Религиозный туризм как одна из форм духовно-нравственного воспитания



Религиозный туризм как одна из форм духовно-нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание понимается как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей (1). В свою очередь под духовно-нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины (4). Но что такое «духовность» уже имеет множество толкований и описывается многими авторами по-разному. Само понятие «духовность» имеет несколько аспектов: религиозный, философский, культурологический, психологический, этнографический. То есть, можно говорить, что «духовность» – это некий комплекс ценностей, способности к нравственным переживаниям и чувствам, которые формируют человеческую личность и отвечают за его жизнь и поведение.

Духовно-нравственное воспитание не ограничивается исключительно лишь детским возрастным периодом, а под воздействием жизненного опыта, интеллектуального развития, способности к рефлексии и эмпатии продолжается на протяжении всей жизни. Что бы говорить о теме религиозного туризма, в первую очередь необходимо определить само понятие религиозный туризм, т.к. до сих пор существуют сложности в понимании этого определения и разведения понятий религиозный туризм и паломничество. Основное различие заключается в цели путешествия. Главное в религиозном туризме – знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всем этом рассказывается на экскурсии, которая является для туриста самым главным элементом путешествия. Посещая религиозные центры, путешественник необязательно должен быть верующим или принадлежать к данной конфессии.

Экскурсия может быть также частью и паломничества, но только не главной и не обязательной, а вспомогательной функцией. Главное в паломничестве – это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество – часть религиозной жизни каждого верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а то состояние, который царит в душе, духовное обновление, происходящие с православным христианином, если говорить о православном паломничестве. Удачную схему разделения туристов и паломников привел американский исследователь туризма В.Л.Смит, разделив обе категории путешествующих на противоположных полюсах оси и противопоставив тем самым духовную и светскую составляющие путешествия. Таким образом, на разных полюсах Смит ставит группы «благочестивые паломники» и «светские туристы» и выделяет дополнительно три переходных категории, отражающие степень заинтересованности путешественника духовной составляющей посещаемого места (6). В данном случае речь идет именно о религиозном туризме и «светских туристах», а не о паломничестве несмотря на то, что в российском законодательстве подобное разграничение понятий отсутствует. Интересно еще одно определение религиозного туризма, которое дает заведующая первой в стране кафедры религиозного туризма Российской международной академии туризма Инга Брандт: «В более широком смысле религиозный туризм – это религиозное просвещение туристов, первое знакомство с религией, в нашем случае (поскольку мы православная кафедра) – первое знакомство с православием и православной культурой, воспринимаемой не только с культурологической, но, в первую очередь, с духовной стороны» (7).

В последние десятилетия религиозный туризм развивается быстрыми темпами и по мнению экспертов является самым перспективным видом туризма в 21 веке. Религиозный туризм предполагает посещение как действующих, так и не действующих храмов, монастырей, культовых историко – архитектурных комплексов, музеев, имеющих экспозиции посвященные религии, участие в религиозных церемониях в качестве зрителя. Помимо этого, туристы во время таких путешествий знакомятся с природными ландшафтами, другими музеями, не имеющие религиозных экспозиций, местной гастрономией, посещают праздничные и спортивные мероприятия, магазины, занимаются пляжным отдыхом, если это возможно.

Благодаря туризму, человек получает опыт сотрудничества, сопричастности с местом, в котором он пребывает, с проживающим там народом, культурой, религиозными традициями, что способствует принятию как собственной идентичности, так и пониманию людей другой культуры и конфессии. На территории Российской Федерации расположено большое количество православных женских и мужских монастырей (до октябрьской революции, только на территории России их насчитывалось свыше четырехсот) (2), церквей и храмов, религиозных объектов других конфессий, сакральных ландшафтов и т.п., которые являются объектами религиозного туризма. Большинство из этих объектов вызывают неподдельный интерес как у российских граждан, так и у иностранных туристов. В Санкт-Петербурге находятся разнообразные объекты, входящие в маршруты путешественников, интересующихся религией. Александро-Невская лавра – первый монастырь в городе, основанный еще Петром I и крупный духовный центр России. В Благовещенском храме монастыря находится гробница А.В. Суворова, а в Троицком соборе покоятся мощи князя Александра Невского. На территории монастыря размещается Некрополь XVIII века, где покоятся известные люди России: М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, К. Росси, А.Н. Воронихин, И.Е. Старов и т.д. и кладбище мастеров искусства. От Лавры начинается знакомство с религиозными местами Санкт-Петербурга. Как никакой другой город России Санкт-Петербург многоконфессионален. Основатель города Петр I с самого начала приглашал сюда иностранных специалистов в самых разных областях и поэтому со временем в городе стали возводится церкви других направлений христианства, а ближе к XX веку были построены синагога, дацан и мечеть. Для туристов и жителей города проводятся экскурсии по храмам различных конфессий как для взрослых, так и для детской аудитории. Такое знакомство с другими религиозными направлениями может стать основой для воспитания межкультурной толерантности, принятия и уважения ценностей людей иных конфессий. Проблема межкультурного взаимодействия, осуществляемого с позиции диалога культур чрезвычайно важна в современных условиях. Из Санкт-Петербурга начинаются многие религиозные маршруты по северо-западу страны.

Огромное впечатление производят на туристов расположенные на островах Ладожского озера два мужских православных монастыря: Коневский Рождество-Богородичный и Валаамский. Сама дорога к монастырям по земле и по воде Ладожского озера, ожидание увидеть эти святые места пробуждают в душах путешественников немалые переживания. Православная архитектура в сочетании с неповторимой северной природой, история основания и жизни монастырей на протяжении нескольких столетий поражают воображение путешественников. Туристический маршрут из Санкт-Петербурга в Псков и Печоры или Псков и Пушкинские горы помимо осмотра самого Пскова включает в себя знакомство с несколькими монастырями Ленинградской и Псковской областей. Основные из них: Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, построенный в XII веке и на протяжении многих веков служивший проводником православия на псковских землях. Монастырь известен уникальными фресками домонгольского периода, сохранившимися в главном соборе монастыря Спасо-Преображенском.

Печорский Свято-Успенский монастырь, основанный в 1473 году, единственный монастырь на территории России, который никогда не прерывал свою духовную миссию. За все время существования монастырь собрал огромные художественные и исторические ценности: кубки, чаши, кресты, среди которых золотой крест, изготовленный в 1790 году, плащаница, подаренная монастырю Борисом Годуновым и т.д. Печорский монастырь известен своими пещерными захоронениями, где покоятся тела монахов. Как и большинство православных монастырей в России, Печорский монастырь выполнял функцию не только духовную, но и служил оборонительным сооружением, охраняя границы княжеств на дальних подступах. Оборонительная задача выполнялась Печорским монастырем и после объединения отдельных русских княжеств в единое государство. Петр I приказал укрепить монастырь дополнительными рвами и бастионами, благодаря чему в 1703 году шведы не смогли его захватить. Свято-Успенский Святогорский монастырь в Пушкинских горах, основанный Иваном Грозным в XVI веке, известен в первую очередь тем, что стал местом последнего упокоения А.С. Пушкина. Сюда постоянно приезжает множество туристов почтить память великого поэта и прикоснуться к местам столь значимыми для русской культуры. Построенный на горе монастырь является архитектурной и духовной доминантой этих мест. Надо отметить, что при посещении православных религиозных памятников даже не столь известных как перечисленные монастыри, обращает на себя внимание удивительно удачное расположение монастырей и храмов. Строители, даже небольших деревенских церквей, всегда очень умело вписывали постройки в природный ландшафт. Это всегда была или возвышенность, или излучена реки, поворот дороги, берег озера.

Чувство «эстетики места» присутствовало у строителей, хотя нередко это были люди, не имеющие специального архитектурного образования, но обладающие чувством гармонии. Подъезжая или подходя пешком к храму или монастырю, человек издали ощущал значение места, к которому приближался. Вологодская область еще одна территория северо-запада России, куда организуются путешествия с религиозными целями. На территории национального парка «Русский север», расположенного на севере вологодской области находится сеть православных монастырей, которые сыграли заметную роль в российской истории. Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в XIV веке на берегу Сиверского озера преподобным Кириллом Белозерским известен своими подвижниками и теми событиями истории, которые не обошли монастырь стороной. История монастыря связана с такими персонами как Елена Глинская, Василий Темный, Иван Грозный, низложенный в 1666 году патриарх Никона и другими. Недалеко от Кириллова находится знаменитый Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь, основанный одновременно с Кирилловским монастырем святым Ферапонтом. Главная историко-культурная ценность монастыря – уникальные фрески Дионисия, самого известного художника рубежа XV-XVI веков московской иконописной школы.

В 2000 году монастырь был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще один монастырь, расположенный на территории национального парка – Воскресенский девичий Горицкий монастырь был основан теткой Ивана Грозного княгиней Ефросиньей Старицкой. Монастырь долгие годы служил местом ссылки знатных русских женщин: Анна Колтовской, Марии Нагой, Ксении Годуновой и других. С 1999 года в монастыре возрождена монашеская жизнь. Нило-Сорская пустынь, расположенная в 15 км от Кириллова основана в 1480 – е годы и считается зачинателем скитского жития на Руси. Помимо религиозных объектов на территории национального парка расположены природные объекты. В 6 км от г. Кириллова находится гора Маура, где произрастают редкие виды растений семейства орхидных. На вершине горы находится поклонный крест и часовня в память о преподобных Кирилле и Ферапонте Белозерских. С вершины горы видны Кирилло-Белозерский монастырь, Горицкий монастырь, а также открывается потрясающий вид на реку Шексну и пристань, куда причаливают теплоходы с туристами. Самая высокая гора на территории национального парка – Цыпина гора находится в 4 км от Ферапонтова. На горе произрастают многие редкие и исчезающие растения.

уникален своей пейзажной привлекательностью. На одной из вершин горы в XIX веке стояла часовня, посвященная Александру Невскому, которая была разрушена в начале XX века и сейчас на этом месте – памятный крест. Имеются в национальном парке и другие природные объекты. Сочетание северной природы и уникальных по красоте и духовной, исторической значимости объектов никого не оставляет равнодушным. На территории России находится много мест, которые уже являются объектами религиозного туризма или могут стать ими в будущем. Многие туристы, принявшие участие в поездках по религиозным местам, духовно и эмоционально преображаются, решив для себя свои нравственные вопросы.

Религиозный туризм важен для различных возрастных категорий, т.к. духовно-нравственное воспитание происходит на протяжении всей человеческой жизни. Но в детском возрасте, когда только идет процесс формирования личности – это особенно важно, так как дает возможность еще в ранние годы заложить в душе основы нравственности, милосердия, терпимости, чувства прекрасного и уважения к историческому прошлому.

Использованная литература 1. Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода //Вестник УРАО, №1. 2008, с. 26-27. 2. Даринский А.В. Русские православные монастыри России как объекты туризма //Труды Академии туризма. Вып. № 1, СПб, 1995, с.123-130. 3. Житинев С.Ю. Паломничество и религиозный туризм: культурологический, краеведческий и образовательные аспекты //5-е всероссийские краеведческие чтения (Москва – Владимир, 27-18 мая 2011), М., 2012. 4. Хаблиева А.Т. Духовно-нравственное воспитание на уроках осетинской литературы // Научные проблемы гуманитарных исследований. № 12. 2009, С. 103-108. 5. Христов Т.Т. Религиозный туризм. М.: Академия; 2005. 6. Smith V.L. The Quest in Guest //Annals of Tourism Research. 1992. Vol.19, pp. 1-17. 7. Брандт И. Религиозный туризм – это паломничество для «чайников». URL: http: //www.religare.ru/2_52210.html (20.08.2018).

Тишкина А.Г.

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.