Авторынок: штиль перед бурей?



Авторынок: штиль перед бурей?

Cворачивание программ господдержки отечественного автопрома и опасения очередного финансового кризиса заставляет некоторых экспертов пересмотреть прогнозы по темпам восстановления авторынка. Сами дилеры пока не видят повода для паники.

В июне 2011 года завершилась программа утилизации старых автомобилей. Это привело к некоторому снижению темпов продаж. Однако эксперты утверждают, что их прогнозы рынка на этот год все равно сбываются. «Несмотря на снижение темпов роста продаж, в этом году в РФ будет реализовано 2,4 млн новых легковых автомобилей, - говорит Азат Тимерханов, аналитик агентства «Автостат». - Началу роста автомобильного рынка в стране способствовали программы утилизации и льготного автокредитования. Также благотворно повлиял и экономический климат в стране».

Более оптимистичный прогноз на этот год делает Комитет автопроизводителей АЕБ. «Мы не ожидаем значительного замедления в течение следующих двух месяцев и увеличиваем наш прогноз продаж до 2,55 млн в 2011 году. Это означает, что за год общий объем рынка увеличится более чем на 30%», - отметил в последнем аналитическом отчете председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.

Предварительный прогноз АЕБ на 2012 год – 2,8 млн проданных автомобилей, что составляет рост на 12% по сравнению с 2011 годом. Это всего на 100 тыс. автомобилей меньше, чем в успешном 2008 году, когда продажи достигли 2,9 млн автомобилей.

Однако, не все аналитики считают, что продажи новых автомобилей будут продолжать расти в следующем году. К примеру, в «Автостат» полагают, что в следующем году рынок останется на уровне нынешнего года, и в лучшем случае его рост составит 5-7%. Негативные ожидания некоторых участников рынка (прежде всего, банков) сегодня связаны с угрозой второй волны финансового кризиса. Завершение программы льготного автокредитования в конце года также может оказать серьезное влияние на отрасль.

Пока же, согласно опросу 110km.ru, каждый четвертый читатель автопортала (а всего участие приняло свыше 2 тыс. чел.) рассматривает возможность приобретения нового автомобиля до конца года. Еще 5% - оформили заказ на автомобиль и ждут своего часа. 40% опрошенных приглядываются к покупке автомобиля с пробегом. Повременят с тратами в ближайшее время порядка 30% человек.

Кредитный двигатель

Прогнозы автодилеров в настоящее время полностью сбываются и в чем-то даже превосходят их ожидания. По словам Елены Артамоновой, директора по рекламе и PR ГК «Эксис» (дилер Citroen), значительно увеличилась доля продаваемых автомобилей в кредит: «Citroen имеет хорошие кредитные предложения. Например, С4 можно взять в кредит на условиях от 2% годовых. Также активно действуют дилеры, стимулируя покупку специальными предложениями, скидками и подарками».

В автосалоне Aurore Auto (дилер Nissan) нам сообщили, что доля продаж автомобилей в кредит за последний год здесь выросла на 10-15%, что превысило уровень кредитных сделок докризисного периода. «Отсутствие жестких условий получения кредита со стороны банков, привлекательные ставки, а также государственное субсидирование кредитной ставки на некоторые модели автомобилей позволили приблизиться к докризисному уровню», - указывает Михаил Геворков, директор по продажам компании «Автоцентр Аврора» (дилер Kia). К слову, доля кредитных автомобилей, проданных в данном автоцентре за последний год, выросла на 50%.

Картина по продажам в кредит немного отличается для отечественных и иностранных брендов. Так, по автомобилям Lada доля кредитных сделок у ГК «Терра-Авто» («Автоцентр Парнас», «Василеостровский автоцентр», «Лада-Центр Купчино») практически не увеличилась, а по иномаркам (автоцентры «Солнечный ветер», «ПЛТ», «Прагматика») – выросла на 5%, по сравнению с докризисным уровнем.

По данным «Автостат», в настоящее время доля кредитных автопродаж составляет около 43%. «Это немного ниже докризисного уровня, который по итогам 2008 года составил свыше 46%, хотя еще до осени того же года этот показатель составлял более 50%», - отмечает Азат Тимерханов. По оценкам агентства, в 2011 году в России в кредит будет продано более 1 млн автомобилей.

«Активность покупателей Kia растет, и дело здесь не столько в финансовой обстановке, сколько в динамике развития бренда. За последнее время компания вывела на рынок ряд новых автомобилей, очень привлекательных по соотношению «цена-качество», - убежден Михаил Геворков. Дилеры Citroen по той же причине ожидают в 2012 году очередной всплеск интереса к французской марке: выйдут новые модели линии DS и новый кроссовер. По словам Елены Артамоновой, дилеры рассчитывают на 35-процентный прирост продаж в 2012 году. «Как видно по планам, новой кризисной волны никто не ожидает», - указывает она.

Смещение спроса

Между тем, финансовый кризис научил россиян более взвешенно подходить к выбору автомобиля, отмечают продавцы в дилерских центрах. «Произошли изменения в походе к приобретению автомобилей. Потенциальные покупатели стали более сознательно подходить к выбору конкретного варианта, щепетильнее и требовательнее относится к состоянию автомобиля», - рассказывает Сергей Солощев, руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом автосалона Aurore Auto.

По словам Шамиля Шурпаева, специалиста по маркетингу ГК «Терра-Авто», люди всегда подходили к выбору автомобиля, дорогостоящего товара, эксплуатация которого связана с дополнительными расходами, взвешенно, а теперь, когда события конца 2008 г. все еще очень свежи в памяти потребителей, эта особенность выбора данной товарной группы только усиливается.

«Автомобиль вчера и сегодня остается капиталовложением, пусть и не самым эффективным. Потери от такого вложения компенсируются эмоциями, комфортом и временем, которые получают покупатели. Тем не менее, экономическая составляющая выбора автомобиля будет всегда играть ключевую роль», - полагает Шамиль Шурпаев.

Наиболее популярными и высококонкурентными, по его словам, являются сегменты от 300 до 400 тыс. руб. и от 450 до 700 тыс. руб. «Повторюсь, автомобиль сегодня воспринимается как капитал. Этим отчасти объясняется устойчивый спрос на автомобили с наиболее выраженным сочетанием «цена-качество-практичность»», - объясняет эксперт.

Среди брендов, представленных в группе «Терра-Авто», самыми популярными являются Opel Astra, Chevrolet Niva, Lacetti, Aveo, Cruze, Kia Rio, Ceed, kia ceed sw, Sportage, Lada Kalina, Priora, Samara, «классика».

В настоящее время спрос смещается в сторону более дорогих сегментов. «Во многом это связано с восстановлением рынка и улучшением экономической ситуации в стране. При этом каждый четвертый автомобиль, продающийся в России, имеет стоимость от 10 до 15 тыс. долларов», - отмечает Азат Тимерханов.

Вторичный рынок

Среди подержанных машин наибольшим спросом пользуются автомобили в самом низком ценовом сегменте - до 200 тыс. рублей. Подъем спроса заметен в среднем ценовом сегменте 400-600 тыс. рублей. «В нижнем ценовом сегменте лидирует продукция АвтоВАЗа, а в среднем - дешевые модели японских марок, такие как, например, Mazda 3, Chevrolet Lancer, а также Ford Focus и Mondeo. В более дорогом сегменте потребители предпочитают свежие европейские авто», - говорит Михаил Зотов, генеральный директор компании «ПодборАвто». Он добавляет, что в Москве последнее время покупают только свежие автомобили 4-6 лет, а старые машины уходят в регионы.

«Относительно прошлогодней, нынешняя ситуация более стабильная, однако, на рынке ощущается страх перед грядущим кризисом, - отмечает Михаил Зотов. - Пока же мы и близко не подошли по объемам и сумме среднего ценника машины к докризисному периоду». По его мнению, в случае второй волны кризиса сценарий повторится - вырастут продажи дешевых машин с пробегом, упадут цена и ликвидность дорогих.

Сергей Солощев отмечает, что на вторичном рынке Петербурга происходят изменения, которые отрицательно влияют на масштабы чистых продаж: «В связи с постройкой КАД и основной эксплуатацией автомобилей по автостраде увеличилось количество приемов автомобилей с большими пробегами, что вызывает сложности при дальнейшей продаже. Покупатели продолжают руководствоваться давно сложившимся мнением, что средний ежегодный пробег не должен превышать 20-25 тыс. км, и предпочитают приобретать сомнительные автомобили, но с красивой цифрой на одометре».

Текст: Дмитрий Бардачев По собственной информации 110km.ru

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.