Цифровизация общества: новые возможности развития или путь к цифровой диктатуре



Цифровизация общества: новые возможности развития или путь к цифровой диктатуре

Развитие конвергентных NBIC- технологий не только радикально трансформирует условия нашей жизнедеятельности, но актуализирует вопрос: сможет ли общество с помощью данных технологий получить реальную возможность решить сложившиеся социальные проблемы и противоречия?

Приблизимся ли в своем развитии к некому «идеальному» обществу или еще больше углубит проблемы настоящего? Анализ любой сферы (политики, экономики, культуры и т.д.) наводит нас на вывод, что в сложившихся условиях реализуются негативные сценарии, «ужасающие антиутопии» обретают реальность. Например, стремление к всеобщей роботизации и автоматизации должно было снизить рутинный характер трудовых операций, повысить производительность за счет предоставления работникам новых "креативных" задач, активизировать создание высокотехнологических и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Однако анализ разворачивающейся новой технологизации свидетельствует об обратном: о массовом характере потери квалификации, устаревании знаний в большинстве профессиональных групп (к 2022 году 53% всех российских работников столкнуться с необходимостью переквалификации [1]), о нарастающем риске технологической безработицы во всех странах мира, неизбежно сопровождающейся углублением социального неравенства, когда значительная населения закрепляется в сфере малооплачиваемых, низкоквалифицированных рабочих мест, создаваемых отраслями, не связанными с цифровой (платформенной) экономикой.

В целом, модернизация существующей экономики в платформенную, основные индустрии которой не создают массово новые рабочие места, расширение практики перехода на временные, дистанционные формы занятости будут способствовать дальнейшему лишению работников, заработанных в ХХ веке социально-трудовых гарантий, фактически поставят большинство «белых» и «синих воротничков» во всем мире на грань выживания. Тоже самое касается политики: цифровые технологии дали возможность территориально разобщенным массам людей самоорганизовываться в «сети недовольства», но не предоставили реальной власти менять не соответствующие сегодняшним ожиданиям и распределению внутренних сил общества политические институты, не превратили их в «сети надежды». Скорее сформировали новый удобный механизм соучастия, включенности в процесс, без реального шанса решать проблемы, способствовали формированию социальной базы для развития слактивизма.

Но, что еще опаснее, они, распространяя «иллюзию свободы» и возможности участвовать в социальных преобразованиях, стали спусковым механизмом запуска систем «тотального» контроля над людьми, над всеми аспектами жизни, включая приватные. Государства, ТНК, сетевые движения и сообщества, управляя платформами и технологиями, обеспечивающими связность мира, хотят не только стать «новыми привратниками», определяющими доступ и возможности нашего включения в общие сетевые взаимодействия, но и обрести невиданный по масштабам контроль над каждым гражданином сетевого мира, над его поведением, эмоциями, мыслями и т.д..

Усиление контроля происходит в самых разных сферах: система рейтингования граждан КНР в рамках государственной программ "Золотой щит"; введение биометрической системы распознавания лиц в России в рамках проекта "Умный город", использования систем рейтингования частных аспектов человеческой жизни коммерческими организациями. Принимая за внимание, что сами по себе технологии нейтральны, лишь формируемые обществом условия вызывают либо негативные, либо позитивные эффекты их реализации, возникает вопрос: есть ли возможность в настоящий момент создать условия для реализации позитивных сценариев? Положительный ответ на данный вопрос зависит от решения трех ключевых задач.

1)Требуется направить усилия научного сообщества на понимание новых сетевых взаимодействий, на определение, как современные информационные технологии сущностно меняют институты, рынки, организации и самого человека.

2) Признать, что большая часть борьбы за контроль и управление сетевым миром будет проходить не публично, невидимо для большинства – "под сенью новых сетевых протоколов". Задача социологов информировать общественность о механизмах функционирования сетевых институтов, изучать топологию и структуру сетевых ландшафтов, выявлять ключевых субъектов, которые будут оказывать контроль над этими новыми пространствами.

3) На основе широкого общественного обсуждения специфики развития новых технологий необходимо выработать формы их контроля и регулирования. Это связано с выработкой общего понимания, что применение инструментов "индустриального мира", способов регулирования, решений, характерных для индустриальной эпохи приводит к обратным эффектам, к углублению проблем.

1. The Future of Jobs Report 2018//World Economic Forum. Report. URL: http://reports.weforum.org/future-of-jobs-2018/ (дата обращения: 05.10.2018.).

Маркеева Анна Валерьевна Гавриленко Ольга Владимировна

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.