Христианская философия истории: некоторые аспекты проблемы



Христианская философия истории: некоторые аспекты проблемы

Культурные аспекты эпохи Реформации в Европе

Рассматривается вопрос о трактовке истории христианскими мыслителями начала 20 века (Ж. Маритен, Н.Бердяев). Происходит переоценка роли и значения эпохи средних веков, выдвигаются концепции «нового средневековья», «гуманизма интегрального». В европейской науке начиная с эпохи Возрождения установилась прогрессистская трактовка истории, которая рассматривала европейскую историю как закономерный процесс развития от религии к науке, от тьмы и мракобесия к свету разума.

Интеллектуалы эпохи Возрождения четко противопоставили свою культуру как человечную и гуманную культуре средневековья как культуре варварской и бесчеловечной. Благодаря им слова средневековье, варварство становятся синонимами в последующих трактовках исторического процесса. В начале 20 века рядом религиозных философов и богословов была предпринята попытка противопоставить поствозрожденческой схеме развития европейской культуры христианскую историософскую концепцию. Актуализация данной проблематики была вызвана в этот период рядом причин социокультурного порядка – мировая война, революция в России.

В этот период начинается расцвет научного знания, бурное развитие техники, промышленных технологий, все то, что обозначается понятием научно-технический прогресс. Встает проблема осмысления роли техники в последующем развитии человечества. Возникает ряд культурологических концепций, в которых фиксируется двойственный характер роли техники и технических достижений: технические достижения служат и могут служить как во благо человечества, так могут иметь и катастрофические разрушительные последствия. техническая цивилизация может привести к духовному оскудению человека, ибо, имея навыки в области техники и научных технологий ,человек может остаться нравственным дикарем, придатком машины. К этому же периоду относится феномен, удачно определенный Хосе Ортега-иГассетом как «восстание масс».

Вместо прежних эпох, когда образованных людей было меньшинство, в данную эпоху плоды культуры стали общедоступными, культура стала демократичной, массовой. Сам по себе этот процесс также двойственен – образование и воспитание широких слоев населения является необходимым и плодотворным феноменом ,поскольку современная культура вне образованных и грамотных людей просто невозможна. Однако этот процесс имеет и обратную сторону- приобщение широких народных масс к культуре характеризуется процессом упрощения сознания ,формированием зачастую стереотипного шаблонного мышления. Широкое развитие получают в этот период тоталитарные идеологии.

В этой связи вставал целый блок вопросов, связанных с дальнейшими судьбами европейской цивилизации и человечества в целом. В этих условиях ряд христианских мыслителей разных конфессий дают свою интерпретацию исторического процесса. Прежде всего, религиозные мыслители практически единодушны в утверждении того, что эпоху средних веков нельзя квалифицировать как некий разрыв, «провал» в процессе культурного развития человечества. Подобная точка зрения страдает редукционизмом, она явно недооценивает очевидные достижения этой эпохи. Наряду с тем, что эпохе данной присущи насилие, господство авторитетов, голод, эпидемии, она в то же время обладает огромным творческим потенциалом. Этот потенциал начинает переосмысливаться религиозными мыслителями.

Фиксируя кризис современной культуры, религиозные философы единодушны в утверждении, что этот кризис может быть преодолен лишь на основе христианских ценностей. При этом достижения светской культуры не отрицаются, речь идет о возможности плодотворного синтеза христианства и современной культуры. К этому времени относится возникновение в лоне католицизма неосхоластического движения, на волне которого, как известно, формируется философия неотомизма, появляется ряд работ, в том числе и по философии истории. Известный философ-неотомист Жак Маритен в ряде своих работ и прежде всего в работе «Гуманизм интегральный» (1936) выдвигает проект культуры нового типа, новой цивилизации, где христианские ценности и светские институты взаимодополняют друг друга.

По своей сути , полагает Маритен, культурное развитие всегда сопряжено с полярностью материально-экономического и духовного моментов. Христианин принадлежит одновременно временному и вечному порядкам, “граду земному” и “граду Божию”. В истории действует божественный промысел, однако культура обладает собственными имманентными целями. Задача христиан – внесение духовно-нравственного содержание в современную культуру, создание цивилизации нового типа, которую Маритен и обозначил как гуманизм интегральный. Философия истории была центральной темой и для представителей русской религиозной философии начала 20 века. Единственный выход из кризиса европейской культуры они видели в религии. Под этим углом зрения рассматривалась вся европейская история, и, прежде всего, эпоха Возрождения.

Она оценивается неоднозначно. Качественная ограниченность этой эпохи видится в утрате религиозных основ, что приводит к жажде целостности во всех сферах человеческого творчества и невозможности ее реализации в творчестве культуры. Идя по пути самоутверждения, человек, его разум, порождает научное познание природы, технику, которая освобождает его от служения низшим природным стихиям, но в этой победе человек самоотрицается и саморазрушается. Выход из этого кризиса виделся в создании цивилизации нового типа, где культурные достижения эпохи Возрождения будут неразрывно связаны с христианскими ценностями. Показательна в этом смысле работа Н. Бердяева «Новое средневековье» (1924). Здесь философ говорит о том, что наступил конец целого периода европейской истории – периода нового времени, на смену ей приходит новая эпоха, которую Бердяев и обозначил термином «новое средневековье». Однако характеристики этой новой эпохи размыты, носят неопределенный характер.

Прежде всего, он подчеркивает тот момент, что в это новое средневековье должны войти творческие достижения эпохи Возрождения – искусство, литература, в более широком смысле-«опыт человеческой свободы». По Бердяеву, это эпоха нового средневековья есть конец индивидуализма. Речь идет о необходимости создания и религиозного освящения познания, морали, искусства, хозяйственной деятельности человека. В сущности, должны объединиться два движения – церковь должна идти в мир современной культуры, освящая этим культуру, с другой стороны, мир культуры, интеллигенция, должны принять христианские идеи о человеке и творчестве, иначе культура погибнет, окончательно впав в примитивизм и варварство

Короткая Татьяна Петровна

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.