website builder

Темперамент как фактор адаптации к детскому саду


Когда дети приходят в дошкольное учреждение, они проводят много часов в атмосфере, отдалённой от дома и родителей. В детском саду они должны приспосабливаться к новым требованиям, новым взрослым – воспитателям и помощникам воспитателя, а также к другим детям. Они должны учиться новым правилам поведения в группе, новым по своему характеру взаимоотношениям с другими детьми и с взрослыми в новых для них ситуациях общения.

Качество и скорость адаптации к детскому саду у детей крайне разнообразны. Это зависит от достаточно большого числа факторов. Например, Н.А. Волобуева с соавторами пишут о том, что в данном процессе особое значение приобретают такие факторы, как биометрические (особенности соматического развития ребёнка на ранних этапах онтогенеза, состояние здоровья), социокультурные (характер семейных взаимоотношений, социальноэкономический статус семьи).

Сам же процесс адаптации проявляется, прежде всего, в способности ребёнка эффективно взаимодействовать с детьми и взрослыми в условиях детского сада, развиваться в организованной игровой деятельности. Для каких-то детей адаптация к детскому саду проходит легко, и они чувствуют себя там комфортно и уверенно с первых дней. Для других – адаптация не является простой и им тяжело приспосабливаться.

Таким детям необходимо время, и первые недели их пребывания в детском саду часто полны душевного волнения и, потому они бывают, склонны к уединению. Все перечисленные явления обусловлены таким образованием индивидуальности, как темперамент. Биологически обусловленные предпосылки темпераментальных характеристик развивающейся личности ребёнка не существуют изолированно, они также формируются в процессе общения и взаимодействия, в том числе, и в условиях детского сада, и в условиях семейного окружения. Темперамент описывает индивидуальный стиль поведения, иначе говоря, «как» ведёт себя индивид. Эти характеристики могут быть видны в детях, когда они играют с друзьями, когда выполняют небольшие поручения, или что-то мастерят, и даже когда они смотрят телевизор. Мы знаем, что темперамент имеет биологическое происхождение (то есть, заложен самой природой, генами), он проявляется уже на ранних этапах жизни и остается с нами навсегда.

Когда дети приходят в дошкольное учреждение, они проводят много часов в атмосфере, отдалённой от дома и родителей. В детском саду они должны приспосабливаться к новым требованиям, новым взрослым – воспитателям и помощникам воспитателя, а также к другим детям. Они должны учиться новым правилам поведения в группе, новым по своему характеру взаимоотношениям с другими детьми и с взрослыми в новых для них ситуациях общения.

Качество и скорость адаптации к детскому саду у детей крайне разнообразны. Это зависит от достаточно большого числа факторов. Например, Н.А. Волобуева с соавторами пишут о том, что в данном процессе особое значение приобретают такие факторы, как биометрические (особенности соматического развития ребёнка на ранних этапах онтогенеза, состояние здоровья), социокультурные (характер семейных взаимоотношений, социальноэкономический статус семьи).

Сам же процесс адаптации проявляется, прежде всего, в способности ребёнка эффективно взаимодействовать с детьми и взрослыми в условиях детского сада, развиваться в организованной игровой деятельности. Для каких-то детей адаптация к детскому саду проходит легко, и они чувствуют себя там комфортно и уверенно с первых дней. Для других – адаптация не является простой и им тяжело приспосабливаться.

Таким детям необходимо время, и первые недели их пребывания в детском саду часто полны душевного волнения и, потому они бывают, склонны к уединению. Все перечисленные явления обусловлены таким образованием индивидуальности, как темперамент. Биологически обусловленные предпосылки темпераментальных характеристик развивающейся личности ребёнка не существуют изолированно, они также формируются в процессе общения и взаимодействия, в том числе, и в условиях детского сада, и в условиях семейного окружения. Темперамент описывает индивидуальный стиль поведения, иначе говоря, «как» ведёт себя индивид. Эти характеристики могут быть видны в детях, когда они играют с друзьями, когда выполняют небольшие поручения, или что-то мастерят, и даже когда они смотрят телевизор. Мы знаем, что темперамент имеет биологическое происхождение (то есть, заложен самой природой, генами), он проявляется уже на ранних этапах жизни и остается с нами навсегда.

Согласно исследованиям, проведённым Е.Б. Шалонько, темперамент оказывает существенное влияние на характер установления межличностных отношений ребёнка. Автор использовала родительский опросник А. Томаса и С. Чесс, где выделены такие характеристики темперамента, как активность, интенсивность, ритмичность и настроение. В частности, было выявлено, что наиболее благоприятно адаптация к детскому саду протекает у детей с высокими показателями активности и интенсивности. Иными словами, чем больше предметных действий производит ребёнок, чем в большее число контактов со сверстниками он вступает, тем быстрее и эффективнее он осваивает новую для себя ситуацию.

Примечательно, что интенсивность как свойство темперамента также играет важную роль в принятии ребёнка сверстниками. Сейчас все больше говорится о необходимости дифференцированного подхода к каждому ребёнку при его обучении и развитии, о необходимости учёта его индивидуальных возможностей и способностей, в том числе и его типа темперамента. Особенно важно признавать индивидуальные различия темперамента, когда у ребёнка есть проблемы обучения или внимания. И потому нужно учиться устанавливать причины этих проблем в поведении детей, основываясь на характерных чертах темперамента, и, конечно же, их корректировать. Но не нужно полагать, что это требование относится исключительно к воспитателям. Это относится и к родителям. Особое значение имеет отношение родителей к своим детям. Ведь кто, как не родные мать и отец, знают своего ребёнка лучше, чем кто-либо. И именно родители обязаны помогать сыну или дочери ладить в коллективе, привыкать к новым обстоятельствам, требованиям. Родители могли бы попытаться помочь ребёнку признать и понять его собственный темперамент, ведь только они хорошо знают, как их отпрыск отвечает на вызовы, на новый опыт, на рутину и на ежедневное взаимодействие с другими людьми.

Только при внимательном отношении к ребёнку, родители сами могут определить, какой тип темперамента у него, в соответствии с его привычками есть, и спать, с реакциями на новые ситуации и по его общению с людьми. Родители не должны удивляться или разочаровываться темпераменту своего ребёнка. Вместо этого, они обязаны принимать его таким, каков он есть, и изучать его вкус, склонности, неудовольствие. Это поможет родителям налаживать контакт и развивать взаимосвязь с их ребёнком, изучить возможные способы отвечать на его индивидуальный стиль поведения. Научить сознавать собственное поведение – первый шаг, чтобы изменить само поведение, следовательно, необходимо говорить с ребенком о его темпераменте в контексте детского сада. Необходимо помочь ему понять, чего ожидают от него в детском саду, а чего можно ждать от него дома, и как его собственный темперамент затрагивает его личные чувства и поведение, и чувства и поведение остальных людей. Для этого нужно говорить с ребёнком о ситуациях, произошедших с ним в детском коллективе, ситуациях, которые вызвали у него проблемы.

Такие беседы помогут ребёнку предвосхищать и предотвращать различные неприятности и сложности. И, конечно же, необходимо сотрудничество родителей с воспитателем. Очень важно, чтобы педагоги признавали индивидуальные различия в темпераментах детей, что позволяло бы успешнее управлять, манипулировать детским коллективом. Желательно, чтобы педагогом велась работа с родителями, было бы сотрудничество, доверительный контакт, и это тоже даёт возможность целостного представления линии поведения по взаимодействию с тем или иным ребёнком. Как родители, так и педагоги, часто ошибаются в мотивации поведения ребенка, оценивая тот или иной его поступок. Но когда взрослые допускают, что поведение отражает индивидуальные различия темперамента, тогда становится понятнее его мотивации и способы коррекции поведения ребёнка. Знание особенностей типов темперамента помогает воспитателю преобразовывать поведение того, или иного ребёнка, применяя различные комбинации между ребёнком и ситуацией. Например, дети с большей энергией, чем другие, могут нуждаться в частом отдыхе. Тогда педагогу нужно строить совместную образовательную деятельность, учитывая и этот момент, давая таким детям возможность менять виды деятельности, расслабляться и чаще отдыхать. Когда родители и педагоги понимают поведение ребенка с учётом типа его темперамента, они предполагают способ воздействия на его поведение.

Для воспитателей это может означать изменение организации некоторых видов совместной деятельности. Для родителей это может означать изменение семейной ежедневной рутины, самой атмосферы домашнего очага, что позволило бы создать для ребенка правильный и умный настрой для его поведения, построить комфортное и спокойное пространство, и уделить время для того, чтобы пообщаться с собственным ребёнком, поиграть, выполнить какую-то позитивную работу. И это понимание темперамента, как родителями, так и воспитателями, в конечном итоге позволяет проектировать дальнейшее поведение ребенка с направленностью на успех в дошкольной и школьной деятельности, и в дальнейшей жизни в целом.

Анисимова Е.А., Дорохова Н.Е., Туренко В.И

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.