website builder

Формирование представления о милосердии у младших школьников на примере творчества М.М. Пришвина


Формирование представления о милосердии у младших школьников на примере творчества М.М. Пришвина

Одной из важнейших задач современного отечественного образования является восстановление системы духовно-нравственного воспитания личности, предполагающей в том числе, развитие в детях способности делать осознанный нравственный выбор, сознательно стремиться к добру, проявлять любовь, сострадание, сочувствие, сопереживание, милосердие и заботу об окружающих.

Эти задачи воспитания личности нашли свое отражение в «Законе об образовании РФ» (15), в «Федеральных государственных образовательных стандартах» (10), в психолого-педагогической литературе (см., например, 3). Сегодня слово «милосердие» крайне популярно в европейском и российском обществе. Его истинное значение мы можем найти в притче Иисуса Христа о добром самарянине. Смысл ее в том, чтобы исполнить заповедь любви, а любовь всегда жертвенна. Таким образом, оказывая милость ближнему, мы сделаемся близкими к Богу, ведь милосердие уподобляет нас Богу. «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден», – говорит нам Евангелие (2).

Научное определение этому слову дано в словарях С.И. Ожегова («Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия» (8)), Д.Н. Ушакова («Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается» (13)). Д.С. Лихачев, занимаясь исследованием духовной жизни человека, утверждал, что в мире нужно больше отдавать, чем получать, чтобы испытать настоящую радость (7). Безусловно, нашего милосердия и сострадания требует не только человек, но и «братья наши меньшие», окружающая нас природа. «В самом раннем детстве ребенок должен воспринять в возможной для него полноте мир как творение Божие», – пишет П. Боголюбов (1). А, значит, нравственные законы и принципы воспитания необходимо распространять и на отношение человека к природе и воспитывать у ребенка потребность в общении с природой, в бережном, милосердном отношении к ней.

Несомненно, что в деле духовно-нравственного воспитания, а именно формирования у детей представления о милосердии, ближайший помощник и надежный союзник – художественная литература, обладающая способностью проникать в ум человека, задевать тонкие струны его души. Чтение способно обогатить детей знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий их мир, незаметно формирует взгляды, чувства, характер ребенка, призывает к добру и свету. «На каждое произведение, – по мнению К.Д. Ушинского, – мы должны смотреть как на окно, через которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни» (14). В этом отношении природоведческая книга помогает почувствовать мир природы, учит сопереживать, проявлять участие, доброту, нежность, привязанность, заботу о слабых. По словам А.В. Запорожца, эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы (5). Когда эстетическое восприятие и нравственные переживания сливаются воедино, то происходит обогащение и духовное развитие личности ребенка.

В этой связи, несомненно, русская литература богата писателями, обращавшимися к теме природы, бережного и заботливого отношения к ней. Это В.В. Бианки, Е.И. Чарушин, Э.Ю. Шим, Г.А. Скребицкий, М.М. Пришвин и др. М.М. Пришвин по праву занимает особое место среди русских писателей. К.Г. Паустовский справедливо заметил о нем: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина». Прежде всего, он открыл мир русской природы «как тончайшей и светлой поэзии». В каждой «малости» он «открывал неизвестное, «под прискучившим покровом окружающих явлений» мог видеть «глубокое содержание» (9).

Его творчество и избранный им путь – это путь созидания в природе духовного мира человека. Он, как никто другой, показал нам путь милосердия к природе, которое есть одновременно и милосердие к человеку. Подтверждение данным словам мы найдем в опубликованных не так давно дневниковых записях писателя, которые он вел в течение почти полувека. Данные публикации помогают осознать главную мысль всех произведений и личного отношения автора к жизни – это необходимость творческого, а значит деятельного отношения ко всему, с чем сталкивается и взаимодействует человек и ощущение сотворчества человека Творцу (11). Так, например, в рассказе «Гаечки», ребенок, знакомясь с природой, откроет для себя удивительный мир, который его окружает, увидит, насколько там все логично и закономерно, познакомится с маленькими синичками, испытает радость от общения с ними. Несомненно, что у этих птиц есть чему поучиться, потому, как они наделены замечательными качествами: они трудолюбивы, веселы, находчивы, а какую нежность и заботу проявляют друг о друге эти маленькие птички!

Нежному попечению птиц о своих птенцах уподобляет Бог Свою заботу о созданных Им людях – Своих детях. В душу человеческую вложен Богом тот же закон, а значит птицы и люди – близкие существа. Человек больше и сильнее птички, а значит, он призван оберегать слабых, особенно тех, кто в этом нуждается, что хорошо видно в следующем рассказе «Хромка». Известно, что в мире животных выживает «сильнейший», не способному защитить себя там не место, тем удивительней, что в таком отчаянном положении, животное все равно тянется к человеку, ища у него защиты и, несмотря на то, что этот самый человек не всегда отзывчив на мольбу о помощи. Это ли не проявление высшей степени доверия человеку и выражение надежды на чудесное спасение. В то время, «как другие утки, считавшие дикую природу своей родиной, стремились туда улететь», Хромке не было необходимости улетать, она добровольно стала считать дом человека своим домом, потому как человек пожалел ее и взял под свою защиту. Это обстоятельство усиливает ощущение единства природы и человека, чувство ответственности перед ней, что прослеживается в рассказе «Вася Веселкин».

Начиная свое повествование с простого описания дрессировки охотничьей собаки, Пришвин поднимается в философские сферы искусства, где очень неожиданно, но реально вырисовывается образ человека, ребенка, который совершает поступок, которому может позавидовать и взрослый. Он не проходит мимо ситуации с равнодушным видом и мыслью «меня это не касается», нет, он видит несправедливость, он протестует, им движет любовь и бескорыстное желание помочь, попавшим в беду. Причем, не только собаке (ее могли застрелить), но и стрелявшему мальчику (этим он бы подвел отца), и отцу мальчика (он несет ответственность за сына), и главному герою (он бы мог лишиться верного друга), и, в конце концов, самому себе (потерял бы самоуважение).

Очевидно, что бесстрашный борец за правду твердо уверен в том, что это естественное поведение для каждого, вот почему герой рассказа не только не хвастается, но и стыдится признаться (даже за вознаграждение), что это он спас собаку. Вот истинное милосердие! Следование принципу жизнетворчества, искренность и способность мгновенно схватывать суть мира – вот благодаря чему произведения М.М. Пришвина, написанные простым языком, точны, убедительны, полны любви, нежности и сочувствия к природе, способны пробудить в детях эмоциональную отзывчивость, которая, по мнению Н.С. Карпинской, свидетельствует о силе воспитательного воздействия художественного произведения (6). Духовное и нравственное развитие личности происходит в течение всей жизни, но фундамент закладывается в семье и школе. В этом отношении творчество М.М. Пришвина может стать одним из кирпичиков этого фундамента. Оно вполне находится в сфере христианского миропонимания, поскольку способно формировать представления о милосердии, доброте, любви. Оно способно очищать душу и приготовлять ее к принятию духовных впечатлений (12).

Использованная литература 1. Боголюбов П. Как воспитать верующего ребенка. М.: Издательство Ковчег, 2016. 2. Библия. Новый Завет. Евангелие от Луки. Клин: Христианская жизнь, 2005. 3. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: ПСТГУ, 2012. 4. Ерофеева Е. Мы родом из детства. М.: ООО Издательская группа Фавор XXI, 2006. 5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1. 6. Карпинская Н.С. Художественное слово о воспитании детей. М.: Педагогика, 1972. 7. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном // Электронная библиотека Литмир URL: https://www.litmir.me/br/?b=49366&p=1 (дата обращения: 30.07.2018). 8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Русский язык, 1990. 9. Паустовский К.Г. Золотая роза. М.: Издательство «Э», 2017. 10. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 30.07.2018). 11. Пришвин М.М. Дневники // Электронная библиотека М.М. Пришвина URL: http://elsu.ru/prishvin.html (дата обращения: 31.07.2018). 12. Роуз С. Приношение православного американца. М.: Издательский Дом Русский Паломник, 2008. 13. Ушаков Д.Н. Толковый словарь // Толковый словарь Ушакова онлайн URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=29919 (дата обращения: 30.07.2018). 14. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Biografia.ru URL: http://www.biografia.ru/arhiv/93.html (дата обращения: 30.07.2018). 15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: https:// минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 30.07.2018).

Демчева Е.В.

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.