Архетип героя в структуре политической мифологии



Архетип героя в структуре политической мифологии

Для гуманитарных дисциплин проблема современной мифологии является одной из самых актуальных и востребованных. Следует отметить, что для отечественной социально-политической практики вопросы, связанные с современной мифологией и мифотворчеством приобретают не только теоретическое, но и практическое значение.

В условиях построения новой российской государственности, поиска возможных путей развития, особенно в ситуации возрастающей конфронтации с Западом, проблема политической мифологии действительно приобретает острую практическую значимость.

Для понимания механизмов функционирования современной политической мифологии, как инструмента, позволяющего моделировать и контролировать политические процессы, необходимо проанализировать ее структуру. В свою очередь, понимание структуры, свойств и функций современной мифологии невозможно без обращения к архаической мифологии. Мифология для первобытного социума являлась универсальной системой миропонимания, способом концептуализации и трансляции социального опыта. «Смысловым центром» мифологии являются мифологические архетипы. Архетип включает в себя и определенный наглядный образ, и некоторый сценарий действия. Мифологические архетипы, с одной стороны, заключают в себе накопленный и обобщенный опыт, то есть являются результатом познания окружающего мира, а, с другой стороны, сами становятся парадигмами социального поведения, основой архаического социума. Мифология, таким образом, представляет собой универсальную смысловую систему, конституирующую и поддерживающую социум. Как целостная система мировоззрения мифология разрушается в процессе рационализации общественного сознания.

Однако, рационализированная мифология, претерпев существенные трансформации, тем не менее, остается значимой составляющей социальной реальности, об этом и свидетельствует, в частности, феномен современной политической мифологии. Сущностную основу современных форм мифологии составляют рационализированные и выраженные в символической форме архетипы (символы-архетипы), интерпретируемые в зависимости от интересов мифотворца. Смысл того или иного символаархетипа остается неизменным, однако, внешне он может быть выражен в различных образах и сюжетах. Для мифологического мышления архетипы играли роль программ или сценариев социального поведения.

С потерей мифологией статуса доминирующей формы общественного сознания, мифологические архетипы, тем не менее, не потеряли своего социокультурного значения. Изменилась их форма и специфика восприятия. Таким образом, структуру политического мифа можно представить следующим образом. Конституирующим элементом политического мифа являются мифологические символы-архетипы, благодаря которым происходит, во-первых, сакрализация политических процессов, вовторых, трансляция определенных ценностей. Апеллируя к бессознательным пластам общественного сознания, современный миф вызывает эмоциональный отклик, провоцируя, тем самым, необходимое поведение. Ключевым элементом архаического мифа выступал архетип божества-творца или культурного героя. По словам Е.М. Мелетинского, «актам первотворения соответствуют в архаических мифологиях жившие и действовавшие в мифическое время герои, которых можно назвать первопредками-демиургами – культурными героями. Представления об этих трех категориях переплетены между собой, вернее – синкретически нерасчленены. В этом комплексе базисным началом является первопредок родовой, фратриальный, племенной. Последний может иногда мыслиться и как общечеловеческий, поскольку племенные границы в сознании членов первобытной общины совпадают с общечеловеческими. Первопредок-демиург – культурный герой, собственно, моделирует первобытную общину в целом» [1, с. 178].

Таким образом, в рамках традиционной мифологии архетип героя проявлялся в нескольких ипостасях. Во-первых, герой представал как первопредок – основатель рода, племени, общины или человечества в целом. Во-вторых, герой может представляться как демиург – создатель и устроитель мира. Представление о данных двух категориях объединяет в себе образ культурного героя, который может изображаться и как создатель мира, и как прародитель человечества. Деяния культурного героя многочисленны. Он создает и поддерживает мировой порядок, открывает ремесла и искусства, устанавливает законы и традиции, совершает многочисленные подвиги на благо человечества. Он основывает города и государства, устанавливает законы и традиции. Образ культурного героя является архетипом творческого, созидательного и организующего начала. Основная задача современного мифа – представить политического лидера в соответствии с символом-архетипом героя, то есть как устроителя и охранителя мира, как гаранта процветания социума. Власть персонифицируется в образе лидера, поэтому символ-архетип героя является, пожалуй, самой востребованной и устойчивой составляющей политического дискурса.

По мнению Н.Г. Щербининой, «самым политически влиятельным архетипом является Герой, который становится формой для репрезентации политического лидерства и власти в любой культуре и во все времена» [3, с. 80]. Бесспорно, символ-архетип героя обладает огромным смысловым диапазоном и в политическом дискурсе может воплощаться в самых различных формах и образах. И.М. Суравнева и В.В. Федоров следующим образом описывают социально-политические функции героического политического мифа: «Героический миф – миф о рождении, смерти и возрождении героя, в котором воплощены чаяния поколений и сплетены высшая форма коллективности и высшая форма индивидуальности – постоянно циркулирует в любом обществе. Это мифы о власти, стоящей на страже Правды, о добром царе-герое или царе-мученике, о герое-избавителе (миф о сильной руке) и пр. Фигура героя является стержневым элементом многих социальных процессов в современном обществе, поскольку является средством представления сути происходящего. В частности с помощью представлений о герое массам вновь и вновь транслируется духовно-нравственное измерение политики» [2, с. 83]. Еще античные философы, придерживавшиеся эвгемерической трактовки мифологии, обратили внимание на данные тенденции. Безусловно, любой не только легендарный, но вполне реальный выдающийся исторический персонаж со временем становится героем фольклорного творчества, обрастая многочисленными преданиями.

Однако, корни данного феномена следует искать в специфике мифологического мировоззрения. Не исторический персонаж становится героем мифа, а мифологический архетип накладывается на конкретную историческую персону, провоцируя процессы мифологизации и мифотворчества. В современных условиях политическая мифология, эксплуатируя символ-архетип героя, апеллирует к бессознательному чувству сакрального восприятия лидера. В сознании массы лидер приобретает черты мифологического героя, с его личностью связывается благополучие страны и нации. Из политического деятеля и функционера он превращается в сакральную фигуру, в спасителя и защитника. То есть, репрезентация политического лидера в соответствии с символом-архетипом героя существенно увеличивает его возможности и полномочия. Исходя из всего сказанного, можно заключить, что символ-архетип героя является одним из главных элементов политической мифологии.

Литература

1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Ин-т мировой лит. РАН, 2006. 407 с. 2. Суравнева И.М., Федоров В.В. Феномен героизма. М.: Издательство ЛКИ, 2008.152 с. 3. Щербинина Н.Г. Мифо-героическое конструирование политической реальности России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. 288 с.

Целыковский А.А.

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.