Влияние инсценировки на духовность детей старшего дошкольного возраста



Влияние инсценировки на духовность детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст – этап становления самооценки, понимания нравственных норм, формирования представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре, становления навыков саморегуляции. Все это впоследствии будет определять поведение детей в более старшем возрасте (8).

Духовно-нравственное воспитание представляет собой приобщение к основам культуры в отношении к людям, обществу, природе и самому себе, формирование ценностного отношения к жизни с опорой на духовно – нравственные ценности чувства долга, справедливости, ответственности и другие ценности (4).

Под нравственностью понимается личностное свойство, которое включает множество качеств: доброту, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. Характеристиками духовности выступают бескорыстность, свобода, эмоциональность. Духовность является тем качеством, которое способно возвысить человека над собственными физиологическими и биологическими потребностями. К задачам духовно – нравственного воспитания применительно к детям старшего дошкольного возраста относятся формирование базовых представлений о добре и зле, воспитание уважения к окружающим (5, 9). Одним из эффективных средств формирования духовности в детском возрасте является инсценировка.

Инсценировка представляет собой сценическое оформление литературного текста. Для более полного понимания сущности инсценировки важно понимать ее отличия от постановки по мотивам произведения. В отличие от постановки по мотивам произведения, инсценировка не предполагает внесения в текст дополнительного смысла и изменения В ходе инсценировки важно наиболее точно воплотить замысел автора, сохранить идейный смысл, повторить сюжет и стиль произведения. Безусловно, в ходе инсценировки возможны изменения, которые в большей степени связаны с иной формой подачи материала (7). Эффективность использования инсценировки в период дошкольного детства обеспечивается спецификой ведущей деятельности ребенка в этом возрасте – игры. Инсценировке подлежат сказки, рассказы, былины. Сама привлекательность этих литературных жанров для детей так же обуславливает эффективность инсценировки. Инсценировка доступна пониманию дошкольника. Благодаря инсценировке композиция литературного произведения сюжет, в котором часто встречается противопоставление и борьба добра и зла, нравственные и безнравственные образы, язык произведения, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, становятся более яркими и понятными для восприятия детей.

Инсценировка как средство развития нравственных ценностей включена в программы «Развитие» и «Детство» и присутствует в виде отдельного пункта в соответствующем разделе. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» игры-инсценировки являются частью театрализованных игр и предлагают решение задачи формирования нравственных ценностей через чувствование и понимание эмоционального состояния героев литературных персонажей (5). Л. Волобуева и Е. Авилова подчеркивают, что для успешного формирования нравственных качеств необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к восприятию и осознанию нравственных ценностей, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к нравственным качествам у ребят было эмоционально положительным, и чтобы при необходимости дети были способны проявить данные качества в определенных ситуациях (2). Л.В. Артемова подчеркивает, что процесс инсценировки сам по себе имеет нравственную направленность. Механизм нравственной направленности инсценировки состоит в следующем. Любимые герои являются для детей образцами для подражания. Ребенок с интересом перевоплощается в образ любимого персонажа и, соответственно, добровольно перенимает и присваивает свойственные ему черты. Таким образом, участие дошкольников в инсценировке дает бесценный опыт нравственного поведения, опыт поведения, которое соответствует нравственным нормам. Тот факт, что положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются приводит к тому, что дети выбирают в качестве примера для подражания добрых, честных персонажей.

А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением (1). Сценические образы вообще являются обобщенными, благодаря обобщенности образа каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества (10). Р.С. Буре отмечает, что в процессе формирования нравственных ценностей, у детей старшего дошкольного возраста, особую роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения (3). Благодаря инсценировке осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Огромное влияние инсценировки на ребенка заключается в том, что восприятие произведение путем инсценировки приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, а также способно изменить общее восприятие ребенком действительности, способствует формированию новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. Именно в старшем дошкольном возрасте формируется соподчинение мотивов, умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что является основой для становления нравственной направленности личности (8).

С целью выявить влияние инсценировки на духовность детей старшего дошкольного возраста был проведен ассоциативный эксперимент и обобщение результатов с положительной тенденцией. Эксперимент представлял собой инсценировки 12 литературных произведений. Исследование было проведено в старшей и подготовительной группе детского сада. В ходе исследования были изучены видеоматериалы и физиогномика воспитанников. Было проведено анкетирование родителей и педагогического сообщества, которое показало, что инсценировки вызывают сильный эмоциональный отклик у дошкольников, дети с увлечением пересказывают сюжеты инсценировок, делятся своими положительными впечатлениями. Практически все дети любят сказки и рассказы. При этом, 50% родителей отметили, что не часто водят детей в театр, довольно редко обсуждают с детьми смысл сказок, рассказов, театральных постановок. Между тем, именно семья оказывает огромное влияние на духовно-нравственное развитие дошкольника. По результатам анкетирования выявлена необходимость сознательного участия семьи в духовно-нравственном воспитании детей. Ассоциативный эксперимент представлял собой устный опрос детей в отношении ассоциаций, которые вызывают у них такие слова, как «дружба», «добро», «зло», «уважение», «трудолюбие», «милосердие», справедливость», «уважение». Результаты ассоциативного эксперимента до начала проведения инсценировок подтвердили необходимость духовно – нравственного воспитания дошкольников. У детей имеются нечеткие представления о духовных ценностях. Наиболее понятной для детей оказалась категория «уважение». Практически все дети дали схожее определение уважения как «хорошее отношение к взрослым», «отсутствие грубости».

Добро дети понимают как хорошее поведение, умение делиться, жалеть. Зло определяют как грубость, драки, ложь. Справедливость дети понимают как «делить поровну». Наиболее трудными понятиями оказались понятия «милосердие», «трудолюбие». Для инсценировок были выбраны сказки «Моуха-Цокотуха», «Рукодельница и ленивица», «Крошечка Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка» (ценности милосердия и трудолюбие), «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» (уважение и послушание к родителям), «Теремок», «Зимовье зверей» (ценности дружбы и трудолюбия), «Бобовое зернышко» (забота о близком) (6). Результативность опыта применения инсценировки как средства воспитания духовности состоит в следующем. Ассоциативный эксперимент после проведения инсценировок выявил положительные тенденции, которые выражаются в том, что дети стали лучше понимать значение духовно-нравственных ценностей. Они запомнили и знают сказочные сюжеты. В своих ответах, при объяснении духовно-нравственных ценностей, они используют примеры из инсценированных сказок. Дошкольники научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства. Безусловно, воспитание духовности и нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте должно быть целенаправленным и систематическим, и инсценировки являются эффективным средством формирования духовности у детей.

Использованная литература

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. кн. для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.

2. Волобуева Л., Авилова. Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева: Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание. – 2007.-№3. – с. 88-91.

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада./ Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой – 2-е изд., испр и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

4. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Сост. Н. П. Шитякова, Т. Г. Феоктистова. Челябинск, 2002.

5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: для бакалавров : учеб. по направлению 050100 «Педаг. Образование» / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2015. – 460 с.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – «Речь», Петербург:, 2002.

7. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П., 2006.

8. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1975. – 239 с.

9. Потаповская О.М. Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений [ Электронный ресурс]/ О.М. Потаповская // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, 2012. – 22 с.

10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Гумерова Л.Х

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.