Ландшафтное образование и практическая деятельность в регионе Восточной Балтии: состояние, проблемы, возможности



Ландшафтное образование и практическая деятельность в регионе Восточной Балтии: состояние, проблемы, возможности

Регион Восточной Балтии включает прибалтийские государства, Финляндию и северо- западную оконечность Российской Федерации, куда входит и Санкт-Петербург. У этого региона есть ряд специфических характеристик, ландшафтно-климатических, демографических и по структуре городов. Регион привлекателен для туристов, здесь организовывают отдых молодежи за границей http://smapse.ru/catalog/program-37/. Несмотря на наличие таких обладающих прочными традициями институтов как Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет, имеющий долгую историю в области преподавания ландшафтной архитектуры, в этом регионе существует ряд проблем как в практической, так и образовательной областях.

Деятельность в этой области отмечена рядом проблем. В большинстве университетов соответствующие курсы малы по объёму и были (как в случае прибалтийских государств) созданы или возобновлены на протяжении последних 20 лет. Все страны региона испытывают трудности с набором студентов (в связи с малой осведомлённостью публики о ландшафтной архитектуре как дисциплине и незаметностью ее в общественном пространстве, а также уменьшающейся ролью образовательных учреждений из-за сокращения населения) и их трудоустройством после обучения.

Соответствующая профессиональная деятельность в этих странах (включая Финляндию и Россию) развита слабо, и профессиональные объединения и союзы ландшафтных архитекторов проигрывают в соревновании, скажем, с архитектурными объединениями (во всех странах не достаёт непосредственной практики, мало крупномасштабных проектов, обществу не хватает осознания ландшафтной архитектуры как науки и знаний о соответствующих профессиях). Во многих случаях учебные программы были изначально структурированы в соответствии со старыми образовательными моделями, отмеченными влиянием советских традиций. Хотя ECLAS (ЕСПЛА - Европейский совет по преподаванию ландшафтной архитектуры) до сих пор не имеет формализованной региональной структуры, в 2010 была выдвинута инициатива разработки местного проекта, направленного на укрепление сектора ландшафтного образования в названном регионе. Сеть школ ландшафтной архитектуры стран Восточной Балтии (EBANELAS) включает все учебные заведения (отделения), где преподаются полные программы или курсы внутри архитектурных программ в Финляндии, в Санкт-Петербурге и в трёх странах Балтии (Эстония, Латвия, Литва).

Шведский аграрный университет в Уппсале (SLU Uppsala) примкнул к этой программе в качестве наставника, отчасти потому, что его преподаватели серьёзно участвуют в проектах и поддерживают этот регион или сами оттуда родом. Пользуясь фондами региональной программы Nordplus, которая поддерживает образовательные программы, группа преподавателей (по двое из каждого образовательного учреждения), начиная с 2012 г., собиралась дважды в год, посещала учебные заведения (факультеты), где работают члены группы. Был проведён первый сравнительный анализ структур образовательных программ, пользуясь руководством ECLAS (ЕСПЛА) по ландшафтному образованию как опорным документом. Этот анализ оказался очень полезным и выявил заметное расхождение между структурами программ обучения.

Одним из различий между большинством учебных заведений и Шведским аграрным университетом является фрагментарная структура его курса, состоящего из меньших отдельных курсов по 2-3 зачётных единицы ECTS в каждом (в соответствии с European Credit Transfer System - общеевропейской системой переводных оценок в каждом семестре студент должен получить 30 зачётных единиц), в то время как в других странах приняты более интегрированные курсы. Университетские структуры также иногда также препятствуют созданию более длинных целостных курсов в связи с большим количеством курсов, читаемых другими преподавателями. Одна из следующих задач группы - выявить, как можно усилить регион за счёт кооперации и сотрудничества, обмена преподавателями, использования интернет-ресурсов, а также реструктуризации учебных программ.

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.