Проблемы развития высшего образования в России



Проблемы развития высшего образования в России

 

Рассматриваются современные проблемы развития системы высшего образования в Российской Фе-дерации. Авторами особое внимание уделено проблемам повышения качества образовательной дея-тельности, эффективности процесса обучения в условиях существующих не только положительных тенденций, но и вызовов цифровой экономики.

Высшее образование, качество образовательной деятельности, процесс обучения, условия взаимодействия преподавателя и обучающегося, креативность, цифровая экономикаВысшее образование, как составная часть системы образования мирового и национального хо-зяйства, является, с одно стороны, самостоятельным сектором экономики, а с другой –«исполните-лем» многоцелевой функцииобщества и его системообразующей роли [1].

Из всего многообразия задач, решаемых системой высшего образования, стоит выделить одну из них: накопление и реализация человеческого потенциала. Важность выполнения столь важной задачи определяет актуальность рассмотрения ряда проблем высшего образования, которые условно можно разделить на следующие группы: социальные и экономические, глобальные и национальные, системные и автономные, организационно-управленческие и технологические.Информационное общество качественно изменило отношение самого общества к образованию, участников процессов обучения. Оно не «успевает догонять» стремительный все увеличивающийся объем информации. Сущностная природа реальных знаний нередко подменяется лишь информацией, и при этом не только обучающимися, но и преподавателями.Условия гиперконкуренции ужесточаются в глобальной экономике и продолжают провоциро-вать «утечку мозгов».Авторитет преподавателя «оставляет желать много лучшего».

Должно возрождаться крайне уважительное отношение к этой особой профессии. Современному педагогу должны создаваться реальные условия для работы –с тем, чтобы он не был озабочен в первую очередь своим заработком и лишь во вторую –ростом профессионализма. Реальное повышение квалификации, а не лишь формальноедля всех работников высшей школы должно быть «святой обязанностью». Усиливающа-яся бюрократизация работы вузов, ужесточение контроля за их деятельностью должна в ряде случаев уступать незыблемости творческого отношения педагога к своей работе, его академической свободе.

В этих условиях в академической среде и на рынке труда в рамках соответствующих специальностей может и должен определяться «естественный отбор» истинного преподавателя.Педагогика –это не только трансформация знаний, но и творчество –креативность: примене-ние на практике законов природы и общества является творческим процессом [2]. Каждый Вуз в своей управленческой деятельности в той или иной мере содержит элементы креативности.Следует признать, что уровень такойкреативности далеко не всегда соответствует требованиям эффективности принимаемых решений.В повседневной образовательной деятельности менеджмент учреждения выполняет в основном рутинныедействия, обусловленные должностными обязанностями в рамках принятого разделения управленческого труда.Необходимость креативного подходаобусловлена объективными причинами и присуща как те-кущей деятельности учреждения, так и его стратегической деятельности.

Каждое учреждение облада-ет своим креативным потенциалом. Из этого следует, что креатив представляет собой особый ресурс организации и фактор её конкурентоспособности. Проблема заключается в осознании этого факта, для чего требуется идентификация креативной составляющей менеджмента и на этой основе посто-янно наращивать креативныйпотенциал.В повседневной образовательной деятельности менеджмент учреждения высшего образования выполняет в основном рутинныедействия, обусловленные должностными обязанностями в рамках принятого разделения управленческого труда.

Креатив представляет собой особый ресурс организации и фактор её конкурентоспособности. Проблема заключается в осознании этого факта, для чего требуется идентификация креативной составляющей менеджмента и на этой основе постоянно наращивать креативныйпотенциал.Выполнение креативных операций в процессе управления в значительной мере определяется носителем креатива –управленческим персоналом, а в процессе непосредственно ведения образова-тельной деятельности –оперативным (педагогическим) персоналом.Величина креативности персо-нала определяется следующими личностными характеристиками: соответствующее образование; наличие запаса знаний для восприятия новых знаний; стаж практической работы по специальности, достаточный для восприятия изменений в соответствующей сфере; личное повышение квалификации за счет переподготовки, стажировок, изучения достижений в данной сфере деятельности.Основы креативных способностей формируются уже на стадии обучения. В этой связи главной задачей университета является учет всех положительных изменений всоответствующей области в учебном процессе. Внедрение в учебный процесс изменений на практике возможно только путем непосредствен-ной научно-исследовательской работы (НИР) самого Вуза. Отсюда следует, что Вуз: во-первых, это Научно-исследовательский Центр и только,во-вторых,Образовательное учреждение.

В лекционных курсах преподаватель должен излагать результаты своей личной научно-исследовательской работы, а содержание учебников –выноситсядля самостоятельного изучения студентами. Иными словами, подготовка специалистов должна проходить в творческой атмосфере–в атмосфере креативности, увязанной с реальной жизнью.Объективная необходимость в креативной составляющей деятельности Вуза обусловлена сово-купностью причин: свойством эмерджентости учреждения как большой системы; энтропией –неопределенностьюрыночной среды, в которой функционирует Вуз на рынке соответствующих образовательных услуг; необходимостью проведения модернизационных и инновационных меропри-ятий, обусловленных жизненным циклом любого учреждения; проблемой выбора предпочтений и обоснования управленческих решений; необходимостью наличия идеальной модели –бенчмаркинга, т.е. эталона, на который следует ориентироваться при принятии оперативных и стратегических управленческих решений.В представленном перечне причин определяющее место занимает эмерджентность, поскольку именно эмерджентность в первую очередь требует от персонала творческого подхода при выполне-нии своих служебных обязанностей.Наличие эмерджентностипревращает работу искусством.В целом все образование насыщено эмерджентностью. Непосредственным результатом креатива является обеспечение необходимой конкурентоспо-собности деятельности учреждения.

Эмерджентная составляющая определяет весьма существенную часть общей неопределенности системы. В большинстве случаев эмерджентность рассматратривается в негативном смысле. Однако возможно и положительное проявление эмерджентности, которое именуется синергетикой. Синерге-тика есть не что иное как усилениеожидаемого эффекта. Синергетика реализуется также с помощью креативного подхода. Можно утверждать, что синергетический эффект есть результат креативной составляющей работы Вуза. Прослеживается закономерность: «управление –креатив –синергетика –конкурентоспособность».

Коммерциализация высшего образования порождает проблему теоретического осмысления и реализации на практике вопроса о соотношении коммерческой и некоммерческой деятельности его учреждений.Современные вузы крайне слабо сотрудничают с соответствующими предприятиями, органи-зациями, учреждениями –потенциальными работодателями. Это все больше увеличивает разрыв между наукой, образованием и производством. В условиях, когда производства справляются с решением задач инновационного развития (что бывает далеко не всегда), наука и образование не успевают своевременно адаптироваться к этим процессам.Оценка качества системы высшего образования продолжает осуществляться по процессу обра-зовательной деятельности, но не по результату.

Главными критериями качества должны стать такие, как: отзывы реальных работодателей о выпускниках; доля выпускников, работающих по специально-сти; карьерный рост и заработная плата выпускников и др.Уровень жизни в России «далек от идеала». Экономические проблемы высшего образования в России порождают поиск иных форм и способов повышениякачества работы соответствующих учреждений.Известно, что решение проблем высшего образования призваны решать государство, бизнес, общество. Государство остается главным субъектом, регулирующим процессы развития системы высшего образования. Оно должно реально воплощать в жизнь столь важную миссию. Только системная работа в долгосрочной перспективе может создать реальные основы для решения насущ-ных проблем образования в нашей стране.

Список литературы:

1. Василенко Н.В., Хайкин М.М. Человеческий капитал цифровой экономики: сущность и проблемы раз-вития // Развитие экономики и менеджмента в условиях цифровизации: сборник трудов научно-практической конференции с международным участием / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В.Бабкина. –СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018. С. 22–36.2. Романцов М.Г., Рыбалкин А.С. Креативность и педагогический процесс // Современные проблемы наукии образования. 2006. No 1 С. 86–87.

Н.В.Василенко, М.М.Хайкин

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.