website builder

Дополнительное образование детей в Российской Федерации: задачи и перспективы


Культурные аспекты эпохи Реформации в Европе

Современная система дополнительного образования детей в Российской Федерации во многом сохранила положительные черты функционировавшей в советский период системы внешкольной работы. Вместе с тем, существующие к настоящему времени общие подходы к развитию дополнительного образования, механизмам его финансирования и статистического учета, по сути являются продолжением подходов, реализуемых в системе общего образования и не обеспечивают открытости и динамичности в развитии новых форм организации деятельности с детьми. В целом, следует отметить, что конкурентоспособность принятых форм дополнительного образования детей активно снижается по причине развития инновационных игровых возможностей досуга.

В отличие от недавнего исторического прошлого в настоящее время детям доступны широкие возможности в выборе развлечений, а также других форм интересного времяпровождения, которые не требуют серьезных усилий. Снижение интереса детей к посещению занятий в учреждениях дополнительного образования свидетельствует не только о недостаточном качестве образовательных программ, но и о более глубинных социальнопсихологических изменениях: современных детей уже не устраивает такая форма получения образования, как постоянные обязательные занятия. Рост популярности у молодежи таких форм время препровождения как кафе, дискотеки, клубы свидетельствует, как о значительном росте конкуренции в вопросах организации досуга, так и возрастании рисков формирования у подрастающего поколения «клубных» ценностей, ориентированных исключительно на формирование отношения к жизни как форме развлечения и получения удовольствия. В этой связи решение задачи модернизации системы дополнительного образования детей как эффективной формы организации досуга – это в том числе и путь к решению задачи формирования нового гражданина, разделяющего традиционные ценности, осознающего свою роль в жизни общества и готового к созидательной деятельности во благо будущих поколений

Обновление содержания дополнительного образования детей может происходить за счёт введения новых областей знаний, реализации разноуровневого, комплексного, дифференцированного образования, развития и поддержки детского творчества, развития социальнопедагогической и воспитательной деятельности. Реализация «разноуровневых» программ позволит решать, как задачи предпрофессиональной подготовки и получения углубленных знаний в выбранной области (программы, рассчитанные на учебный год и более), так и задачи получения знаний, а также формирования умений и навыков по отдельным «тематическим блокам» (краткосрочные образовательные программы). Реализация краткосрочных образовательных программ позволит обеспечить динамику образовательного процесса, сформировать у обучающихся познавательный интерес к дальнейшему обучению по выбранному направлению, его гибкость и соответствие потребностям детей и их родителей. Необходима интеграция досуговых и образовательных форм организации деятельности детей. В этом плане значительным потенциалом обладает возможность реализации образовательных программ клубами по месту жительства, что в настоящее время сталкивается с ограничениями инфраструктурного характера.

В частности, помещения, использованные клубами по месту жительства адаптированы к организации досуговой деятельности и очень часто не соответствуют формальным требования, предъявляемым к инфраструктуре организаций дополнительного образования детей. Также, требует существенного пересмотра система взаимодействия организаций дополнительного образования и общеобразовательных организаций. Учитывая, что в последнее время в системе общего образования активно развиваются формы внеурочной работы с детьми, организации дополнительного образования могут и должны переформатировать свою деятельность с оказания исключительно образовательных услуг на организацию методической, организационной, кадровой, программной поддержки общеобразовательных организаций в установленной сфере деятельности. Вместе с тем, реализация вышеуказанных предложений потребует существенной модернизации подходов к развитию дополнительного образования детей. Как уже упоминалось выше, существующая система дополнительного образования ориентирована на в первую очередь на реализацию каждой из образовательных программ в течение всего учебного года (с сентября по июнь). Развитие краткосрочных программ и интеграция дополнительного образования с формами досуговой деятельности потребует:

1. Изменение механизмов финансирования и системы оплаты педагогов.

2. Изменение подходов к лицензированию образовательной деятельности.

3. Изменение форм статистического учета. 4

. Корректировки существующей классификации дополнительного образования в виде 6 направленностей. С 2017 года Минобрнауки России переданы полномочия по развитию системы отдыха и оздоровления детей.

В советский период накоплен значительный положительный опыт по развитию вышеуказанных организаций в рамках системы внешкольной работы. Следует учитывать, что внедрение эффективных дополнительных образовательных программ в практику деятельности организаций отдыха и оздоровления также потребует существенных изменений в подходах к развитию дополнительного образования, что уже фактически и происходит. В этом плане позиция Минобрнауки России, направленная на укрепление воспитательной компоненты как в образовании, так и в организованном детском отдыхе абсолютно оправдана Отдельного рассмотрения требует вопрос дебюрократизации образовательного процесса. Существующие подходы в данной сфере ориентированы в первую очередь не на анализ и оценку результатов образовательного результата, а на увеличение формальных элементов, служащих предметом контроля и надзора.

Происходит существенный разрыв между сущностью и содержанием деятельности, реализуемой педагогом в рамках образовательного процесса и ее документальным отображением. Снижение бюрократической нагрузки на педагога может существенно повысить эффективность образовательной деятельности без соответствующего увеличения трудовых и финансовых затрат. По сути необходима выработка новых подходов к организации документооборота в системе образования в целом, с учетом принципов стандартизации и автоматизации. Следует также учитывать, что дополнительное образование многогранно. С одной стороны, оно изначально персонифицировано. Этот вид образования объективно предназначен для организации процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности. С другой стороны, дополнительное образование – это эффективный инструмент в деле «человекопостроения» ответственного гражданина.

Лочан Сергей Александрович, Омельченко Владимир Иванович

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.