Неформальный институт лоббизма и развитие коррупционных отношений в современной России



Неформальный институт лоббизма и развитие коррупционных отношений в современной России

Стремительное развитие лоббистских отношений во всем мире имеет множество причин. Это и неолиберальная повестка, направленная на дерегулирование экономики, и глубинные социально-политические изменения, происходящие в различных системах, и снижение роли традиционных институтов представительства.

Реакция со стороны государства и общества на развитие института везде является разной. В одних странах нарастают требования большей прозрачности лоббистской деятельности и раскрытия информации о лоббистах, в других странах лоббизм продолжает существовать в тени политического процесса и в большей степени подчиняется неформальным правилам игры. Баланс между формальной и теневой сторонами является важным показателем развитости и прозрачности института лоббизма. Чем более прозрачной является лоббистская деятельность, тем с большим основанием мы можем говорить о том, что в институте лоббизма превалируют формальные основания. С другой стороны, чем больше в процессе принятия решений используется скрытых, теневых методов воздействия лоббистов на власть, тем более неформальным будет институт лоббизма.

Скрытая деятельность является благоприятной средой для формирование различного рода неформальных связей, которые с более высокой степенью вероятности ведут к коррупционной составляющей. Развитие лоббизма в России имеет разнонаправленные тенденции, которые включают в себя, пользуясь терминологией Г. Алмонда, элементы плюралистических систем англо-американского типа, неокорпоративистских систем континентальной Европы и управляемых систем советского прошлого. В России динамика развития лоббизма, в том числе его теневых, коррупционных ответвлений, напрямую связана с качеством институтов представительства интересов.

С одной стороны, процесс взаимодействия групп интересов с органами власти исторически находится ближе находится к корпоративистским системам, хотя в нашей стране совсем иной уровень консолидации промышленных отраслей и гражданских объединений, а государство обычно выступает в качестве патрона, а не регулятора взаимоотношений между бизнесом и гражданским обществом.

С другой стороны, практика лоббизма в России пропитана духом плюралистических отношений, когда множество групп соперничают друг с другом за право повлиять на органы власти. Однако, в отличие от англо-американских систем, логика данного взаимодействия встроена в бюрократические структуры согласования интересов, которые и ведут к увеличению коррупционной составляющей. Таким образом, главной составляющей является не сама система групп интересов, а высокая роль государства, все еще тяготеющего к управляемой модели.

Каневский Павел Сергеевич

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.