Потенциал изучения педагогических конфликтов в социологии



Потенциал изучения педагогических конфликтов в социологии

Образовательная сфера является одной из наиболее конфликтогенных в нашем обществе [3]. Педагогические конфликты, участниками которого становятся ученики и учителя, обладают своей спецификой, что вызывает особое внимание к таким конфликтам деятелей различных научных областей (педагогов, психологов, социологов и др.).

В связи с высоким уровнем конфликтности в школах, согласно профессиональному стандарту педагога [1] от 1 января 2017 года, современному учителю необходимо обладать конфликтологической компетентностью.

Изучению конфликтологической компетентности педагога посвящено много научных статей, но в большинстве своем они написаны педагогами и психологами. Педагогический подход рассматривает педагогические конфликты с позиции воспитания и заключается в написании рекомендаций по предупреждению и разрешению возникших конфликтных ситуаций в школе. Психологический – преследует цель раскрыть подсознательные слои психики конфликтующих сторон, выявить эмоциональный фон возникших конфликтных ситуаций, определить предпочитаемые выборы стратегий и способов разрешений конфликтов. Социологических работ по данной проблеме встречается немного, хотя мы считаем, что социологический подход к изучению педагогических конфликтов и конфликтологической компетентности учителей позволит по-новому взглянуть на данную проблему.

Социологическое исследование, проведенное автором в апреле 2017 года [3], показало, что большинство учителей негативно относятся к конфликтам в школе и прибегают к дисциплинарным методам воздействия, чтобы их искоренить. Однако можно с уверенностью утверждать, что конфликты не только неизбежны, но и полезны в школе. Чтобы изменить отношение участников образовательного процесса к школьным конфликтам, необходима комплексная работа с участием учебных заведений, подготавливающих педагогов, администраций школ, родителей и др. Таким образом, социологический подход направлен на определение роли педагогических конфликтов в образовательном процессе. Социолог делает акцент на функциональность конфликтов, отмечая, что главная задача учителя не разрешить конфликт, а уметь правильно им управлять. Изучая педагогический конфликт с позиции его участников, социолог определяет, как конфликтная ситуация влияет на всех представителей учебного процесса.

Другими словами, социологический подход позволяет исследователю шире взглянуть на проблему педагогических конфликтов – освободиться от привязанности к учебному и воспитательному процессам, преследующих цель успешно обучить подрастающее поколение, и акцентировать внимание на то, какую роль играют педагогические конфликты в социализации подростков в зависимости от уровня конфликтологической компетентности учителей.

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.). Доступ из СПС КонсультантПлюс. 2. Панкратова Е. В., Панова А. О. Социологическая оценка конфликтологической компетентности учителя (на примере Ивановской области) // Вестник Ивановского государственного университета. 2018. Вып. 1. С. 46–56. 3. Саралиева Т. Р. Конфликтологическая компетентность учителя общеобразовательной школы как научное понятие // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 329–335.

Панова Алёна Олеговна

Панкратова Екатерина Владимировна

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.