website builder

Культурные аспекты эпохи Реформации в Европе


Культурные аспекты эпохи Реформации в Европе

В статье рассматриваются культурные последствия Реформации, изменения парадигмы европейской культуры, её антропологических оснований. В 2017 году в мире отметили эпохальную дату – 500 лет Реформации в Европе. По этому поводу не только протестантские церкви многих стран провели праздничные богослужения, но и научное сообщество обозначило свой интерес к данному юбилею серией круглых столов, семинаров, конференций, выходом значительного количества публикаций.

Многими исследователями Реформация оценивается как духовная предпосылка новоевропейской культуры, современной картины мира и понимания человека, как «движение, не ставившее революционных целей», но имевшее «весьма революционные последствия» [3]. Сохраняется также свойственная марксистской методологии тенденция связывать причины Реформации c социально-экономическими условиями развития Европы, с формированием буржуазных отношений. Два юбилея, выпавшие на прошедший 2017 год – 100-летие Октябрьской революции в России и 500-летие Реформации в Европе – вызвали у ученых потребность в поиске параллелей между этими событиями, что выразилось в проведении конференций с компаративистской тематикой [4]. Интересными являются выводы исследователей о Реформации как универсалии культуры, которая «решает жизненно важный вопрос о доминантности (или первичности) религии или культуры в пользу последней» [1, c. 51].

Но научный анализ эпохи Реформации сочетается с тенденциями её профанации, превращением в «товар массового потребления», а также с попытками изложить суть этого феномена на понятном молодежи языке массовой культуры: «Реформация – это упрощённый квест до Бога» [5]. Несомненно, культурные последствия Реформации были значительны. Можно утверждать, что с Реформации началась смена европейской культурной парадигмы. В чем это проявилось? Реформация создала иную антропологическую модель культуры, основанную на идее свободы и личной ответственности человека. «Реформатор хотел бы, чтобы вся еще присутствующая в человеке энергия ненависти ко злу была изъята из мира и обращена вовнутрь – против того нравственного убожества, которое каждый находит в себе самом.

Выдавить из себя подлеца, выдавить прежде, чем задашься целью деятельной любви, исправления и спасения мира, – такова… предлагаемая Лютером исходная нравственная «программа»… Нужно было безоговорочно верить в человека, в его собственное судящее Я, чтобы предъявлять ему столь беспощадные вердикты» [2, с 57]. Для выполнения этой «программы» нужен иной человек – не скованный сословной моралью средневековья. Лютеровская «программа» – путь к рождению «мыслящего» существа, к приходу «эры индивида».

Тезис Лютера «sola fide» способствовал появлению феномена индивидуального самосознания. Кроме того, лютеранское понимание индивидуальной веры, привело к рождению концепта «свобода совести» – права на веру «по совести». Нужно отметить, что и последователи Реформации в ВКЛ (Мартин Чеховец, Андрей Волан) призывали поступать и верить, «как им подсказывает совесть» и утверждали, что «свобода является врождённым свойством человеческой природы» [6, с. 122].

Антропологический аспект «программы» Реформации был тесно связан с социально-политическим аспектом – новым пониманием роли государства и общества. Реформацией были заложены основы гражданского общества, демократических институтов. Трудовая этика протестантов, как было показано М. Вебером, стимулировала развитие капиталистических отношений в Западной Европе. Радикально изменилась и система образования, отказывающая от схоластики, были заложены основы буржуазной семьи. Важным культурным последствием Реформации явилось также изменение типа коммуникации в Европе. Реформация – детище формирующейся «Галактики Гуттенберга».

Без массового тиражирования печатной книги была бы невозможна реализация лютеровского тезиса «Sola Scriptura». Этот тезис привел не только к реформе богословия, но и к вытеснению визуального образа печатным текстом. С ним же связаны иконоборческие тенденции Реформации. Вытеснение живописи (икон) из церквей привело в итоге к рождению светского искусства, оформлению жанровой системы европейской живописи (появлению портрета, пейзажа, натюрморта как самостоятельных жанров). Реформация – время расцвета графики. Гравюра, в отличие от масляной живописи, по словам П.А. Флоренского, передающей «чувственную данность мира», передает рассудочную схему. Примером тесной связи искусства с протестантскими идеями является творчество Альбрехта Дюрера («доброго лютеранина») и Лукаса Кранаха Старшего, известного своими многочисленными портретами Лютера. Искусство эпохи Реформации перестает быть «аллегорическим медиумом», а становится «реальным медиумом», «отвечает потребности нарождающегося человека Нового времени в зрительной информации документального свойства <…> Вместо концепции сакрального искусства как «Библии для неграмотных» возникает ощущение искусства как средства массовой информации» [7].

Фактическое изгнание изобразительности из церкви было компенсировано развитием музыкального искусства, что привело к рождению феномена протестантской мессы, появлению таких гениев, как И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. «Культурная революция», произведённая реформаторами, стоила Европе тысячей жизней, кровопролитных религиозных войн, крестьянской войны и иных социальных катаклизмов. Возможно, эти драматические последствия Реформации, позволили ученым искать параллели между событиями той эпохи и событиями 100-летней давности в России...

Литература

1. Жукоцкий, В.Д. Русская Реформация ХХ века: статьи по культурфилософии советизма / В.Д. Жукоцкий, З.Р. Жукоцкая. – М. : Новый хронограф, 2008. – 262 с. 2. История философии: Запад–Россия–Восток : (книга вторая: Философия XV-XIX вв.) / под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М. : «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1996. – 557 с. 3. Льюис В. Спиц. История Реформации. Возрождение и движение Реформации. Т.II. / В. Спиц Льюис [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.reformed.org.ua/2/338/1/Spitz. – Дата доступа: 12.02.2018. 4. Ученые в религиозном мире. Нижний Новгород стал центром осмысления Реформации и Революции [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ ID=487&ELEMENT_ID=7730. – Дата доступа: 12.02.2018. 5. Почему Реформация похожа на компьютерную игру, а Лютер проклял бы всех // Татьянин день. Молодёжный интернет-журнал МГУ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.taday. ru/text/2218813.html – Дата доступа: 12.02.2018. 6. Старостенко, В.В. Религия и свобода совести в Беларуси: очерки истории : монография / В.В. Старостенко. – Могилев : УО “МГУ им. А.А. Кулешова”, 2011. – 272 с. 7. Ходнев, С. Истина веры как плакат. Почему искусство оказалось самым важным СМИ Революции [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3242536 – Дата доступа: 12.02.2018.

Аленькова Юлия Васильевна

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.