Готовность к профессионально ответственному поведению в условиях меняющегося образовательного пространства



Готовность к профессионально ответственному поведению в условиях меняющегося образовательного пространства

Современное образование движется по пути развития «умных» университетов, образовательных платформ и моделей, которые позволят на основе самоорганизационных процессов интенсифицировать процесс обучения и усилить креативную составляющую.

В основе творческого пространства университета лежит идея внешнего позитивного воздействия на творческую активность личности, которое объективировано в институциональной структуре в виде системы локальных творческих пространств, роль которых функционально закреплена за разными подразделениями (от научных школ и лабораторий до кафедр, библиотек и ресурсов Интернет-пространства) [1]. В трансформации образовательных ресурсов в SMART-системы (Social-Mobile-AccessRegulated-Technology), большую роль играет интегрированный подход к информационнотехнологическим, организационно-экономическим и социальным сторонам образовательной деятельности нового формата. При этом на первом месте все же стоит социальная сторона деятельности по созданию коммуникативных пространств и творческих лабораторий, позволяющих обеспечить коммуникацию, не лимитированную по времени, в комфортном для участников режиме в зависимости от решаемых задач и индивидуальных предпочтений [2].

В этой области изменений на сегодняшний день немало проблем и противоречий. Среди них, на наш взгляд, заметное место занимает проблема недостаточного внимания к формированию у студентов профессионально ответственного поведения, в то время как понимание профессиональной идентичности, конструирование целостных профессиональных моделей поведения, основанных на ответственности и социальной экспертизе, для студентов представляет особую актуальность. Профессионально ответственное поведение анализируется сегодня в междисциплинарной плоскости.

Ответственное отношение будущего специалиста к профессиональной деятельности структурно раскрывается во взаимосвязи поведенческого, мотивационного и эмоционального элемента. Источником ответственного поведения могут выступать сформированные личностные качества. Л.И. Дементий выделяет две группы актуальных поведенческих характеристик, формируемых на основе личностных качеств: 1) качества, которые вытекают из особенностей и содержания профессиональной деятельности, отражающие готовность специалиста к ее выполнению; 2) устойчивые, независимые от деятельности качества личности (добровольность, самостоятельность, готовность идти на риск) [3]. Муконина М.В. под профессионально ответственным отношением (ПОО) понимает в разной степени осознаваемое, оценочное и характеризующееся различной степенью поведенческой готовности отношение личности к выполнению профессиональных обязанностей. Ее подход позволяет выявить три уровня профессионально ответственного отношения специалистов: базовый, исполнительский, сверхнормативный [4]. В этой связи важным представляется исследование готовности студентов к профессионально ответственному поведению. Для этой цели в марте 2018г.

В СПбПУ был проведен опрос, в котором студенты–политехники показали, что в современном обществе ответственность личности за свои действия повышается - мнение 51% респондентов. Большинство из них профессиональную ответственность связывают с соблюдением дисциплины, организованностью и умением укладываться в поставленные сроки. На втором месте по значимости стоят: самостоятельность, доведение процесса до желаемого результата; умение оценить последствия своих действий и поведения. Также важными элементами ответственного поведения студенты отметили высокое качество работы и готовность идти на риск. В целом, представления политехников об ответственном поведении отражают их предпочтение развитию способностей распределять обязанности среди членов творческого коллектива, возможности постоянного обучения, совершенствования навыков для достижения безошибочности действий и минимизации неудач. В условиях переходности к электронному образованию (e-lerning), которое расширяет у студентов возможности построения индивидуальных образовательных траекторий на основе актуализации собственного интереса, проблема профессиональной ответственности не должна теряться в поле многозадачности.

Быстро меняющееся информационное пространство университетов подчас вызывает растерянность студентов, так как из коммуникативного поля устраняются главные герои и персонифицированные примеры, и на их плечи ложится весомый груз самостоятельности. Совершенствования информационной составляющей и практики участия в проектной деятельности позитивно влияет на удовлетворенность студентов получаемым образованием. Однако и здесь отмечается проблема субъектности, выражающаяся в заметной доле тех, кто затрудняется сформировать свое оценочное мнение и взять на себя часть ответственности за самообразование и собственные достижения в рамках обучения [5]. В этой связи следует обратить особое внимание в переходном периоде к сложным образовательным системам на профессионально-этические стороны освоения профессии, готовность к социальной экспертизе своих проектов и разработок и, в целом, на повышение уровня субъектной составляющей образовательного процесса.

1. Карпов А.О. Университеты в обществе знаний: теория творческих пространств // Вопросы философии. 2018. № 1. С. 17-29. 2. Иванченко Д.А. Smart-университет как основа построения образовательной и научно-исследовательской среды вуза // Труды XV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2012), Санкт-Петербург, Россия, 2012. С.151-155. 3. Дементий Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации. Дис. … канд. психол. наук. М., 1990. 4. Муконина М.В. Организационно-экономические регуляторы профессионально ответственного отношения: методология и результаты исследования. Сибирский психологический журнал, 2014.[Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-ekonomicheskie-regulyatory-professionalno-otvetstvennogo-otnosheniya-metodologiya-i-rezultatyissledovaniya (дата обращения 30.09.2018) 5. Razinkina E., Pankova L., Trostinskaya I., Pozdeeva E., Evseeva L., Tanova A. STUDENT SATISFACTION AS AN ELEMENT OF EDUCATION QUALITY MONITORING IN INNOVATIVE HIGHER EDUCATION INSTITUTION.В сборнике:E3S Web of Conferences D. Safarik, Y. Tabunschikov and V. Murgul (Eds.). 2018. С. 03043.

Поздеева Елена Геннадиевна

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.