Гибридизация сообществ в эпоху интернета



Гибридизация сообществ в эпоху интернета

По последним данным 55,1% населения планеты пользуется Интернетом. Число российских пользователей составляет более 76% [1]. Повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий изменяет природу современных сообществ: в основе их функционирования лежат общие интересы, а не просто территориальные основания и общее происхождение [2,3].

Киберпространство стало еще одной средой обитания современного человека [4], где возникают новые социальные практики, индивиды конструируют свои сетевые идентичности, взаимодействуя в разнообразных виртуальных сообществах. Однако речь идет о том, что сообщества, функционирующие в киберпространстве не являются альтернативными сообществами, а представляют собой «продолжение» реальных сообществ [5,p.108]. Новейшие средства коммуникаций позволили человеку находиться в постоянном контакте и иметь полную осведомленность обо всем, что происходит вокруг [6,p.2]. Как в соседских сообществах жизнь каждого была на виду, так и современные интерактивные системы репутаций посредством компьютерных технологий дают возможность быть осведомленным и оставаться постоянно в контакте с другими людьми даже на больших расстояниях [7,с.17]. По мнению З.Баумана, современные сообщества больше похожи на «социальные сети».

Сети имеют свое происхождение в воображении и поддерживаются только благодаря успешной коммуникации. Поэтому они всегда «индивидуально приписываются и индивидуально сфокусированы» [8, p.15]. Киберпространство новым пространством поиска принадлежности к миру, в котором утрачены прежние уверенности в идентичности и наличии совместного опыта [9,p.111]. Размытость групповых перспектив и идентификационных стратегий приводит к тому, что идентичность определяется не в рамках коллективных сообществ, а как результат процессов индивидуализации [10,с.473] и участия в разнообразных социальных сетях, которые могут восприниматься как сообщества или нет [11,p.306]. Возможно, именно эти обстоятельства объясняют столь стремительное распространение виртуальных сообществ. Индивиды чувствуют, что общество и социальные системы, в которых они живут и работают, не предоставляют им возможности, гарантирующие участие в общественной жизни и гармоничную личностную самореализацию.

Многие ощущают отчуждение и поэтому стремятся стать частью новых сообществ, которые функционируют в соответствии с принципами, выходящими за доминирующую логику конкуренции и капитализма [11,p.308]. Наблюдаемые процессы гибридизации сообществ, фактически позволили говорить о «продолжении» традиционных сообществ, характерных для реального мира в мире киберпространства. Они имеют более подвижные границы и большой потенциал для роста. Главная же цель современных сообществ, как и прежде, транслировать определенные смыслы и ценности посредством устоявшихся норм и правил, принятых участниками сообщества, обладающих чувством идентичности, наличием общего интереса и конкретных целей социального взаимодействия.

1. Europe Internet Usage Stats Facebook Subscribers and Population Statistics [Электронный ресурс]. URL: https://www.internetworldstats.com/stats.htm (дата обращения: 06.10.2018) 2. Wellman B., Gulia M. Virtual communities as communities. Net surfers don’t ride alone // Communities in Cyberspace / под ред. Smith M.A., Kollock P. Routledge, 1999. P. 167–194. 3. Castells M. Communication Power // Oxford University press. 2009. 4. Добринская Д.Е. Киберпространство: территория современной жизни // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. Т. 24, № 1. С. 52–70. 5. Cavanagh A. Sociology in the age of the Internet. McGraw Hill/Open University Press, 2007. 6. Hampton K.N. Persistent and Pervasive Community: New Communication Technologies and the Future of Community // American Behavioral Scientist. 2016. Vol. 60, № 1. P. 1–24. 7. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИРПРЕСС, 2006. 8. Blackshaw T. Key Concepts in Community Studies. London: Sage Publications, 2010. 9. Bauman Z. Does Ethics Have a Chance in a World of Consumers? L.: Harvard University Press, 2008. 10. Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Модерн и процесс индивидуализации: исторические судьбы индивида модерна. М.: ИИЦ «Праксис», 2017. 11. Fuchs C. Internet and Society: Social Theory in the Information Age. NY: Routledge, 2008.

Добринская Дарья Егоровна

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.