Высшее профессиональное образование –глобальные вызовы 3-его тысячелетия



Высшее профессиональное образование –глобальные вызовы 3-его тысячелетия

Аннотация.Изложены основные вопросы, которые рассматривались на пленарных заседаниях и на секциях Международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество» с момента ее первого проведения в 1995 г. на протяжении 25 лет.

Отмечается, что актуальным является наличие в университете таких передовых технологических решений, как онлайн образование, смешанное и мобильное обучение, создание гибкой, интегрированной, персонифицированной образова-тельной среды, в которой будет место творческому началу преподавательской деятельности.

Ключевые слова:конференция, проблемы высшей школы, онлайн образование, интегрированная, персонифициро-ванная образовательная средаНа рубеже XX–XXIвв. движение мирового высшего образования выглядит как многосторон-ний, масштабный процесс.

Сделано немало педагогически целесообразного и перспективного для развития систем высшей школы. Высшее образование приближается к уровню актуальных социаль-ных, политических, педагогических требований. Очевидны стремления к плюрализму, вариативно-сти, множественности решений и суждений, предельно возможной индивидуализации подготовки студентов. Растут разочарования в технократизме образования, усиливаются намерения возвратиться в новом виде к академическому образованию, погружающему личность в океан национальной и мировой культуры, ответить на вызовы многокультурного социума [1].

Мировое педагогическое сообщество определяет новые общие для человечества ориентиры высшего образования. «Общество будущего –обучающееся общество»–сквозная идея таких ориентиров.

Они были сформулированы, частности, в декларации ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» (1997) и других подобных документах. Указывается, что в третьем тысячелетии людям надлежит учиться познавать (овладеть умениями понимания происходящего в мире), действовать (производить необходимые изменения), жить в обществе (участвовать во всех видах человеческой деятельности, сотрудничать с другими).В этих условиях в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в мае 1995 г. и была проведена первая Международная конференция «Современные технологии обучения», посвященная 100-летию изобретения радио. На конференции рассматривались следующие направления: новые тенденции в развитии высшего образования, компьютерные технологии в обучении, телекоммуникации и дистанционное обучение. Всего было представлено 106 тезисов [2].

В докладах обсуждались такие вопросы, как многоуровневая система профессионального обра-зования (Постановление Комитета по высшей школе Миннауки РФ от 13.02.92 г. No 17), междисци-плинарный характер, гуманитаризация инженерного образования, непрерывность профессионального образования, обучение в течение всей жизни, деятельностный подход, модульный принцип организа-ции обучения, дистанционное обучение,пути совершенствования системы образования школа –вуз, отмечаласькрайняя отсталость материально-технического обеспечения новых технологий обучения, многие докладчики констатировали, что преподаватели с трудом воспринимают необходимость фундаментальных изменений в системе инженерного образования, в стране нет подготовки кадров по специальности «Педагогика высшего образования».За год до проведения конференции(16 марта 1994 года) в Санкт-Петербурге был образован Де-партамент науки и высшей школы,разработана концепция развития науки и высшего образования в Санкт-Петербурге.В эти годы создается Санкт-Петербургское отделение Международной академии наук высшей школы, под эгидой которой разработана программа «Общество и высшая школа».

Система образования в России за последние годы испытала множествосложностей, связанных как с внешними обстоятельствами глобального характера, так и с внутренними изменениями.Осо-бенности современного периода развития России требуют на новом уровне учета проблем современ-ного образования, в том числе проблем высшей школыРоссии.Сегодняшние проблемы, существующие в высшей школе, вытекают из социального противоре-чия, порождаемого имущественным расслоением граждан, бедности части населения в стране и снижением платежеспособности многих категорий взрослого населения.В чем состоит образование третьего тысячелетия? Его суть –улучшение социальных отноше-ний за счет такого воспитания и обучения, которые позволяют гражданам добиваться постоянного снижения уровня социального паразитизма в обществе. Это обеспечивает эффект возникновения социальной справедливости.В России и за рубежом в последние годы на базе ведущих вузов учреждены исследовательские университеты.

Эти учебные заведения олицетворяют экономику знаний XXIв. Они соответствуют ряду критериев: интернациональный и высокоодаренный контингент преподавателей и студентов; разнообразные программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры; большое количество науч-ных программ и блестящие результаты исследований; ежегодное присуждение 50 и более степеней доктора наук; высокое качество обучения; активное привлечение государственных и частных источ-ников финансирования; академическая свобода; современное техническое оснащение. Научные публикации по преимуществу делаются на английском языке. В неанглоязычных странах обучение также зачастую ведется на английском языке. Ключи успеха исследовательских университетов –высокая концентрация талантов, значительные материальные ресурсы, особенности управления, которые позволяют развивать лидерские качества, инновации, избавлять от бюрократической воло-киты.В мире происходит универсализация национальных систем высшего образования. Распростра-няется американская структура: бакалавр-магистр-доктор.

На первом уровне дается общая академи-ческая подготовка и закладываются основы профильного образования.На втором уровне приобрета-ется высшее образование по той или иной профессии. Выпускники третьего уровня ориентируются на научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую деятельность, претендуют на места препо-давателей в высшей школе.Среди приоритетов высшего образования, обсуждаемых на последующих ежегодных конфе-ренциях, проводимых в нашем университете, наиболее характерны следующие: обеспечение профес-сиональными кадрами, отвечающими требованиям современной эпохи; гарантирование равенства при получении образования; практически ориентированное обучение; совершенствование академиче-ского вербально-письменного образования; поощрение виртуальных моделей обучения с применени-ем новейших средств массовой коммуникации, гармонизация формального и непрерывного образо-вания.В докладах отмечается, что в высшей школе внедряются нетрадиционные технологии, формы и методы обучения, направленные на поощрение самостоятельности, мотивации учащихся к приобре-тению знаний, индивидуализации обучения.Важный тренд высшей школы –движение к гармонизации институционного (формального) и непрерывного образования.

Потеряла актуальность функция формального вузовского образования «обучать на всю жизнь». Установки монополии высших учебных заведений на полноценное образо-вание признаны мало результативными. Им на смену пришли идеи непрерывного образования. Высшая школа по мере внедрения непрерывного образования приобретает новые функции. Вузы –основные провайдеры дополнительного образования. Они становится стартовой площадкой даль-нейшего образования. В вузах должны приобретаться не только базовые профессиональные компе-тенции, но и реализовываться подготовка, которая позволяет осуществлять дальнейшее обучение.

При подобном обучении нарастают масштабы периодически повторяющегося обучения, гибкость, диверсификация программ, методов и сроков образования.Дополнительное высшее образование позволяет личности приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и персонально.

Педагогической системой, адекватной реалиям XXI века, может стать только система профес-сионально-ориентированного персонализированного образования. В такой системе уже на первых ступенях образования в итоге психолого-педагогического наблюдения и специальных тестов опреде-ляется наиболее вероятная личностная направленность школьника, выявляются его специальные задатки и способности к определенным видам деятельности. Эта область дифференциальной психо-логии и педагогики, к сожалению, все еще мало исследована и практически не разработана. Тем не менее, уже хорошо известно, что только раннее выявление специальных (не общих) задатков лично-сти в пору их непродолжительного «цветения» и их последующее интенсивное развитие способны дать полноценные плоды –воспитать подлинного творца новых идей и методов деятельности. Образование –стратегически важная сфера общественной жизни.

Сегодня здесь происхо-дяткардинальные изменения, обусловленные трансформацией новой образовательной парадигмы, адекватной тенденциям развития глобализирующегося информационного общества.В докладах участников конференции 2015–2018 г.г. отмечается, что одной из основных задач российского образования является комплексная разработка и внедрение новой образовательной парадигмы, отображающей основополагающие принципы и тренды развития образования в инфор-мационную эпоху [3]. В последние годы в проектирование педагогического дискурса все более активно интегрируется информационно-образовательное пространство, которое выходит за пределы одной образовательной организации.

Оно призвано обеспечивать свободный и открытый доступ к информационным ресурсам учебного и научного профилей, повышать качество оказания образова-тельных услуг и профессиональный уровень преподавателей и руководителей учебных заведений, способствовать продуктивному обмену опытом через вебинары, форумы, блоги, педагогические сообщества. Примером могут служить сетевые формы образования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.Информационный мир является бесспорной данностью третьего тысячелетия. Для эффективно-го оперирования информационными потоками человек должен не только результативно осваивать приёмы работы с информационными технологиями, но и развивать, управляя ими, собственный интеллектуальный потенциал.Эффективное образование включает не только передачу информацииот учителя к ученику,оно требует сложных социальных взаимодействий и адаптации к потребностям каждого учащегося и их культурно-социальному контексту. Хороший учитель не просто реагирует на сильные и слабые стороны ученика, но и чутко откликается на его душевное состояние, стремится максимизировать человеческий потенциал. Студенты также полагаются на учителей для руководства жизнью и настав-ничества. Глубокое и содержательное человеческое взаимодействие имеет решающее значение, и его очень сложно, наверное, даже невозможно автоматизировать полностью.

Для автоматизации обуче-ния потребуется искусственный общий интеллект. В отличие от узкого или специального интеллекта он должен понимать естественный человеческий язык, чутко относиться к эмоциям, планировать, разрабатывать стратегии и принимать оптимальные решения в непредсказуемых обстоятельствах. Эти сложные проблемы уже много лет рассматриваются на специальной секции социально-психологических проблем высшей школы, регулярно проводимой в рамках конференции.До начала этого столетия считалось, что ключевые фигуры в жизни университетов –это препо-даватели, но с наступлением новой эпохи произошла смена вектора на удовлетворение потребностей студентов и стимулирования их успешности.

Структура университета должна быть построена таким образом, чтобы она способствовала обмену новыми идеями, выявлению успешных кейсов внутри кампуса и за его пределами, чтобы развивать и применять их на практике.Вся деятельность университета должна быть направлена на становление успешной личности студента. Для этого, как считают выступавшие на конференции, нужно определить четкие цели и задачи, создать необходимые организационные структуры поддержки, проводить подготовку препо-давателей по цифровым технологиям в педагогике, пересмотреть учебные планы и системы оценки студентов.Поступая в университет, студенты рассчитывают на то, что высшее образование поможет им получить достойную работу по профессии и необходимое количество знаний для карьерного роста.

Однако ситуация со вчерашними выпускниками вузов говорит об обратном. Поданным выборочного наблюдения Росстата, проведенного в 2016 году, безработица среди выпускников вузов 2015 года в пять раз больше безработицы по стране в целом.Участники конференции 2017 г. обратили внимание, что это сигнал вузам о необходимости кардинально пересматривать образовательную программу, акцентировать свое внимание на передаче более глубоких теоретических знаний студентам, а также уделять значительное внимание практике с использованием современных технологий.Одной из ключевых особенностей университета мирового уровня является его способность к сотрудничеству на глобальном рынке. Массовизация и клиентоориентированность высшего образо-вания привели к серьезной конкуренции среди университетов, а глобализация образования стала основой для формирования стратегических альянсов между несколькими университетами из разных стран.

В настоящее время складываются кооперации университетов, формируются альянсы, которые помогают им занимать выигрышные позиции на мировом рынке образовательных услуг.Университеты меняются, повышая свою гибкость в соответствии с запросами рынка труда. Ин-дивидуализация образования является неотъемлемой частью этого процесса и первый шаг –это создание персонифицированной оценки результатов обучения. Она дает возможность получить более четкую картину того, что студенты должны знать для получения тех или иных навыков и компетен-ций. Наиболее востребованными навыками будущего будут профессионально-технические навыки, навыки творческого потенциала и навыки критического мышления обучающихся; разработка крите-риев оценки таких навыков является первоочередной задачей для вузов. Но в мире цифровых и технологических возможностей недостаточно уметь пользоваться тех-нологиями, важно понимать, как с помощью технологий можно улучшить свою жизнь, повысить профессиональные возможности и качественно выполнять свою работу.

Вузам необходимо развивать у обучающихся глубокое понимание цифровых сред, способность интуитивно адаптироваться к новым условиям и создавать новый контент. Именно эти идеи отмечены в совместных с работодате-лями докладах конференции 2018 г.Научить студентов жить в эпоху быстроразвивающихся цифровых технологий, впрочем, как и самим понять свою стратегию поведения в цифровом мире –это один из самых сложных вызовов для руководителей высшей школы.Онлайн образование является величайшим событием в сфере высшего образования. В то время как университеты соревнуются за каждого студента, образовательные платформы набирают миллио-ны слушателей.Конкурировать с МООС университетам абсолютно бесполезно. Онлайн курсы дают возмож-ность студентам выбирать то, что им нравится, и получать знания за короткий промежуток времени, в любом месте, за меньшие деньги. Также онлайн обучение дает чувство свободы и контроля над процессом своего развития, что является одним из ключевых мотивов в получении желаемого результата. Именно поэтому университеты должны включить в образовательный процесс возмож-ность интеграции МООС с учебным планом.

Эффективная интеграция технологий в образовательный процесс положительно влияет на ди-намику развития студентов и стимулирует интерес к получению знаний. Однако для внедрения технологий и новых методов обучения должна быть подготовлена правильная среда.Преподаватели, пользующиеся средствами и платформами наподобие систем управления обу-чением, часто стремятся придумать новое сочетание различных компонентов учебного процесса, например, открытого контента или образовательных приложений. Ключевой проблемой здесь становится неготовность образовательной системы к принятию новых методов обучения.

Подводя 25-летние итоги работы конференции, можно отметить, что сегодня как никогда явля-ется актуальным наличие в университете таких передовых технологических решений, как онлайн образование, смешанное и мобильное обучение, создание гибкой, интегрированной, персонифициро-ванной образовательной среды, в которой будет место творческому началу преподавательской деятельности. Если в университете отсутствует эффективная стратегия по интеграции этих подходов, можно говорить о том, что у такого вуза нет будущего. Вместе с тем, необходимо вести мониторинг влияния образовательных технологий на результаты обучения, который покажет результативность каждой из них в конкретной ситуации.

Список литературы:1. Миронов В. В. Размышления о реформе российского образования // Философия образования. 2012. No 1(40). С. 3–43.2. Современные технологии обучения. Материалы международной научно-методической конференции. 1995–2005 г.г.3. Современное образование: содержание, технологии, качество. Материалы международной научно-методической конференции. 2006–2018 г.г.

В.Н.Шелудько, В.М.Кутузов, Н.В. Лысенко

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.