website builder

Социальная практика подрастающих поколений в становлении милосердного человека


Сегодня современное российское общество невозможно уже представить без благотворительности. Вектор, направленный на духовно-нравственное развитие, образование и воспитание личности приносит свои плоды. Еще недавно слова «благотворительность», «меценатство», «добровольчество», «милосердие» казавшиеся устаревшими, вышедшими из обихода, сегодня приобретают новую жизнь. Надо отдать должное старшему поколению, не растерявшему способность делиться, отдавать, жертвовать, порой даже самым последним, что есть у тебя. У людей, переживших тяготы непростых военных и послевоенных лет, осталась вера в человека, вера в Бога.

Для многих из них не стоит вопроса – «Нужно помочь или может, нет?», для них помощь – это потребность души, движение навстречу ближнему. И такие люди еще есть среди нас. Мы, современники, должны не просто этому учиться у них, мы имеем уникальную возможность этим напитаться. И, что очень важно, передать способность делиться и отдавать, без требования чего-то взамен, подрастающим поколениям. Сталкиваясь в образовательном процессе с системой воспитания подростков и молодежи, иногда приходится удивляться тому, что, имея представления о физиологических и психологических особенностях взрослеющего ребенка, мы очень часто пренебрегаем этими знаниями и только лишь пытаемся усмирить нескладную молодежь и поставить их в рамки, удобные для нас, взрослых.

Между тем, можно использовать особенности этого возрастного периода в благих целях и для самого ребенка, и для общества в целом. Ребенок, окончивший среднюю школу, попадает на следующую ступень обучения в очень непростой для себя период, который современные ученые называют сепарацией (лат. separatio – отделение, в психологии – отделение ребенка от родителей, от семьи). Отделение от родителей происходит как на психологическом, так и на физическом плане, ребенок буквально лишается привычного образа жизни, меняет место жительства, круг общения. Проблеме сепарации учащейся молодежи посвящены труды В.П. Дзукаевой, Т.И. Сытько, И.Е. Челядиновой, А.О. Широка. Исследователи отмечают нестабильность психологического состояния Залаутдинова С.Е. (Санкт-Петербург, Россия) молодых людей, проявление настойчивости в выражении своего мнения, поиск независимости и свободы. Учащиеся переживают нехватку эмоциональной поддержки и физической помощи.

Переживая процесс отделения от семьи, оказавшись в новом для себя качестве, ребенок проходит этап формирования самостоятельной личности. Задача педагогов помочь ему в этом становлении, учитывая основные базовые потребности молодого человека в данном периоде жизни. По мнению исследователей – психологов, физиологов и педагогов, подростку в период сепарации (некоторые ученые утверждают, что подростковый возраст современного молодого человека длится до 20-21 года) свойственно: отрицать авторитет своих родителей и людей старшего возраста; стремиться к проявлению самостоятельности; изучать свое физическое и психологическое состояние (самопознание); экспериментировать, примеряя на себя разные роли и прощупывая границы дозволенного; испытывать потребность в общении с противоположным полом; иметь принадлежность к той или иной группе. Учитывая особенности взрослеющего ребенка, целесообразно выстроить педагогическую работу со студентами, так, чтобы совместная образовательная и воспитательная деятельность преподавателя и студентов была направлена и на удовлетворение потребностей обучающихся.

О создании соответствующих ситуаций, благодаря которым человек реализует свои потребности, руководствуясь своими интересам, мы находим информацию в исследованиях социологов П. Бергера, Л. Витгенштейна, Т. К. Гирца, А. Шюца и других. Исследователи называют создание подобных ситуаций «социальной практикой» и отмечают благоприятное влияние на социализацию человека и преобразование социума посредством организованной деятельности в данном направлении. На современном этапе социальные практики успешно внедряются во многих учебных заведениях и выступают в качестве педагогической технологии. К использованию социальных практик для воспитания духовно-нравственных качеств в образовательных организациях стали прибегать сравнительно недавно, в основном в вузах педагогического и медицинского направления. При этом о воспитании милосердия упоминается не часто, что вполне объяснимо.

Становление милосердного человека на этапе взросления может оказаться затруднительным процессом, если изначально ребенок не был соответственно воспитан семьей. Научить милосердию практически невозможно, если у человека нет внутреннего душевного порыва к движению навстречу ближнему. Но,все же, можно попытаться начать двигаться в этом направлении через организацию социальной практики. Для организации социальной практики на базе образовательного учреждения необходимо соблюсти ряд условий: спланированная и структурированная деятельность под руководством педагога-наставника, направленная на преобразование социального пространства, помощь другим и реализацию собственных потребностей в соответствии с интересами обучающегося; деятельность, направленная на отработку определенной модели социального поведения студента; теория и практика взаимодополняемы; закрепление и осмысление осуществленной социальной деятельности.

Само понятие «социальная практика» может показаться незнакомым для студентов, более привычно для них слово «добровольчество», тем более, это понятие сейчас популярно и даже модно. Формирование добровольческого отряда из числа студентов позволит организовать социальную практику и реализовать потребности взрослеющих ребят: выбор направления деятельности, как учет личных интересов студентов; назначение наставника из числа молодых преподавателей или специалистов организаций-партнеров; делегирование ответственности за тот или иной этап работы – доверие и возможность проявления самостоятельности; возможность примерить на себя разные роли, проверить, испытать себя; общение с противоположным полом; присоединение к группе.

Для воспитания духовно-нравственных качеств и становления милосердного человека, необходимо грамотно выбрать направление добровольческой деятельности. Социальная практика предполагает деятельность в направлении решения социальных проблем. За обучающимся остается выбор, кому помогать: нуждающимся в больницах, престарелым, людям или детям с ограниченными возможностями, детям-сиротам, детям в приемных семьях, многодетным семьям, людям без определенного места жительства. Может случиться, что молодой человек изъявит желание попробовать себя в различных направлениях: уборка, мытье полов, окон; мелкий ремонт; приготовление еды; покупка продуктов; прогулка с детьми, ребенком; прогулка с больным или инвалидом; посещение для бесед, чтения; помощь в оформлении документов; координация по телефону; общая координация. Спектр социальной добровольческой деятельности широк и каждый может выбрать то направление, какое ему больше всего понравится, а может быть будет просто более легким и осуществимым с позиции возможностей и способностей самого добровольца.

В любом случае деятельность, направленная на решение проблем другого человека мало кого оставляет равнодушным. Важная роль отводится на период закрепления полученных навыков и осмысление осуществлённой социальной деятельности. На данном этапе необходимо провести мероприятие, в рамках которого студенты могли бы поделиться полученным опытом друг с другом и теми, кому еще только предстоит пройти практику, а также зачитать отзывы, полученные после прохождения практики от наставников и тех, кому они помогали. Преподаватели, осуществляющие работу в направлении добровольческой деятельности при вузах, отмечают положительное влияние социальной практики на духовно-нравственное воспитание студентов. Так же педагоги обращают внимание на то, что не все студенты готовы продолжать подобную социальную деятельность и большая часть студентов не готова в дальнейшем вступать в ряды постояннодействующих добровольцев, кто-то по причине не проявившегося интереса, кто-то по причине занятости.

Но единодушны организаторы практики в одном, что практически каждый обучающийся задумался о том, какое большое количество людей нуждается в чьей-либо помощи и что его собственные близкие и родные тоже нуждаются, пусть не всегда в помощи физической, но во внимании точно. Взгляд, обращенный в сторону своих близких, очень дорог и ценен для становления милосердного человека. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский сказал: «Важным побуждением к милосердию должно служить то, что оно весьма полезно для самих благотворителей, – оно укрепляет в них чувство человеколюбия и возвращается дающему с приращением».

Использованная литература 1. Бочкова Е.И. Социальные практики – как форма социализации // Организация работы с молодежью. – 2015. – № 4; URL: www.es.rae.ru/ovv/247-1098 (дата обращения: 16.07.2018). 2. Киселев М.И., Шаркова Т.И. Исторические предпосылки формирования понятий «милосердия» и «благотворительность» // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 613- 616. – URL https://moluch.ru/archive/66/11014/ (дата обращения: 06.10.2018). 3. Милосердие: реалии и тенденции в педагогике. Педагогическое добровольчество, новые пути – Сб. материалов II Международного форума «Милосердие» Санкт-Петербург 1 ноября 2015 г. / Ред.-сост. Козлова А.Г., Немчикова Л.А., Залаутдинова С.Е. – СПб.: Лингвистический центр «Тайкун», 2015 – 145 с. 4. Никитина Г.В. Социальная практика как педагогическое понятие [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 33-35.

Залаутдинова С.Е.

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.