«Креативный класс» – новая категория общества



«Креативный класс» – новая категория общества

"Креативный и инициативный работник, который ищет место в консалтинге", - так описывает себя Клод. "Креативный работник 2.0, который доступен для удаленной работы", - говорит о себе Грегуар. В профессиональных социальных сетях типа Linkedin таких "креативщиков" легион.

Десять лет назад Великобритания стала первой страной, которая дала им официальное определение. Креативные сферы промышленности опираются на "индивидуальные творческие способности, умения и талант, а также обладают потенциалом для создания богатств и рабочих мест путем производства и использования интеллектуальной собственности" (Министерство культуры, информации и спорта, 2001 год), отмечает сайт Métropolitiques.
Креативщики как новые дворяне

В то же самое время по другую сторону Атлантики Ричард Флорида (Richard Florida) выпустил книгу "Подъем креативного класса", которая сейчас отмечает свое десятилетие выходом обновленной версии. "Всем тем, кто принимает решения в экономике, совершенно необходимо прочитать ее", - пишет Дилан Джонс-Эванс (Dylan Jones-Evans) в The Wales Online. Дело в том, что основную мысль этой книги можно свести к следующей фразе: "Доступность творческих людей значит для современных предприятий то же самое, что доступность угля и железа для черной металлургии".

По его словам, 30% американцев входят в число "креативных работников", к которым относятся ученые, инженеры, архитекторы, дизайнеры, артисты... "То есть, все люди, задача которых заключается в создании новых идей, новых технологий и творческого контента", - пишет он. Business Insider идет еще дальше и отмечает, что подъем этого класса объясняется протестом молодежи против финансовой системы Уолл-стрит. Эта молодежь пытается выразить себя в повседневной работе и стремится не только к большей зарплате. "В офисах можно все чаще встретить татуировки и пирсинг, потому что мозг важнее внешнего вида", - пишет Эшли Луц (Asley Lutz).

Как отметил сам Ричард Флорида в интервью The Seatle Times, экономический кризис стал поворотным моментом для этой категории работников, так как пролил свет на ограничения фордизма, который рассматривал сотрудников как материал для строительства домов с помощью ипотечных финансов. По его словам, «пузырь лопнул», и прийти в себя мы сможем только через одно или два поколения. Но пока что "мы разобщены. И рабочие не скрывают злости при виде преимуществ и престижа креативщиков". К этим преимуществам можно отнести в том числе и занятость: экономический кризис затронул креативщиков вдвое меньше тех, кому приходится работать своими руками...

Развитие творческого направления в университетах

Если креативщики воплощают в себе будущее предприятий (в 2010 году в парижском регионе на них уже приходилось 3% всех рабочих мест), почему у нас не уделяют больше внимания творческой подготовке? Именно такой вопрос поставил перед собой крупный производитель ПО Adobe. Как следует из обнародованного компанией в начале июля исследования, 78% сотрудников полагают, что креативность - это залог экономического роста, однако 80% из них уверены, что от них прежде всего требуется производительность, а не творческий подход.

Половина всех сотрудников говорят, что на работе им предлагают быть креативными, но лишь 31% полагают, что действительно используют свой потенциал. Треть работников отмечают, что им не хватает времени на размышления и что им нужно время на создание новых концепций. Как, например, в поисковом гиганте Google, который один день в неделю позволяет сотрудникам работать над проектами по собственному выбору... Эта инициатива дала компании половину всех созданных в ней разработок.

Тем не менее, вина лежит не на одних предприятиях. В 2007 году эксперт по образованию Кен Робинсон (Ken Robinson) отметил, что школы не в состоянии выявить и тем более развить таланты своих учеников. По его словам, "людей учат так, чтобы они отказались от творческих задатков".

С таким мнением согласен и Ричард Флорида. Он считает, что школа по сей день отвечает на поставленную в XIX веке задачу: задачу по подготовке рабочих. Кроме того, он отмечает, что в городах с инновационными университетами дела обстоят заметно лучше: "Главное - вложить средства в университеты. Основное отличие между Портлендом и Сиэтлом (колыбель Boeing, Microsoft, Amazon и Starbucks, прим. ред.) заключается в том, что в последнем существует образовательное учреждение международного уровня".

Советы для креативщиков

Если вы уже окончили университет (в Сиэтле или где-то еще), не волнуйтесь: вы все еще можете развить в себе творческую жилку. Ричард Флорида отметил три ключевых момента креативности на предприятиях: индивидуальность (она позволяет вам выделиться на фоне других), заслуги (стремление упорно и хорошо работать) и открытость к окружающим (для создания приятной для всех атмосферы).

Хотя писатель Рита Мэй Браун (Rita Mae Brown) говорила, что "креативность рождается из доверия: доверяйте своим инстинктам", предлагаем вам еще несколько полезных советов от Jackson Free Press:

- Будьте любознательны. Задавайте себе простые вопросы, например: "Как я бы мог упростить этот процесс?" Затем остается лишь собрать воедино кусочки мозаики.

- Будьте организованны. Вдохновение не приходит просто так. Выделяйте себе время (например, 15 минут в день), чтобы поразмышлять о ваших проектах или занимающих вас вопросах, не думайте исключительно о производительности.

- Воспринимайте каждый проект как полезный опыт. Как говорится, на ошибках учатся...

- Не бойтесь неизвестности. Быть креативным значит не знать, как в дальнейшем будет развиваться проект или какую новую технику придется изучить.

Морган Бурван (Morgan Bourven). РИА Новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.