге и фильмам, поставленным по ней в разные годы, готовили инсценированные эпизоды, спорили.

• Пример авторитетных взрослых На факультативных занятиях пытаемся сочинять стихи по теме, с определенными рифмами, стремимся к интересным образам: учащиеся подбирают зимние и весенние пейзажи, музыкальное сопровождение. Конечно, в качестве редактора предлагаю себя, работаю с текстами ребят очень осторожно, показываю, что может получиться из их робких двустиший, трехстиший, сочиняю вместе с ними. Подготовлены три книги басен (печатали в школе и оформляли сами учащиеся под руководством учителя информатики), книга стихов к юбилею победы в Великой Отечественной войне, иллюстрации делали сами учащиеся, одно стихотворение написала лично — получен диплом от центра образования в Екатеринбурге за совместный проект. • Читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда На родительских собраниях происходит обмен мнениями.

Активность небольшая, но эта работа еще впереди. • Пример хорошо читающих сверстников На уроках литературы отдельные учащиеся иллюстрируют произведения и знакомят других ребят с ними. Такие выставки рисунков мы проводим регулярно, в разных параллелях, на различную тематику. • Эмоциональное потрясение от прочитанного Школьники в этом году приняли участие в муниципальном конкурсе-чемпионате «Чтение вслух» среди 7–8 классов в рамках сетевого проекта «Ангарск литературный», это был первый, но интересный опыт. Ведь читали прозу и стихи ангарских авторов.

Некоторые из прочитанных произведений ребята захотели обсудить на уроках вне программы. И вот мое размышление о чтении (смею надеяться, что к нему присоединятся другие): У него растут года — Чем же заниматься?.. Здесь без книги никуда: Почитаешь, можешь пообщаться, А еще порисовать, сделать сообщение. И тогда ты станешь мудрым Всем на удивление! И в заключение хочется сказать: «Никогда не будет придумано что-либо подобное книге — способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда — слишком мало или слишком много, дать вам одному целую вселенную» — так сказал в свое время Айзек Азимов (1920–1992), американский писатель, ученый-биохимик.

Еременко Ольга Константиновна

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.