Проблемы обучения в высшей школе в условиях цифровизации экономики



Проблемы обучения в высшей школе в условиях цифровизации экономики

Настоящий период развития общества обнаруживает комплекс проблем, которые невозможно решить старыми методами. Наблюдается замедление роста производительности труда, что ведет к уменьшению доходности и падению темпов роста ВВП. К этому добавляется проблема нехватки кадров, обусловленная старением населения. В связи с этим во многих развитых странах приняты национальные планы развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), основанные на решениях о построении цифровой экономики [4]. В России в 2017 г. принята «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.», в которой подчеркнута необходимость формирования новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы [3]. Цифровизация предполагает внедрение информационных технологий практически в каждый отдельный аспект деятельности.

Под цифровизацией (digitalization) понимается процесс переноса в цифровую среду функций и деятельностей (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями. Цифровая трансформация предполагает полную замену аналоговых технических систем цифровыми и широкомасштабное применение цифровых технологий во всех производственных и социальных процессах, охватывая также и оргструктуры компаний и бизнес-моделей. Нетрадиционные цифровые технологии становятся ключевым фактором развития технологической базы экономики [4]. Для сбора, хранения, анализа и обмена информацией в цифровом формате используются технологии глобальных сетей, облачных вычислений, обработки больших данных. Преобразуются способы социального взаимодействия. Интеллектуальные коммуникационные технологии обеспечивают экономике продуманность, необходимую динамичность и гибкость.

Образовательные стандарты 3++ высшей школы определяют новую оценку формирования и развития компетенций у обучаемых в процессе освоения базовых образовательных программ профессионального образования, что ведет к необходимости обновления содержания дисциплин. Умение применять ИКТ в профессиональной деятельности является бесспорным требованием к выпускникам вузов. Однако за время обучения бакалавров в вузе бизнес-модели деятельности во всех сферах изменяются, появляются новые аппаратно-программные средства, а работодатели желают получить уже готовых специалистов [1]. В связи с этим у студентов очень низкая мотивация к обучению. Сегодня студент относится к образовательному процессу весьма прагматично, выделяя те дисциплины, которые дают конкурентное преимущество на рынке труда или конкретный материальный доход. При этом особенно страдает мотивация к изучению теоретических основ курсов. Перед вузами стоит сложная задача обучения студентов современным ИКТ и их применению в постоянно изменяющихся условиях и формирования знаний базовых теоретических основ дисциплин. В этой ситуации целесообразно проводить подготовку специалистов, опираясь на сотрудничество с предприятиями. Дисциплины, связанные с использованием информационных технологий, можно преподавать в тесном контакте с предприятиями — разработчиками информационных технологий и систем на взаимовыгодных условиях.

Преимущества такого сотрудничества для вуза: своевременная модернизация технологической основы, получение обновляемых версий программных продуктов, необходимых методических материалов и консультаций. Для предприятия — заинтересованная аудитория, имеющая практические навыки работы с программным продуктом, то есть возможность его распространения, а также будущие кадры, среди которых отличившиеся могут быть рекомендованы работодателям. Тесный контакт на протяжении всего обучения, прохождение практики на предприятиях, знакомство с реальными бизнес-процессами принесет пользу обеим сторонам [1]. В образовательных программах направления «Бизнес-информатика» значительная часть дисциплин включает освоение информационно-коммуникационных технологий, названных в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» сквозными цифровыми технологиями. Это, прежде всего, большие данные — понятие, включающее различные инструменты, подходы и методы обработки как структурированных, так и неструктурированных данных, чтобы использовать их для конкретных задач в целях управления. Фактически большие данные — это решение проблем и альтернатива традиционным системам управления данными.

Техники и методы анализа, применимые к большим данным: DataMining; краудсорсинг; смешение и интеграция данных; машинное обучение; искусственные нейронные сети; распознавание образов; прогнозная аналитика; имитационное моделирование; пространственный анализ; статистический анализ; визуализация аналитических данных. Обучение студентов направления в основном проводится в компьютерных классах с использованием программных приложений фирм Microsoft, Bizagi, 1C, Business studio, ELMA, BaseGroup Labs, AnyLogic, большинство из которых являются партнерами института. В ходе обучения студенты осваивают программы обработки данных Deductor, SPSS, аналитические платформы QlikView, Power BI, язык аналитики R.

В связи с процессами цифровизации востребованность специалистов в сфере бизнес-аналитики будет все более проявляться не только в коммерческих организациях, но и в органах государственной власти. Переход к платформенной архитектуре рынков повлечет появление таких ключевых позиций, как «продуктовый менеджер», который отвечает за выбор конфигурации продукта, управление требованиями, реализацию конфигурации, и «платформенный менеджер», отвечающий за моделирование семейств продуктов в сетевой организации платформ. Появившаяся позиция «проектный менеджер», который несет ответственность за оптимизацию проекта и его функциональную поддержку, приобретает все большее значение. Таким образом, в образовании происходят глобальные изменения, требующие разработки новых методов преподавания на основе использования новых цифровых платформ, пересмотра содержания дисциплин, создания новых образовательных программ и подходов к оценке результатов обучения, а также сконцентрированных на личности преподавателя [2].

Литература 1. Гурьева Т. Н., Лычагина Е. Б., Шарабаева Л. Ю. Методические аспекты формирования профессиональных компетенций бакалавров направления «Бизнес-информатики» // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики : сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. — СПб. : Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, 2017. — С. 87–91. 2. Конягина М. Н., Румянцева С. Т. Трансформация образовательного процесса и личности преподавателя в XXI в. // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. — 2018. — № 1. — С. 79–83. 3. Княгинин В. Н. Цифровая трансформация компаний [Электронный ресурс]. — URL: http://econom.psu.ru/upload/iblock/419/v.n.knyaginin_ tsifrovaya-transformatsiya-kompaniy.pdf (дата обращения: 19.12.18). 4. Портер М., Хепелманн Д. Революция в производстве [Электронный ресурс]. — URL: https://hbr-russia.ru/management/strategiya/a16698 (дата обращения: 14.12.18).

Гурьева Т. Н., Шарабаева Л. Ю

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.