Конфликт как фактор формирования социальной компетентности молодежи



Конфликт как фактор формирования социальной компетентности молодежи


Социальная компетентность – способность субъекта (отдельного индивида, социальной группы, общества в целом) действовать сообразно требованиям социальной ситуации, чтобы достигнуть наибольшей эффективности в деятельности. [1]


Конфликт - «форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями». [2] Конфликт, как социальное явление, в рамках которого существует большое число различных процессов, типов социального взаимодействия, реакций и т.д. требует от участника высокого уровня социальной компетентности, т.к. из-за сложности ситуации, большой эмоциональной вовлеченности, искажения коммуникации и других процессов актуализируются и становятся востребованными не только потребности и интересы, но так же и ценности, навыки, знания, способы поведения и пр. Требование «наибольшей эффективности деятельности» становится особенно актуальным в конфликте, так как неэффективное действие может привести к трагическим для индивида, социальной группы или общества последствиям.


Конфликт часто – это экстремальная ситуация для его участников, в которой ставки могут быть очень высоки. И овладение навыками, знаниями, пониманием и принятием наиболее эффективных моделей поведения для решения этой комплексной интеллектуальной и социальной задачи становится жизненно необходимо. И это может побудить участников конфликта (индивидов, социальные группы, общества) повышать уровень своей конфликтологической, коммуникативной, юридической и других компетентностей, в зависимости от решаемых задач, а значит – повышать свой уровень социальной компетентности. Молодежь – это своего рода «переходная» группа между детским и взрослым состояниями.


Уровень социальной компетентности молодежи зачастую не так высок, как у взрослых людей, так как их социальная компетентность еще формируется. Однако молодые люди уже участвуют во многих социальных отношениях, в которых высокий уровень данного вида компетентности необходим. И эта необходимость в высоком уровне компетентности, и особое положение молодежи в обществе, и классические конфликтогенные точки (например, конфликт отцов и детей) – все это создает ситуацию, в которой молодежь участвует во многих конфликтах. Для эффективного, безопасного для себя урегулирования которых необходим высокий уровень социальной компетентности. И, оказавшись в такой непростой ситуации, молодежи, часто экстренно, приходится «приспосабливаться», повышая свою компетентность прямо в и из-за конфликта.


1. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современном обществе (сфера социальной работы) / Под науч. ред. В.Н. Келасьева, И.Л. Первовой. – СПб.: Изд.Дом С.-Петерб.ун-та, 2010. 2. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М., Аспект Пресс, 1995.


Божичко Петр Феликсович


Аллахвердова Ольга Викторовна

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.