Подкастинг как направление развития неформального образования



Подкастинг как направление развития неформального образования

Одним из направлений развития дополнительного образования, как в России, так и за рубежом, стало в последние годы активное использование в сфере обучения продуктов, имеющих аудиальное воплощение.

Несмотря на стремительный рост количества платформ предполагающих наполнение видеокон-тентом, новую популярность переживают форматы, не предполагающие визуального контакта обучающегося с учебным материалом.

Их многообразные формы воплощения можно объединить поднаименованием подкасты. В докладе рассматриваются преимущества и недостатки подкастинга, применительно к области неформального образования.Подкастинг, подкаст, неформальное образование, непрерывное образование, дополнительное образование, повыше-ние квалификацииПривычными, как в научной литературе, так и в публичных дискуссиях, посвященных особен-ностям восприятия и фиксации информации, давно стали такие понятия как «цивилизация икониче-ского поворота» [1], «диктат визуальных образов», «эпоха YouTube», etc.

В последние годы высказы-вались даже оптимистические прогнозы, касательно того, что в XXIвеке распространение изообразов может привести к появлению универсальной для всех культур единой коммуникативной форме. Действительно, потоковые видеотрансляции, благодаря новым техническим возможностям, значи-тельно удешевившим процесс передачи больших массивов данных, доминируют в современной медиа-среде, вытеснив текст, который занимал центральное положение в модерновой «книжной культуре».

Сфера образования, в наше время испытывающая давление тенденции к всеобщей цифро-визации, также не является исключением: всё большее число средних и высших учебных заведений подключаются к экспериментам по внедрению массовых онлайн-курсов, практикуют удалённое взаимодействие преподавателей и обучающихся, а также переносят ряд процессов (например, лабораторные и практические занятия) в виртуальную среду. Но, как и любая инновационная установка, визуальные каналы коммуникации не могут одно-моментно заменить все альтернативные подходы. Тем более эта пропозиция верна для столь сложной области как обучение и, шире, овладение новыми знаниями вообще. На примере неформального

образования (занимающего значительное место в современной концепции life-longlearning), мы рассмотрим, как, казалось бы, давно утративший свои позиции аудио-контент возвращает своё влияние в новых медиа, открывая дополнительные возможности для обеих сторон данного процесса.Стоит отметить, что однонаправленная аудиальная коммуникация (в первую очередь радио-трансляции) современи своего появления и на протяжении всего прошлого века сохраняла свою значимость и повсеместное распространение. Даже возникших доступ широкой аудитории к телеви-дению и первым компьютерам не имел критического влияния на её популярность. Однако, на заре нового тысячелетия интернет (ранее существовавший лишь как прерогатива крупных коммерческих и государственных учреждений), проникнув на территории домохозяйств, вытеснил аналоговое эфирное радио на периферию культурной повестки, что для большинства станций, выходящих за пределы сугубо развлекательного формата, стало фатальным событием.

Мультимедийный сетевой контент, в котором упомянутый «диктат визуальных образов» достиг своего пика, представлялся на протяжении целого десятилетия наиболее перспективнымпосредни-ком для успешной коммуникации в любой отрасли: именно в 2000-х годах получают распростране-ние и первые цифровые университеты. IT-корпорации, понимая потенциал роста в этом направлении, вкладывали средства в разработку и приобретение сервисов видеохостинга (достаточно упомянуть хрестоматийный пример покупки YouTubeкомпанией Googleв 2006 году).Однако, именно в это время возникает феномен, которому посвящена основная часть данного доклада –подкастинг (сам термин «подкаст» даже добавили в Оксфордский словарь, объявив словом 2015-го года –столь велико было внимание к новому жанру; согласно определению, это цифровой аудиофайл, размещенный в Интернете для загрузки на компьютер или мобильное устройство, как правило, доступный в виде серии, новые выпуски которой могут автоматически приниматься под-писчиками). Автором неологизма традиционно считают Бена Хаммерсли, обозревателя издания TheGuardian, который в своей колонке «Audiblerevolution» соединил слова «ipod» и «broadcasting» [2].

Необходимо внести ясность касательно отличий подкастов от других смежных форматов: записей живых лекций, аудио-спектаклей и радиоэфиров. Выделим ряд пунктов:дискретность прослушивания–подкасты изначально ориентированы на возможность слушателя в любой момент поставить запись на паузу, а затем вернуться к процессу в более удобный момент времени;ограниченная тематика–подкастеры стремятся к созданию собственной постоянной аудитории через обращение к темам, интересным уже сформировавшимся субкультурам (поклонники определенныхкино-и аудио-жанров, сторонники ключевых направлений в политике, жители одного региона и др.) в то время как радиостанции традиционно тяготели к расширению охвата и зоны вещания за счёт разнообразия материала;менталитет авторов–большинство популярныхи востребованных подкастов (например, «Panoply» и «Slate» Энди Бауэрса) создаются представителями сферы журналистики, т.е. людьми, чья профессиональная деятельность всегда была сосредоточена вокруг написания текстов (неслучайно, в российском сегменте одним из лидеров подкастинга является интернет-издание Meduza, располага-ющее собственным подкаст-терминалом).

Этот факт стоит признать важным для дифференциации, поскольку он указывает на своеобразный реванш, достигнутый в медиа-поле поколением, которое сформировалось до утверждения «цивилизации иконического поворота».Что можно сказать о размерах и специфике аудитории? По данным iTunes, на популярные под-касты приходится порядка 35–90 тысяч прослушиваний на выпуск, при этом до 90% пользователей прослушивают выпуски до конца, не перематывая даже рекламу (что позволило американским аналитикам в 2017 году оценить рынок подкастов США в 220 млн. долларов [3]). Apple, предлагает своим клиентам воспользоваться встроенным в систему приложением «Podcasts», а для владельцев техники с Androidсуществует программа «PlayerFM» и другие варианты.

В России на настоящий момент наметились две тенденции распространения подкастов: создание собственной платформы, на которую перенаправляется уже имеющийся трафик (вышеупомянутый пример издания Meduza) и размещение своих материалов на терминалах-агрегаторах: для понимания их специфики можно обратиться к разделу «подкасты» приложения социальной сети «ВКонтакте» или продукту «Ян-декс.Немузыка».Рассмотрим потенциал, который несет в себе использование подкастов в сфере неформального образования. Появление формата не могло пройти незамеченным для проектов, ключевой задачей которых было parexellenceкультурное просвещение своей аудитории, развитие интереса к предме-там, зачастую далёким от повседневной жизни: живописи, архитектуры, литературы, истории и др. Поэтому неудивительно, что в нашей стране на сегодняшний день наиболее полно и комплексно задействовал возможности подкастов именно проект Arzamas–авторы запустили и регулярно обновляют функционал своего мобильного приложения «Радио Arzamas». Его пользователям до-ступны несколько десятков специально записанных циклов аудио-лекций от ведущих учёных, экспертные обсуждения, etc.

Говоря об успешных примерах применения аудиального канала для создания доступного кон-тента в целях самообразования слушателей, нельзя не упомянуть и о двух других проектах, хотя и уступающих «Радио Arzamas» в качестве исполнения, но весьма востребованных аудиторией. Это видео-подкасты (их прослушивание не уменьшает информативности) от «ПостНауки» –сайта, ориентированного на популяризацию естественно-научных дисциплин, и подкасты от интернет-радио «Глаголев FM» (размещаются, как на официальной странице, так и через многочисленные агрегаторы).

Помимо описанных прецедентов,безусловно важным является массовое распростране-ние авторских подкастов, зачастую записываемых в домашних условиях: демократизм формата позволяет отдельным людям, чаще внутри определенной социальной сети, напрямую обмениваться знаниями и опытом (кроме того, отдельным направлением стали подкасты, посвященные обзору свежих и просто интересных подкастов).В заключение, стоит отметить, что всё большее число людей вовлекаются в процесс непрерыв-ного образования, а значит и спрос на разнообразные варианты подачи контента будет только возрастать.

Отечественные университеты пока, в отличие от частных образовательных объединений, не используют подкасты в неформальной части учебного процесса, предпочитая им медиатеки с видеозаписями аудиторных лекций. Первенство в этом начинании, на наш взгляд, должны взять на себя подразделения ДПО, как более свободные в выборе дополняющей очные занятия нагрузки на своих слушателей. Для таких структур подкастинг, кроме того, может стать и новым каналом про-движения своих услуг.

Список литературы:1. Савчук В.В. Философия фотографии. СПб, 2005. С. 10.2. HammersleyB. Audiblerevolution[Электронныйресурс] // TheGuardian. 2004. –Режим доступа: https://www.theguardian.com/media/2004/feb/12/broadcasting.digitalmedia(дата обращения: 15.03.2019).3. IAB Podcast Ad Revenue Study: An Analysis of the Largest Players in the Podcasting Industry[Электронный ресурс] // IAB. 2017. –Режим доступа: https://www.iab.com/insights/iab-podcast-ad-revenue-study-an-analysis-of-the-largest-players-in-the-podcasting-industry/(датаобращения: 15.03.2019).

Н. В. Токарев, Т. В. Кустов, А. В. Тимофеев

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.