Проблемы современного психологического образования в высшей школе



Проблемы современного психологического образования в высшей школе

Аннотация. Обучение психологии дает понимание одного из сложных и непредсказуемых феноменов – психикой в ее разнообразнейших проявлениях. В статье рассматриваются проблемы современного психологического образования и специфика профессиональной подготовки психолога.

Ключевые слова. Психология, студенты, обучение, психика, профессиональная подготовка, диалог. Организация обучения психологии требует концептуализации.

Она решает вопросы не столько дидактического, сколько смыслообразующего характера. Психологии необходимо учить иначе, чем другим профессиям, поскольку психологу предстоит иметь дело с пониманием одного из самых сложных и непредсказуемых феноменов – психикой в её разнообразнейших проявлениях. Совокупность знаний, умений, навыков в соответствующей области выступают лишь как средства реализации профессионализма, а смыслообразующей целью профессиональной подготовки может быть формирование особой профессиональной ментальности, выражающейся в способности переживать и осмыслять реальность психологически.

Специфику ведущей деятельности психолога можно определить через категорию со-переживания, со-проживания фрагментов жизни человека, его проблем и чувствований, итогом которого может стать со-развитие, со-личностный рост, нарастание культурной со-продуктивности. Профессиональная деятельность психолога совершается не только и не столько в своих внешних формах (диагностики, коррекции и др.), сколько в форме сложной внутренней работы. Основными моментами, сутью практической деятельности психолога тогда становятся понимание и интерпретация форм само-бытности людей. И в этом случае психологическая профессия станет особой формой жизни личности. [1] Стержневым умением профессионального психолога мы считаем способность к диалогу, поэтому обучение психологии предполагает обучение – искусству разговора, объяснения, доказательства, аргументации, точному выражению себя в словах, интерпретативности. Отсюда обязательным условием обучения, согласно идеям активного обучения, становится тесное, живое эмоциональное диалогическое общение преподавателя как уже состоявшегося профессионала, и студентов, в котором моделируются ситуации профессиональной взаимности, атмосфера со-понимания, сопереживания, со-проживания изучаемых феноменов.

Этому в немалой степени способствует практика учебных «сократических диалогов». Системообразующим ориентиром обучения психологии мы считаем широкое культурное сопровождение подготовки студента, позволяющее на информационных междисциплинарных пространствах видеть и ассимилировать профессиональную информацию, предвидеть её дальнейшую необходимость. Всякая дисциплина, входящая в учебный план психолога, должна читаться не вообще, как таковая, а с учётом той функции, какая предусмотрена для неё в будущей психологической деятельности Идея широкого культурного сопровождения процесса обучения профессиональной психологии непосредственно связана с содержанием обучения, со знаниями, умениями, картиной мира и ментальностью, которые выпускник должен продемонстрировать «на выходе», и, соответственно, с социальным запросом к профессионалу, обусловливающим набор учебных дисциплин. Мы также считаем, что в обучении психологии важна реализация установки не столько на запоминание, сколько на вчувствование и переживание психических феноменов, студент, чтобы понять сложный психологический материал, должен не столько читать и слушать, сколько проговаривать вслух то, что удаётся понять из первоисточника, ставить к понятому вопросы, уметь доказывать, аргументировать, выпутываться из заблуждений с помощью рассуждений и т.д.

Мы предполагаем, что он должен, в известном смысле, озвучивать психические реалии, «думать вслух» Только в совместно разделённой диалогической работе с текстом первоисточника или учебным текстом можно расслышать смысловые оттенки, выстроить логику научного рассуждения. Мы считаем, что в основе обучения психологии лежит живой диалог с профессионалом: стать психологом в отсутствии диалога с профессионалом нельзя. При обучении психологии важна такая подача материала, которая способствует построению у студентов трёхуровневой модели усвоения психологических реалий: на уровне богатой феноменологии (для этого необходима эмоционально насыщенная конкретика); на уровне понимания (для этого нужно движение по преемственным этапам становления знания о человеке в культуре и науке); на уровне объяснения и обобщения (для этого необходимо введение в логику изложения частных и общих объяснительных парадигм) [2].

Конечно, описать то, чем может помочь состоявшийся психолог молодым коллегам, трудно. Специально взрастить кого бы то ни было в психологии невозможно, ведь, по мнению М.К. Мамардашвили, самая лучшая передача знаний случается тогда, когда учитель не занимается педагогикой, ничему сам специально не учит, а просто является примером проживания своей жизни как профессионал. Обучение помогает моделировать это переживание как совместное, в котором преподавательпрофессионал выступает как посредник [3], расширяющий профессиональные информационные горизонты и способы их освоения. Самым существенным моментом здесь является изменение и структурирование внутреннего пространства обучающегося, демонстрация способов самопознания, самопостроения, рефлексии, экзистенциального самопонимания и т.п. [7] Психолог-посредник выступает как непосредственный побудитель новой формы организации поведения и жизни в целом; именно с его помощью придаются значения и смыслы осваиваемым в обучении знаниям, навыкам, умениям. Только живое общение с профессионалом создаёт условия для осуществления перехода обучающегося через границу собственного семантического поля в мир профессионального сознания и профессиональной семантики [5].

Основными концептуальными ориентирами отечественного высшего психологического образования мы считаем фундаментальность, реалистичность и иерархичность. Фундаментальность опирается на широкую культуру, на глубокое полидисциплинарное образование обучающего. Университетское психологическое образование должно заключаться не в том, чтобы выучить все психические функции, все теории или психологические механизмы, а в том, чтобы создать студенту возможность уловить центральную идею психического, выстроить гибкую систему понимания (профессиональный гипертекст), которая сама будет выполнять в дальнейшем функции «захвата» нужной информации [4].

Именно фундаментальность создаёт потенциальную возможность студенту позже самому двигаться по образовательным ступеням, строить индивидуальные образовательные стратегии, находить индивидуальные способы получения знаний. Университетское фундаментальное образование должно обеспечивать главное – попадание и встраивание информации, опознаваемой как «своей», в «правильное» место системы. Рассматривая проблемы современного психологическом образовании, нельзя обойти вопрос об учебниках. Система учебников по психологии должна создаваться в комплексе с другими гуманитарными учебниками, предназначенными для профессиональной подготовки специалиста в соответствии с государственным образовательным стандартом. Только в этом случае все необходимые психологу знания образуют систему и станут «работать» на общую цель [6]. Таким образом при разработке образовательных стандартов третьего поколения важно понять, какой психолог сегодня востребован обществом, какое психологическое образование соответствует требованиям времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Romanovskaya E.V., Fomenko N.L. The Identity and Commemoration – Power. – 2015. – Т. 7. – С. 81.

2. Фоменко Н.Л. Акмеология как условие повышения качества образования //Наука и образование в жизни современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах. – 2015. – С. 114–116.

3. Романовская Е.В., Фоменко Н.Л. Идентичность и коммеморация // Власть. – 2015. – № 7. – С. 81–84. 4. Фоменко Н.Л. Новые идеи воспитания в современном образовательном пространстве вуза// Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза. Сборник статей Межвузовской научно-практической конференции. Под общей редакцией О.М. Поповой. – 2017. – С. 98–102. 5. Фоменко Н.Л. Педагогика диалога и пути реализации ее в российской педагогике XXI века // Россия – СССР – РФ в условиях реформ и революций. XX–XXI вв. Материалы международной научной конференции. – 2016. – С. 320–322. 6. Колоколов Г.Р., Фоменко Н.Л. Психология. Учебное пособие – Москва, 2008. 7. Фоменко Н.Л. Управление конфликтами в деловых коммуникациях вуза // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. – 2014. – С. 137–138.

Н.Л. Фоменко

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.