Образование будущего: технологии цифровизации



Образование будущего: технологии цифровизации

В статье рассматриваются концептуальные основы развития цифровой экономики в Российской Федерации с учетом глобальных трендов цифровизации, особенности внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс в школе, актуальные сопоставимые статистические данные развития Интернета, особенности профессионального развития учителя цифрового будущего в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».Представлены ключевые направления цифровизации образования в Российской Федерации и обязательные условия для эффективной реализации поставленных задач по качественному обновлению и цифровизации школьного образования.

Цифровая экономика, цифровизация образования, общее образование, информационные технологии, Интернет, цифровые навыки, учитель будущегоРазвитие цифровой экономики в Российской Федерации невозможно без внедрения современных информационных технологий (ИТ) в образование.

Распространение Интернета, модернизация инфраструктуры и повышение технологичности образовательного процесса обеспечивают повышение качества реализации образовательных программ и освоение актуальных знаний, умений и новых цифровых навыков, необходимых для современной жизни в цифровом обществе, способствуют расширению творчества, развитию критического мышления.Внедрение современных ИТ в школе, разработка нового цифрового образовательного контента наряду с профессиональной подготовкой учителя «будущего» являются одними из основных задач современного образования на ближайшие годы в русле трансформации социальноэкономического уклада Российской Федерации и перехода на цифровую экономику.Ярким примером, позволяющим наглядно оценить состояние развития ИТ в обществе и особенности современных детей, является распространение Интернета.

Интернет представляет собой не только технологию, но и новую среду обитания для современного ребенка, которая позволяет ему вне зависимости от временного и пространственного расположения получать необходимую информацию, обеспечивая индивидуализацию обучения в условиях сетевого взаимодействия вне традиционной системы образования в школе и других общепринятых форм обучения [1].В тоже время, наблюдается замена реальной действительности на виртуальную, дополненную реальность: реальные знакомые уступают место «виртуальному», «незнакомому другу», а семья (родители) и профессиональная помощь (педагоги) остаются «за кадром».Согласно представленнымданным [2], современные дети все раньше начинают пользоваться Интернетом: уже в 4–5 лет, при этом почти каждый второй ребенок (45%) пользуется Интернетом каждый день и каждый третий ребенок (30%) делает это самостоятельно.

Для выхода в Интернет 67% детей используют смартфон, который есть уже у каждого второго ребенка (44%) в возрасте 5–7 лет. Результаты социальнопсихологическом тестировании обучающихся Ленинградской области в 20162017 гг. [1] позволили установить, что более половины обучающихся старшей школы (55%) общаются в различных мессенджерах и социальных сетях, каждый четвертый –ищет различную информацию в Интернете и играет в компьютерные игры (21 и 15% соответственно), и только 6% всех обучающихся использует возможности Интернета для обучения.

С целью эффективной реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и достижения запланированных результатов социальноэкономического развития, необходимо обеспечить концептуальное развитие современной школы, сократить ее отставание от другихсфер общественной жизни [3]. Так, например, в большинстве школ продолжается тотальное ограничение мобильных технологий на уроке, которые не только несут множество преимуществ для образовательного процесса, но и активно используются в повседневной жизни и составляют основу цифровой грамотности современного человека.

Цифровые технологии позволяют не только обеспечить персонализацию обучения (выбор траектории, разнообразного учебного материала, помощь при учебных трудностях), но и повысить мотивацию обучающихся, существенно сократить временные затраты педагогов на административную работу (мониторинг, отчетность, проверка работ).Представленные тенденции развития современного общества, распространения ИТ в школе позволили определить ведущие направления социальноэкономического развития государства на ближайшие пять лет, получившие отражение в основных программных документах развития цифровой экономики в целом и образования в частности.Цифровизация образования в Российской Федерации предусматривает реализацию целого комплекса мероприятий, разработанных с учетом глобальных трендов цифровизации [4], анализа состояния и перспектив образования в современной школе [3], а также приоритетных направлений федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [5] и федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» [6]:‒разработка и внедрение нового цифрового образовательного контента, цифровых учебнометодических комплексов (программ, материалов, инструментов оценки сформированности ключевых компетенций);‒геймификация образовательного процесса, разработка и активное внедрение обучающих игр и цифровых симуляторов (тренажеров, виртуальных лабораторий) на основе современных технологий визуализации и решений дополненной реальности;‒развитие дистанционного образования, расширение спектра массовых открытых онлайнкурсов лучших педагогов по различным общеобразовательным предметам и направлениям дополнительного образования;‒развитие социальных сетей в образовании, позволяющие оперативно обмениваться информацией, обеспечивать формирование новых взаимоотношений пользователей, освоение навыков цифрового общения.Постепенное развитие и внедрение представленных концептуальных положений позволит не только повысить технологичность образовательного процесса, обеспечить формирование необходимых профессиональных компетенций для цифровой экономики, но и значительно повысить мотивацию обучающихся, интерес и вовлеченность в образовательный процесс.

Технологичность, индивидуализация образовательного процесса в соответствии с потребностями и возможностями каждого ребенка, интерес и мотивация к обучению в школе должны обеспечить достижение нового качества образования в условиях цифровой экономики [7].Профессиональное развитие педагога, трансформация системы непрерывного педагогического образования по подготовке современного учителя, учителя цифрового будущего, является одним из основных направлений цифровизации образования.Современный педагог должен уметьне только эффективно использовать имеющиеся ИТ, пользоваться различными редакторами и средствами обработки информации, программами для создания электронных презентаций, но и осваивать новые технологии, уделять особое значение самосовершенствованию и развитию собственной цифровой грамотности и необходимых цифровых навыков.Результаты исследований [8] свидетельствуют о том, что современный педагог должен обладать следующими цифровыми навыками:‒общими цифровыми навыками, необходимыми для эффективного применения возможностей ИТ в своей повседневной жизни (например, поиск информации в Интернете, использование офисного программного обеспечения, средств для обработки и анализа данных и т.п.);

‒комплементарными цифровыми навыками, связанными с использованием возможностей ИТ для выполнения новых задач (например, использование социальных сетей и других цифровых мессенджеров для коммуникации с обучающимися и родителями);‒специальными навыками по использованию новейших сервисов цифровой экономики, реализуемых на основе концепции интернета вещей и других компонентов (например, использование облачных технологий и хранилищ для размещения образовательного контента).Результаты социологического опроса руководителей и педагогов Ленинградской области [7] свидетельствуют о том, что более 60% респондентов имеют достаточный опыт использования современных ИТ, обладают необходимыми ИКТкомпетенциями, при этом только 5% никогда не использовали ИТ на своих уроках, когда как 4% опрошенных считают себя экспертами в данной области и активно помогают своим коллегам.В условиях неограниченного доступа к большим и разнообразным данным, высокой скорости обмена информацией, особое значение имеет методическое сопровождение и помощь обучающимся в выборе, оценке достоверности, интерпретации ианализе имеющейся информации. Современный педагог должен быть «в курсе всего», эффективно ориентироваться в цифровой среде Интернета, уметь искать новые знания, различные формы и виды данных, необходимые сведения и информацию, интерпретации и способы работы с ними [8].

Мотивация педагогического сообщества на развитие профессиональных цифровых навыков в условиях реализации проектов по формированию современной цифровой образовательной среды школы и определяет ключевую задачу региональной системы дополнительного профессионального образования Ленинградской области, направленную на повышение профессионального мастерства, эффективное научнометодическое сопровождение формирования цифровых компетенций руководителей и педагогов образовательных организаций [7].Таким образом, эффективная реализация поставленных задач по качественному обновлению и цифровизации школьного образования в Российской Федерации возможна при соблюдении следующих обязательных условий:1) распространении новых цифровых технологий в образовании,в том числе посредством обеспечения доступа к мобильным технологиям;2)создания цифровой образовательной среды, способной обеспечить развитие и распространение новых цифровых технологий, безопасной для обучающихся, в том числе разработка современного цифрового образовательного контента;3) обеспечения качественного профессионального развития педагога, мотивации к освоению новых цифровых навыков, использованию цифрового образовательного контента посредством трансформации системы непрерывного педагогического образования.

Список литературы

:1. Колыхматов В.И. Развитие Интернета в школах Ленинградской области в условиях цифровизации образования // Управление образованием: теория и практика. –М., 2018. No3 (31). С. 50–59.2. Отраслевой доклад «Детский Рунет 2018», Институт исследований Интернета, 2018 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://internetinstitute.ru/wpcontent/uploads/2019/02/DetskiyRunet2018Report.pdf (дата обращения: 04.03.2019).3. Экспертный доклад «12 решений для нового образования», НИУ ВШЭ, Центр стратегических разработок, 2018 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 17.03.2019).4. Мониторинг глобальных трендов цифровизации, Центр стратегических инноваций ПАО «Ростелеком», 2018 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.company.rt.ru/projects/digital_trends/2018.pdf (дата обращения: 25.07.2018).5. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»(Приложение No3 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27.12.2018 No6) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://files.dataeconomy.ru/Docs/Pass_EduHR.pdf (дата обращения: 17.03.2019).

6. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 No10) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 08.08.2018).7. Колыхматов В.И. Развитие системы непрерывного педагогического образования Ленинградской области в условиях цифровизации образования // Человек и образование. –СПб., 2018. No4 (57). С. 118–121.8. Колыхматов В.И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. –СПб., 2018.No9 (163). С. 152–158.

В. И. Колыхматов

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.