Осторожно: преподаватели



Осторожно: преподаватели

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.
Луций Анней Сенека (младший)

Стоит предположить, что уже в те далекие времена люди понимали, что работать преподавателем достаточно сложно, во - первых в силу специфики, а во - вторых, сейчас деятельность педагога фактически не регламентирована законом. Конечно, не стоит забывать про Закон "Об образовании" и нескончаемые и вечно редактируемые подзаконные акты. Однако, когда встает вопрос как защитить преподавателю свои трудовые права, нормы законодательства скромно молчат. Ситуаций, когда преподаватель находится в ущемленном для себя правовом состоянии предостаточно.

Самая первая и злободневная ситуация, это нарушение нормы продолжительности рабочей недели. Итак, живет себе такой скромный преподаватель, допустим юридических дисциплин, и рад бы он работать на одну ставку - 720 часов в год, но никак. А кто ж будет преподавать экологическое право? Административный процесс? Гражданский процесс? Финансовое право? И еще тысячу и одна дисциплина. Нехватка кадров - это первый момент, который в принципе решаемый, но он тесно завязан с финансовой стороной. Если ставка преподавателя 8 тысяч рублей плюс стимулирующие надбавки, то в целом на руки выходит до 12 тысяч.

И поэтому преподаватель чаще всего совмещает полторы или две ставки, суммарно от 1000 часов до 1400. А теперь собственно сама суть проблемы, со ставкой 720 часов в неделю продолжительность рабочей недели составляет 36 часов. Не составляет труда посчитать сколько будет часов в неделю у несчастного преподавателя при нагрузке 1200 часов. Возникает вопрос как законодатель мог допустить такой пробел и не решить этот вопрос, ведь преподаватель - это профессия, которая отличается своей сложностью, которая отмечена государством посредством особого льготного пенсионного режима. Спор между преподавателем и администрацией очевиден. При шестидневной рабочей неделе, с нагрузкой по 4 пары каждый день преподаватель конечно же будет укладываться в свою нормы вычитки часов, но будет ли он при этом жив, здоров и полезен обществу? Как решить вопрос с часовой нагрузкой? Ответ на этот вопрос относится к разряду глубоко-философских, пробелно-правовых.

Первое, что хотелось бы посоветовать таким "счастливчикам" - не молчите, говорите о своей проблеме. Если администрация образовательного учреждения не понимает какие последствия имеет за собой перенагрузка преподавателя, то стоит им об этом сообщить. Если вы суровый технарь, то сообщите письменно. Напишите заявление руководителю образовательной организации, в котором укажите, что вы понимаете добровольность выбранной вами двойной педагогической ставки, однако в силу специфики профессии просите переделать расписание учебных занятий, просите освободить вас в определенные дни от методической нагрузки, от выполнения кураторских обязанностей, напишите все возможные варианты послабления вашего рабочего графика.

После того как вы изложили суть своей проблемы и предложили возможные пути ее решения, ставьте подпись, с расшифровкой фамилии, имени, отчества, укажите дату написания документа и смело относите в приемную вашей администрации. Обратите внимание, что заявление должен быть зарегистрировано в журнале учета входящих документов и возьмите копию. Копия документа - это залог того, что вас услышат, ваш документ не будет переделан или просто утерян в куче ну очень важных документов, среди которых вашему просто нет места. Вы гуманитарий, наделенный прекрасными ораторскими навыками? Тогда говорите! Записываетесь на прием к руководителю образовательной организации, попросите пригласить юриста, специалиста кадровой службы и начинайте монолог. Вам необходимо, чтобы в просительной части вашей речи монолог стал диалогом. Необходимо найти консенсус между вашими интересами, как работника и желанием работодателя заполнить вашими предметами всех болеющих, внештатных и просто отсутствующих преподавателей. Стоит отдельно осветить момент с записью вашего разговора на диктофон. С точки зрения законодательства, вы обязаны предупредить, что ведете аудиозапись и во-вторых, вы должны перед записью озвучить дату, место и время записи переговоров, в противном случае вы столкнется с негативными последствиями вашего действия. Однако, с обывательской точки зрения, запись разговора может иметь ряд преимуществ - обсудить с коллегами, восполнить какой - то пробел в информации. В любом случае законно осуществленная диктофонная запись разговора имеет необходимый характер, когда возникает конфликтная ситуация.

Вторым шагом в решении спора является обращение в различные инстанции. Необходимо сразу оговориться, если вы просто нуждаетесь в спокойно-творческом преподавании, когда хочется нести разумное, доброе и вечное в эти светлые, молодые головы, то ни о каком обращении в компетентный орган не может быть и речи. Вам остается только искать помощи и защиты у профсоюзного органа работников, действующего в вашей образовательной организации. Вполне возможно, что в вашей организации есть локальный акт, о котором вы и не подозреваете, но он регулирует именно данный проблемный момент и руководитель профсоюзной организации вам это подскажет. Кроме того, когда вы отстаиваете свое право на нормальный режим работы лучшего помощника чем профсоюзный орган вам и не найти, ведь как правило, эти люди обладают большим опытом решения различных производственных проблем и являются прекрасными медиаторами, только без соответствующего образования. Если же вы поняли, что спокойной жизни вам не видать и вы готовы к возможной смене работы, необходимо обратиться в прокуратуру, трудовую инспекцию, управление образованием, а также в профсоюз педагогических работников вашего региона или при масштабности вопроса во Всероссийский профессиональный союз педагогических работников. При обращении в тот или иной орган вам будет предложена схема сотрудничества, в соответствии с законодательством, регламентирующим вопросы функционирования учреждения, однако не стоит забывать, что профессиональный юрист в данном случае просто необходим, в силу различных бюрократических препонов и сложности законодательства в области образовательного права.

За основу спорной ситуации с часовой недельной нагрузкой может быть не только желание вкусно кушать или кадровый дефицит, но и ситуация под названием "болеть нельзя - только умереть". В условиях современной экономической действительности этот девиз должен стимулировать каждого трудоспособного члена нашей Родины, однако в области образования эта фраза не должна быть уместна. Переболев пневмонией, приходит бодрый и немного осунувшийся преподаватель юридических дисциплин сдавать больничный лист в администрацию своей образовательной организации и узнает, что замены не было, ставить не кого, да и уровень квалификации не позволяет молодой аспирантке вести великий и ужасный административный процесс, а потому извольте по 6 пар каждый день работать, а в субботу так и быть 2 пары. Что делать? Не молчать, жаловаться, разговаривать, объяснять, обращаться в профсоюз. Это неправильно и незаконно. Обязательно фиксируйте вашей расписание посредством фото или видео. Часто бывает, что администрация, понимая неправомерность своих действий ставит 4 пары ручкой, а две последних карандашом или вовсе сообщает вам об этом устно. Решение заключается еще в том, что на вас должен быть издан приказ от имени образовательной организации, в котором будут указаны причины вашей повышенной нагрузки. Обязательно после ознакомления под роспись с данным приказом возьмите себе второй экземпляр во избежание различных негативных ситуаций. К сожалению, не редкостью бывает и такое решение ситуации - как пересмотр педагогической нагрузки по причине вашего отказа от преподавания дисциплины. Преподаватель, понимает что потеряет деньги, но вынужден отказаться от часов, потому что невозможно в таком режиме нормально и полноценно работать.

Вторая ситуация, которая провоцирует спор между преподавателем и администрацией - это морально-нравственные поступки педагога. Совершение аморально-нравственного поступка является основанием для увольнения педагогического работника, однако не редко администрация образовательного учреждения использует это основание как способ - давления. Каждый преподаватель боится как огня этого страшного слова - аморальный педагогический поступок. Когда может возникнуть спор по этому поводу? Собственно говоря, имея только субъективные понятия об этом термине администрация может инициировать конфликт почти с каждым преподавателем. Сейчас, в век всеобщей компьютеризации, когда фактически у каждого человека есть социальный клон в социальных сетях, публикация фотографии в купальном костюме может расцениваться как аморальный проступок, препятствующий осуществлению преподавательской деятельности. Также стоит упомянуть о том, что есть категория преподавателей, которая сохраняет прекрасные отношения со студентами, которые при неправильном понимании можно расценить как панибратство. Преподаватель вместе со студентами садится в машину и уезжает в неизвестном направлении, да еще если это не просто преподаватель, а молодая симпатичная девушка, так это сто процентов аморальный проступок.

Как защитить себя от незаконного ущемления своих трудовых прав? Прежде всего, не провоцируйте конфликт. Не стоит забывать, что профессия преподавателя обязывает вести себя определенным образом, нести ряд обязательств по поддержанию нравственного облика даже во внеурочное время. В педагогическом сообществе годами наработан стандарт, который касается нравственно-этического положения преподавателя. Второй нюанс, в образовательной организации должен быть коллективный договор или иной локальный нормативный акт, в котором отражены данные аспекты. Когда работник принимается на работу, он под подпись знакомится с действующими актами в организации и детальным ознакомлением с этим документом не стоит пренебрегать. Третий совет уместен, если конфликт находится на своем пике и он заключается в том, что должна быть создана комиссия по разрешению спора. С момента установления факта совершения возможно аморального проступка работодателю необходимо создать комиссию, целью которой будет установления факта проступка, отнесение его к категории аморальных, наличие оправдательных обстоятельств. Количество членов комиссии варьируется, но возможно полагать, что чем больше будет членов трудового коллектива, тем больше будет и мнений относительно сущности проступка. Для отнесения проступка прежде всего к категории проступков и наличествования в нем признаков, которые делают невозможным осуществление дальнейшей педагогической деятельности, необходимо пользоваться внутренними убеждениями и практикой.

Каждой заседание комиссии должно быть запротоколировано по аналогии судебного заседания. Практически очень сложно доказать, что надетая юбка длиной на пол-ладони выше колена или дружеское обнимание студента, который блестяще защитил многострадальную научную работу не является аморальным проступком. Как бы ни было, если невозможно найти правду в образовательном учреждении, то придется вынести сор из избы и обратиться для начала в прокуратуру. В прокуратуре проверят законность и обоснованность действий представителей администрации относительно спора. Второй инстанцией, которая поможет защитить честное преподавательское имя, это суд. В суд следует обратиться с иском о защите чести и достоинства или же если произошло увольнение, то восстановление на работе, внесении записи в трудовую книжку, взыскании морального вреда и времени прогула по вине работодателя. Такая категория споров является сложной в силу специфичности спора, ведь категории добра-зла, плохого-хорошего очень размыты и поэтому необходимо понимать о длительности такого процесса. Необходимость поддержки компетентного юриста - это необходимая мера, если конечно жертвой трудового спора не стал сам юрист в качестве преподавателя.

Третья категория споров с администрацией - это взаимоотношения с родителями. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования, обучающиеся в большем своем количестве являются несовершеннолетними, поэтому третьим участником образовательного процесса является родитель или законный представитель. Споры этой категории отличаются своим разнообразием - преподаватель "лезет" в личную жизнь ребенка, преподаватель занижает оценки, преподаватель унижает ребенка и таких вариаций миллион. Ситуация когда преподаватель пытается помочь обучающемуся в решении каких-то личных проблем, стать наставником, другом и всячески занять особое место в жизни ребенка достаточна редка в системе профессионального образования.
Если спор с администрацией возник по этой причине, то для начале администрации необходимо доказать, что такое личная жизнь обучающихся, ведь такого понятия в законе нет, если только не проводить аналогию с конституционными правами и свободами. Достаточно часто как сами обучающиеся, так и их законные представители считают ущемлением права на личную жизнь различные нравственно-воспитательные мероприятия. В системе среднего профессионального образования проводится реализуется через преподавателей, кураторов и администрацию программы по духовно и этико-моральному обучению.

При возникновении конфликта с администрацией по этому основания, необходимо сделать следующие шаги. Первый шаг, это утверждённая администрацией программа нравственно воспитания, с обязательной почасовкой и тематикой каждого занятия. Второй шаг, это расписание. Воспитательно-нравственное занятие должен быть в расписание, утвержденном также администрацией, то есть это не внезапная миссионерская нагорная проповедь про брак и отношения полов, а утвержденный урок, который входит в педагогическую и учебную нагрузку и тарификацию преподавателя. Резюмируя, если преподаватель не читает переписки, не подслушивает телефонные разговоры и ничего подобного, то у администрации просто нет оснований на конфликт, однако профилактическая беседа на тему возможного ущемления личных прав обучающихся неизбежна, но без правовых последствий.

Самый распространенный вид спора с администрацией - это оценка, поставленная по результатам промежуточной или итоговой аттестации. Данный спор безусловно ставит под сомнением компетентность преподавателя в глазах коллектива, обучающихся и законных представителей и это конечно неприятно, однако данная ситуация разрешается проще всего. Для пересдачи итогов промежуточной или итоговой аттестации создается комиссия, в которую должен входить преподаватель, выставивший спорную оценку, второй сторонний преподаватель с равным или высшим уровнем квалификации по преподаванию аналогичных дисциплин и представитель администрации, лучше всего руководитель. Дублирование процедуры, итогом которой является оценка является единственным способом разрешения конфликта. Рекомендуется, по возможности присутствие на повторной пересдаче экзамена или зачета законного представителя или средств видео фиксации, с обязательным соблюдением норм действующего законодательства. Конечно, не всегда законный представитель согласен с мнением комиссии и с целью восстановления субъективной справедливости обращается в органы образовательного надзора, вот в таких случаях и будет доказана правомерность проводимой образовательной процедуры и ее результатов. В данном случае, преподавателю необходимо во избежание дополнительных проблем, следить за правильностью составления и заполнения документов.

К. Чечеткина

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.