Геологи рассказали, что необходимо для переворота полюсов Земли

Переворот оси Земли произойдет после того, как сила магнитного поля планеты упадет еще на 90%, что может случиться уже в ближайшие несколько столетий, заявляют физики из Франции и Дании.

"Сила поля Земли слабеет на протяжении последних трех тысяч лет. Если она продолжит падать и в будущем, мы достигнем критической точки меньше чем за тысячелетие", — рассказывает Николя Тувени (Nicolas Thouveny) из Европейского центра геонаук в Экс-де-Провансе (Франция), чьи слова приводит сайт европейской инициативы Horizon-2020.
Положение полюсов и то, куда указывает стрелка компаса, не всегда было таким, как сегодня. Периодически, примерно раз в 450 тысяч или миллион лет, Северный и Южный полюсы Земли меняются местами, следы чего ученые обнаружили в структуре древних глин и вулканических пород. Такие изменения бывают как кратковременными, так и постоянными, передает РИА Новости.

К примеру, после последнего временного сдвига оси, что произошло около 40 тысяч лет назад, северная стрелка компаса указывала на современный Южный полюс. Кроме того, примерно 780 тысяч лет назад полюсы постоянно были направлены в эти стороны, а впоследствии их положение резко поменялось.

Два года назад геологи из Университета Рочестера (США) совершили удивительное открытие. Им удалось обнаружить крайне необычную магнитную аномалию на территории ЮАР у берегов реки Лимпопо, где сила магнитного поля резко падала несколько раз и снижалась до критически низких значений в XIII-XVI веках нашей эры.

Это впервые указало на то, что перевороты полюсов Земли происходят не случайным образом, а в особых точках с аномальными свойствами, где породы мантии близко подходят к поверхности и при этом мешают нормальному круговороту вещества в ядре планеты. Наблюдения за подобной точкой в ЮАР показывают, что этот процесс уже мог начаться в недавнем прошлом.

Тувени и его коллеги выяснили, до какой силы должно ослабнуть поле Земли для подобного переворота, изучая образцы древних вулканических пород, извлеченных со дна моря у берегов Италии и у острова Гваделупа в Карибском море.

Эти отложения, как отмечают исследователи, непрерывно формировались на протяжении последних пяти миллионов лет, что позволило им проследить за флуктуациями в силе поля и тем, в какую сторону были направлены его полюсы.

Для этого ученые замеряли, как много радиоактивного бериллия-10, возникающего в атмосфере в результате взаимодействия космических лучей и углерода, присутствует в каждом слое этих пород. Соответственно, чем больше этого вещества присутствовало в выбросах вулканов, тем слабее было поле, препятствующее проникновению "гостей" из космоса.