Об обеспечении принципа доступности дошкольного образования на местном уровне



Об обеспечении принципа доступности дошкольного образования на местном уровне

В статье затрагивается проблема обеспечения физической доступности образования органами местного самоуправления в ходе осуществления ими своих полномочий по учету лиц, подлежащих обучению в образовательных организациях.

В этой связи автор обращает внимание на роль прокуратуры в обеспечении соответствия нормативных актов органов местного самоуправления требованиям закона.Ключевые слова:образование, доступность, местное самоуправление.

В соответствиис указом президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024года»1должны быть созданы условия для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100процентной доступности (к2021году) дошкольного образования для детей ввозрасте дотрёх лет. При этом доступность дошкольного образования для детей до трёх лет составила на 1 октября 2018 года 79,2 процента.

Это говорит о необходимости расширения сети детских дошкольных учрежденийВ соответствии с ПриказомПрезидента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. No599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»3, еще к 2016 году должна была быть обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

Однако, по заявлениям различных источников, в том числе официальных, данный показатель достигнут не был. По данным Счетной палаты РФ, на 2015 год доступность дошкольного образования составила 98,97%. "На 1 января 2016 года в очереди стояли 62 тыс. детей, на 1 ноября очередность увеличилась почти до 65 тыс. Согласно результатам социологических опросов, в нарушение требований СанПина, в 15%случаев группы в дошкольных учреждениях переполнены.

По данным «Общероссийского народного фронта»5, поручения президента, в основе которых лежит Конституция Российской Федерации6можно считать выполненными лишь формально.Основным правовым актом, регулирующим порядок приема в дошкольные образовательные организации, является ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»7, который в части приема в образовательные организации детализируется ПриказомМинобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»8(Далее –Приказ No293).

Законодательство об образовании относит организациюпредоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях,учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, образованияк полномочиям органов местного самоуправления(ст.9 ФЗоО) и нормативные акты в этой части нормативные акты принимаются органами местного самоуправления. Администрациямиг. Иркутска, Иркутского района, г. Ангарска, г. Нижнеудинска, г. Кызыл и многих других были приняты постановления об утверждении порядка комплектования детей в муниципальные дошкольные образовательные организации(далее –МДОО).

Органы местного самоуправления (далее –органы МСУ) ведутучет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольногообразования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

В исполнение положений этой нормы, органами местного самоуправления предоставляется муниципальная услуга по учету детей подлежащих зачислению в МДОО. Оказывается эта услуга в соответствии с принимаемым на местном уровне административным регламентом оказания данной услуги.Например, в г. Иркутске это Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования (детские сады)10".Анализ соответствующих нормативных источников показывает, что в них отсутствует четкий порядок преодоления последствий нарушений и порядок восстановления прав граждан.

Органы местного самоуправления нередко безосновательно отказывают в принятии в образовательные организации.Так, например, впрокуратуру г. Иркутскаобратилась гражданкаА. В своем заявлении она указала, что встала на очередь в детский сад No1, однако ей было выдано направление в детский сад No2, что заявительница посчиталанеприемлемым в силу удаленности данного сада от места ее проживания.Прокуратурой города по данной жалобебыла проведена проверка. Проверкой установлено, гр. А обратилась в Единое окносервиснорегистрационного центра г. Иркутскас заявлением и необходимыми документами для получения муниципальной услуги по постановке на учет в очередь. Ей была оказана данная муниципальная услуга, в подтверждение этого было выдано уведомление за 27.08.2019 г. о том, что она поставлена на очередь в детский сад No1.Прохождение очереди является основанием для выдачи уведомления (направления) в детский сад. После получения данногоуведомления родители должны подать заявление и пакет документов непосредственно в МДОО.В июле гр. А. было выдано уведомление о внесении ее дочери в список детей,подлежащих зачислению в детский сад No2.

Ей разъяснялось, что Порядком комплектования детей в муниципальные дошкольные образовательные организации г. Иркутска11установлена обязанность родителей ребенка обратиться к заведующей детского сада с отказом в приеме в МОО, в случае еслидетский сад их не устраиваетих. Срок для данного обращения составляет три дня с момента получения уведомления, иначе дочь гр. А будет снята с учета в автоматизированнойинформационнойсистеме«Комплектование ДОУ» (далее –АИС КДОУ).При этом обязанностьобратиться в МДОО в случае несогласияи негативные последствияв случае неисполнения данной обязанностине указаныв типовой форме уведомленияи не всегда разъясняютсязаявителямзаведующими МДОО.В связи с этим гражданка А. не обратилась к заведующей и по прошествии трехдневного срокаи в соответствии с Порядком комплектования дочь гр.А была снята с учета в АИС КДОУ.Как видно из приведенного примера, Порядками приема в МДОО, принимаемыми на уровне муниципальных образованийв противоречие с приказом No293 необоснованно устанавливаются завышенные требования к гражданам в части оказания соответствующей услуги ивозможность получения доступного образования ставится в зависимость от соблюдения кратковременных сроков, что недопустимо. Можно предположить, что спомощью такого регулированияадминистрации муниципальных образований пытаются выполнитьПриказ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в областиобразования и науки»путем определения детей в МДОО вне зависимости от места проживания детейи фактически не давая возможности родителям отказаться от места в предлагаемом МДОО.

Это ставит гражданина, обращающегося в органы местного самоуправления для устройства его ребенка в МДООв ситуацию, в которой он вынужден согласиться на любой сад, который ему предлагают, либо встать заново в очередь. Данный порядок ставит родителей в крайне невыгодноеположение и фактически лишает их возможностиотказаться от приема в предлагаемую МДОО, в том числе, вследствие установления крайне короткого срока.На наш взгляд,для того, чтобымуниципальные образования не устанавливали столь обременительные требования по отношению к действиям родителей, Минпросвещения следует включить в Приказ No293 исчерпывающий перечень основанийснятия с учета детей, подлежащих обучению в МДОО.

Снятие с учета должно быть возможно только по письменному заявлению родителя, или в связи с зачислением ребенка в МДОО.При этом следует для п.15 данного приказа следует изложить в следующей редакции: «Дети, родители (законные представители) которых необратились в образовательную организацию дошкольного образования, не представили необходимые для приема документы в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, остаются на учете детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организациипо первоначальной дате постановки на учет».Кроме того,используемая Департаментом образования форма предложения о зачислении в образовательную организацию в форме уведомления вводит граждан в заблуждение относительно содержания данного документа и относительно прав, которыми онинаделены. Полагаем необходимым четко установить следующее правило: в случае невозможности предоставления мест в МДОО по месту жительства, Департамент образования соответствующего муниципального образования уведомляет родителя ребенка, подлежащего зачислению в МДОО,с разъяснением правана подачу заявления о переводе очереди в другую МДОО по выбору родителя при наличии в ней местс предоставлениемсписка соответствующих МДОО.

В случае отсутствия ответа со стороны родителя по истечению месяца с момента направления уведомления, отказа со стороны родителя,за ребенком должно бытьсохранено место в очередина момент подачи заявления.Рассмотренный вопрос возникает в муниципальных образованиях разных регионов Росси иносит системныйхарактер.

В целях восстановления законности в данной сфере, к примеру, прокуратурой г. Иркутскабыло внесено представление в адрес администрации г. Иркутска, однако требования прокуратуры не были удовлетворены. В связи с чем прокуратурой на момент написания статьи готовился административный иск.Таким образом, прокурорский надзор является важным правовым средством обеспечения исполнения законодательства об образовании и доступности образования для несовершеннолетних.

В.О.Орешкин

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.