Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в воспитании здорового ребенка



Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в воспитании здорового ребенка

В статье рассматривается одна из актуальных образовательных проблем — воспитание здорового ребенка. Автором подчеркивается, что в современных условиях необходима организация системы взаимодействия педагогов и родителей в вопросах формирования физического и психического развития ребенка.

В статье раскрыты основные принципы и направления совместной работы ДОУ и родителей. Ключевые слова: здоровье детей, организация взаимодействия детского сада и семьи

В современных условиях развития российского общества воспитание здорового поколения становится ключевым фактором развития страны, ее экономического процветания. Особую роль данная работа приобретает в младшие годы жизни подрастающего поколения, когда происходит формирование основ здоровья детей. Не случайно охрана и укрепление физического и психического здоровья детей определены одной из приоритетных задач воспитательного и образовательного процессов в дошкольных организациях, закрепленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1]. Всемирная организация здоровья (ВОЗ) отмечает, что «проблема сохранения жизни и здоровья детей является важнейшей стратегической задачей сохранения здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения» [2].

Вместе с тем, как данные официальной статистики, так и результаты научных исследований последних десятилетий, свидетельствуют о значительном ухудшении здоровья дошкольников. Мониторинг состояния здоровья детей подтверждает, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. По данным НИИ Педиатрии, за последние 10–15 лет, на 8,1% снизилось число здоровых детей; на 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям [3]. Ученые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН отмечают, что число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10%. Отметим, что проблема ухудшения детского здоровья стала не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. В современных условиях развития дошкольного образования встает вопрос о поиске эффективных технологий, позволяющих не только сохранить здоровье подрастающего поколения, но и приумножить его.

К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей в нашем обществе, но если научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Необходимо особо подчеркнуть, что воспитание и гармоничное развитие ребенка возможны только при совместной и своевременной работе семьи и образовательной организации. Создание условий для формирования здоровья дошкольника обуславливает необходимость разработки инновационных технологий и методик взаимодействия детского сада и семьи. Взаимодействие педагогов и родителей понимается нами как совместная, взаимодополняющая деятельность, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал друг друга для решения общей задачи — развития ребенка. Детский сад является первым образовательным учреждением, в котором родители приобретают опыт взаимодействия с педагогическими работниками. От уровня такого взаимодействия в целом зависит развитие ребенка.

Вместе с тем, анализ исследований, посвященных вопросам взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, выявил ряд проблем в данной сфере, среди которых целесообразно выделить следующие: - проявление тенденции разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении, которая с каждым годом становится все более заметной: по мнению педагогов ДОО, родители не уделяют должного внимания своему ребенку; родители в свою очередь считают, что их ребенок не получает того, что они ожидали от образовательного учреждения; - слабая реализация родителями комплекса возможностей воспитания и обучения ребенка ввиду различных причин: одни семьи не хотят заниматься воспитанием ребенка, другие не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно, четвертые — уверены, что они достаточно компетентны в вопросах воспитания и обучения собственного ребенка, пятые считают, что это должны делать специалисты — педагоги дошкольных учреждений. Решение вышеуказанных проблем требует выстраивания диалога ДОО и семьи, основанного на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи. Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно–оздоровительной программы детского сада, необходимо особое внимание уделять поиску новых форм и подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма. Совместная работа с семьей в вопросах укрепления здоровья дошкольников должна строиться на следующих основных принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно–оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и потребностей.

4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду. В современных условиях основными направлениями работы педагогов дошкольных организаций с родителями выступают следующие: - ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; - участие родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей; - проведение целенаправленной санитарно–просветительной работы, пропагандирующей общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима; - ознакомление родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду; - обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания); - ознакомление родителей с лечебно–профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении (информация в родительских уголках, в папках передвижках, расположенных в группах детского сада); - организация различных консультаций, семинаров с участием психолога, медицинских работников, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания; - проведение семинаров–практикумов, деловых игр и тренингов для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур. Таким образом, подчеркнем, что в современных условиях без социально–педагогического партнерства субъекты образовательного процесса самостоятельно не способны обеспечить полноценное развитие и воспитание дошкольников. Главным условием организации эффективного взаимодействия является обоюдная готовность, с одной стороны, педагогов к сотрудничеству с родителями, с другой, — родителей к совместному с педагогами воспитанию своих детей.

Список цитируемой литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2017. — 32 с. 2. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) / Нью- Йорк, 22 июля 1946 г. — Режим доступа: http://www.doctorate.ru/ustav- vsemirnoj–organizacii–zdravooxraneniya/. 3. Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб./Росстат. М., 2017. — 170 с.

Михайлова И. Э.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.