Зрительное внимание: особенность переключения внимания у мужчин и женщин



Зрительное внимание: особенность переключения внимания у мужчин и женщин

Понятие «внимание» заключается в ясном и четком отражении человеком того, что он воспринимает или делает, в выделении одних объектов или свойств и качеств с одновременным отвлечением от всего остального.

Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы для решения многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора. Целый ряд профессий, где человек имеет дело с частыми и внезапными изменениями в объектах деятельности, предъявляют повышенные требования к способности переключения внимания.

Переключение внимания представляет собой –перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.

До человека доходит огромное число раздражителей, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Он потенциально может сделать большое число возможных движений, но выделяет немногие целесообразные движения, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. У него возникает большое число ассоциаций, однако он сохраняет лишь немногие, существенные для его деятельности, и абстрагируется от других, мешающих целенаправленному протеканию его мышления.

Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием и принято называть вниманием[8].Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. В настоящее время половые различия стали изучать довольно интенсивно, но, в основном, в рамках гендерной психологии. Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам (Denmark & Fernandez, 1993).

Гендерные различия далеко не столь велики, как наше общество заставляет нас думать. Они не обнаруживаются в таких важных областях, как память, интеллект, творчество, аналитические способности, способность руководить и личностные качества. Небольшие различия находят в отдельных вербальных, математических способностях и пространственном мышлении, но даже когда гендерные различия, связанные с когнитивными способностями, все-таки обнаруживают, они весьма незначительны, составляя в среднем примерно 5-10% [13].Первые данные о половых различиях во внимании привел Г. Гейманс (1911). Он указал на худшее распределение внимания у женщин, выражающееся в том, что они не могут разговаривать и одновременно выполнять какую-либо работу.

Правда, причина здесь может быть вдругом –не в способности распределять внимание, а в нежелании его распределять из-за чрезмерной эмоциональной вовлеченности в беседу. Результаты ряда других отечественных исследований приводятся у Е. П. Ильина (2002). Так, И. А. Сергеева обнаружила превосходство девочек по произвольному вниманию в старшем школьном возрасте. Эксперименты М. С. Егоровой и Н. Ф. Шляхты продемонстрировали своеобразие внимания у 14 -15-летних подростков: девочки ориентировались на быстроту, а мальчики –на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания). Аналогичные результаты были получены и на взрослых испытуемых (М. К. Босый; Л. Н. Фоменко). В то же время обнаружено преимущество женщин по избирательности, устойчивости, объему внимания. В заданиях, где нужно быстро воспринимать детали и часто переключать внимание, женщины показывают большую эффективность, чем мужчины. Это подтвердило и исследование студентов, проведенное петербургскими психологами. Кроме того, у студенток выше были и другие характеристики внимания: избирательность, устойчивость, объем (различия достоверны на уровне p < 0,001) [4].Феномен «слепота к изменению» возникает чаще, чем мы думаем, и даже в более невероятных обстоятельствах, чем светофор на перекрёстке. Этот феномен известен с 50-х годов ХХ в., однако изучение проявления слепоты к изменению в повседневной жизни каждого человека началось в 90-х годах. Д. Левин и Д. Саймонс, а затем и другие исследователи провели ряд остроумных, а порой просто невероятных по своим результатам экспериментов, демонстрирующих слепоту к изменениям.В одном из экспериментов Левина и Саймонса испытуемым показывали ролик, на котором два человека сидели за столом и разговаривали.

Героев ролика показывали с четырех разных ракурсов, при переключении между которыми намеренно был сделан ряд несоответствий. Насколько внимательность зрителя прикована к главному сюжету, что зритель настолько невнимательно относится к изменению на второстепенном плане.Так как целью исследования является анализ переключения зрительного внимания у мужчин и женщин, для эксперимента возьмем группу мужчин и группу женщин, обе по 26 человек. Для анализа будут фиксироваться данные при первом просмотре (тест 1): изменения замечены, изменения не замечены. При повторном просмотре (тест 2)будет необходимо записать количество замеченных изменений.

Ролик показывается два раза, в первый –просьба просто просмотреть ролик без каких либо комментариев, во второй –предупредить об изменениях на второстепенном плане на протяжении ролика и снова просмотреть его. Показ ролика будет происходить в кабинете, проецироваться с компьютера на большой экран, продолжительность ролика 45 секунд.Краткое видео разговора, две девушки сидят за столом и говорят о вечеринке, их снимают с четырех различных ракурсов, при переключении между которыми намеренно сделан ряд несоответствий на втором плане. В видеоролике 9 изменений: у героини С. исчезает шарф при смене плана, а потом снова появляется, изменение положение рук героини А, изменение цвета тарелок, сменаположения героини А., смена положения рук героини С., при разных ракурсах еда находится у разной героини, ложка и стакан меняют свое место при смене ракурса, смена положения рук героини С.Все результаты были внесены в Excel, после чего перенаправлены в программу IBM SPSS Statistics. Была проведена проверка на нормальность и сравнение выборок, после чего были сделаны соответствующие выводы.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что нулевая гипотеза: «внимательность у мужчин и женщинодинакова», отвергается, распределение внимания у женщин превышает аналогичные показатели у мужчин. Что позволяет сделать вывод о том, что внимательность у женщин лучше, чем у мужчин. По способности переключения внимания мужчины значительно уступают женщинам. Можно обратиться к трудам исследователей, которые изучали переключение внимания. Например, методика проведения эксперимента «Таблицы Шульте». В ходе исследования нужно определить время выбора испытуемым цифр от 1 до 25 в 5 квадратах. Подсчитать среднее время поиска цифр в квадратах. На основании полученных количественных данных начертить график, на котором по оси абсцисс отложить номера квадратов (1,2,3,4.5), а по оси ординат -время поиска всех цифр в соответствующем квадрате.Сопоставление времени, затраченного испытуемым на каждый квадрат, позволяет судить о способности к переключению внимания. Кроме того, позволяет сделать заключение об устойчивости внимания и работоспособности в динамике.

По результатам проводимых исследованияметодики «Таблицы Шульте»были найдены средние значения времени поиска цифр для каждого этапа, средние значения для эффективности работы, степени врабатываемости и психической устойчивости (отдельно мужчины и женщины), по результатам был составлен график и таблица. Все показатели, отражающие продуктивную сторону распределения внимания, у женщин превышают по величине аналогичные показатели у мужчин. Показатели точности одинаковые. Не смотря на то, что скорость переключения внимания у мужчин и женщин разная, показатели психической устойчивости и степени врабатываемости в среднем одинаковые.Так же существует методика «Исследование переключения внимания (с помощью таблиц Э. Шульте в модификации В. Марищука, И. Сысоева и др)», где определяется уровень переключаемости внимания.

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Первый и второй опыт проводят на одном бланке. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в порядке убывания. Третье задание выполняется на другом бланке и заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания на каждом этапе и сообщает его испытуемому.По результатам тестированияметодики «Исследование переключения внимания (с помощью таблиц Э. Шульте в модификации В. Марищука, И. Сысоева и др)»–определяется время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых.

Учитывается время выполнения каждой серии. При выполнении данных заданий женщины-испытуемые больше ориентировались на быстроту работы, а мужчины –испытуемые на ее точность.Проведенный анализ литературы показал, что переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией. Она –сторона сложной и многообразно обусловленной деятельности, в отличие от рассеяния и блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту не способного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих значительное развитие в результате упражнения

Фомина Е.Д.

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.