Российская оппозиция и проблемы институциализации конфликтов в российском обществе



Российская оппозиция и проблемы институциализации конфликтов в российском обществе

Решение вопроса о природе и сущности социально-политических конфликтов предполагает включение в анализ роли оппозиции в политическом процессе. Современная политическая наука исходит из того, что принципы легитимации политической оппозиции принадлежат к фундаментальным компонентам современной либеральной демократия, а право на оппозицию, право оппонировать власти рассматривается как центральный и необходимый атрибут демократии.

В рамках доклада под оппозицией мы будем понимать любой организованный актор, который противостоит власти, контролирует и критикует текущую политику правящего режима. Мы рассматриваем оппозицию в широком контексте политического процесса, особенностей функционирования политического режима, который мы идентифицируем как новый авторитаризм, важнейшей составляющей которого является суперпрезидентская форма правления, несменяемость власти на федеральном и на региональном уровнях, выстраивание подконтрольной и манипулятивной партийной системы во главе с «партией власти», не дающей возможности оппозиции стать реальным актором политического процесса.

Ни в одной постсоветской стране законодательство о партиях и выборах не менялось так часто, как в России. Все это не только ограничивало возможности развития партийной демократии, но и сокращало поле публичной политики. Партийный ландшафт в России сохраняет мозаичный и неравномерный характер, не соответствует социальному и политическому запросу общества. Несмотря на изменение общей численности зарегистрированных и участвующих в выборах партий, в Государственную Думу последних четырех созывов (с 2003 года) проходили только 4 политические партии, а количество эффективных политических партий сократилось с 7,8 в 2001 году до 1,9 в 2016 году. Политическое представительство парламентской оппозиции неуклонно снижалось: сегодня представители 6 партий имеют всего 107 мест, в Думе, из них две партии (Партия Роста и Родина) – по одному мандату).

Партии, являясь постоянным объектом манипуляции со стороны власти, превратились в самый недееспособный институт российской политики, что демонстрирует постоянно снижающийся уровень доверия к партиям со стороны общества. По итогам мониторинга ИСПИ РАН, рейтинг доверия респондентов к политическим, социальным институтам и структурам в июне 2017 года демонстрирует, то самый низкий уровень доверия имеют политические партии (15 %) и парламент (19%). По данным ФОМ (Фонд общественное мнение), только 40% наших сограждан считают, что в России существует политическая оппозиция, 30% уверены, что ее нет. Имеет смысл говорить о т.н. гибридных партиях, которые могут быть легитимизированы в той или иной степени, но слабо реализуют свои функции, что возможно лишь в рамках тех формальных и неформальных правил игры, которые задаются административноуправленческим аппаратом. Ослабление легальной и парламентской оппозиции неизбежно ведет к усилению протестных движений, которые мы можем назвать несистемными, структурирующими политическое недовольство.

Оценивая результаты оппозиционных действий последних 10 лет, можно с сожалением констатировать, что они скорее подтолкнули действующую власть ужесточению репрессивных механизмов контроля за политической системой, привели к усилению давления на любые проявления оппозиционности. В этой связи, надежды на трансформацию политического режима скорее можно связывать с системными партиями, которые не исключают для себя всего спектра возможной политической активности.

Великая Наталия Михайловна

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.