Частные вузы могут помочь государству в реализации инноваций



Частные вузы могут помочь государству в реализации инноваций

Частные вузы имеют сейчас право принимать участие в конкурсах на получение госфинансирования. Судя по данным мониторинга качества приема в негосударственные вузы 2011, проведенного НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, шансы победить в конкурсе есть у нескольких десятков негосударственных вузов. О роли в их работе госфинансирования в интервью РИА Новости рассуждает ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Сергей Эдуардович Зуев.
- Сергей Эдуардович, частные вузы будут участвовать сейчас в конкурсах на получение госфинансирования. Будет ли - и какой - им от этого "прок"?

- Конечно, "прок" будет.

Во-первых, уже сам факт благожелательной поддержки государства для таких вузов, как наш, - это определенный статус. Во всяком случае - для тех, кто традиционно отождествляет "государственное" с "качественным". Также это обеспечит вузу относительную финансовую стабильность. Конечно, средств, которые выделяются на обучение бюджетного студента, совершенно недостаточно, чтобы дать действительно качественное образование, однако это уже что-то, с чего можно начать делать дальнейшие шаги.

Во-вторых, группа хорошо подготовленных бюджетных студентов для любого частного вуза - это те, за кем будут тянуться остальные, что уже на стадии отбора позволит применить более высокие критерии. Особенно к поступающим в бакалавриат.

Наконец, в-третьих, поддержка государства дала бы нам возможность реализовать некоторые проекты, интересные всем. Например, наш университет (а равно и Европейский университет в Санкт-Петербурге, Российская школа экономики в Москве) сейчас занимаются обучением магистров и аспирантов. Но мы бы хотели создать и программы бакалавриата, построив их на базе международных стандартов, что значимо для нашей образовательной системы в целом. В нынешней ситуации это сложно. Большая четырехлетняя программа требует серьезных вложений, в том числе финансовых, расширения помещений, большего числа преподавателей. Наличие некоторого количества бюджетных мест нас бы "подстраховало".

- А что негосударственные вузы могли бы дать государству? Ведь пока они в большей степени ориентированы "на рынок"?

- Лучшие негосударственные вузы - Европейский университет в Санкт-Петербурге, Российская экономическая школа, Московская высшая школа и ряд других - имеют, как правило, намного больше возможностей реализовывать различные инновационные образовательные проекты. Уже сейчас во многих частных вузах образовательный процесс тесно связан с исследовательской и проектной работой - то есть активно развивается как раз в том направлении, которое государство объявило приоритетным. Большинство наших преподавателей одновременно являются исследователями, ведут консалтинговые проекты. И это понятно - хороший частный университет, относительно небольшой по масштабам, с заметным международным брендом, исключительно взвешенно относится к своей кадровой политике.

Кроме того, негосударственные вузы, на мой взгляд, могли бы предложить образование, не просто соответствующее стандартам третьего поколения, но и образование, экспериментально исследующее возможности следующего шага с учетом лучших международных образцов.

Если нам удастся открыть бакалавриат, мы будем ориентироваться на формат liberal arts, когда человек может получать образование сразу по двум или трем разным направлением (так называемые majors и minors). Эта схема обеспечивает кругозор, высокую адаптивность к изменениям, умение работать с самой разной информацией. Я не думаю, что многие в России могут реализовать такую программу.

Лучшие частные вузы, как правило, имеют очень хорошие международные связи. Если бы государство оказывало нам поддержку, эти связи можно было бы использовать не только в интересах вуза, но в и интересах более широкого круга участников. Это касается того, какие стажировки можно организовать, каких специалистов пригласить из-за рубежа преподавать и вести исследования.

- Возможно, государство могло бы не только выделять бюджетные места?

- Да. Я считаю, в первую очередь следует поддерживать исследовательскую и проектную деятельность. В некоторых негосударственных вузах работают хорошие и в силу своей мобильности очень эффективные исследовательские коллективы.

А что касается бюджетных мест, мне вообще странна дискуссия о том, можно ли бюджетным студентам учиться в негосударственном вузе. Существует процедура государственной аккредитации. Все вузы дают дипломы государственного образца. Какая разница, какова форма собственности вуза?

Еще одна проблема, которая касается не только негосударственных вузов, но всех, занимающихся в первую очередь магистратурой - технические сложности набора. Сейчас даже в самых лучших вузах (это относится к небольшим по масштабам университетам, в которых еще нет собственного бакалавриата) конкурс на магистерские программы относительно невелик. Связано это с тем, например, что до сих пор существует проблема с отсрочкой от армии. Если человек поступает в магистратуру в своем вузе, военкомат не задает ему никаких вопросов. Если в другом - можно оказаться в армии. И это несмотря на то, что магистратура была задумана как средство увеличения академической мобильности...

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), РИА Новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.