Гарантии законности



Гарантии законности

Юридическая ответственность и иные государственно-правовые меры обеспечения законности - условия ее существования и обеспечения. Сама по себе законность реализоваться и быть эффективной не может. Для этого необходимы государственно-правовые средства и способы, а также соответствующий уровень (правовой культуры) тех или иных ситуаций в обществе.

- социально-экономические гарантии, т.е. определенное состояние, качество, уровень развития социальной и экономической системы. Относительно социальной системы речь идет об отсутствии безработицы, особенно в сельской местности, поселках, о доступности среднего и высшего образования, наличии достаточного числа детских учреждений (детских садов, детдомов и др.), достойной заработной платы и др. Однако все это возможно в эффективной экономике. Как условия благосостояния, достойной платы труда, недорогих социальных услуг, в том числе для средних и бедных слоев населения. Такие обстоятельства противостоят очень многим правонарушениям. Исключением остается так называемая "беловоротничковая" преступность, коррупция, ибо в основе совершения противоправных действий (например, хищений в особо крупных размерах, взяточничество и др.) лежат отнюдь не обездоленность, бедность и алкоголизм, а совершенно иные обстоятельства. Как замечено, "беловоротничковая" преступность особенно расцветает в период хаоса в экономике и ее планировании. Таким образом, отсутствие эффективной и хорошо управляемой экономики есть условие безработицы и, соответственно, роста уровня преступности и беззакония "внизу" и одновременно это фактор активной "беловоротничковой" преступности "вверху"; - политические гарантии сводятся к эффективности политической надстройки в стране, к ее способности и воле решать экономические проблемы, укреплять законность, совершенствовать правопорядок в обществе. Политическая нестабильность, борьба разных политических групп, которая нередко выходит за пределы действия законов, приводит к кровопролитию и разрушает устои общества. Дело в том, что сама политическая борьба нередко имеет характер правонарушений и заканчивается вынесением неправомерных актов. Безусловно, деятельность политических партий и движений, избирательная процедура, деятельность должностных лиц, их сменяемость - все это должно не только тщательно регламентироваться действующим законодательством, но и соблюдаться; - нравственные гарантии законности. Нет сомнений, в том, что нравственность представляет собой достаточно сложное и самостоятельное явление, как экономика или политика и др. Нравственность также нуждается в правовой охране, гарантиях со стороны компетентных государственных структур. Между тем принципы нравственности, моральные ценности могут попираться для получения наживы и увеличения прибылей и сверхприбылей. Особенно это легко сделать в век электронных технологий, развитой системы СМИ. Уровень законности, его нравственная составляющая вряд ли будет крепнуть при культивировании СМИ, ТВ таких идеалов, как "возьми от жизни все", "будь удачлив", "возьми и выиграй" и т.д., но смотреть тв онлайн никто не запрещает. Для противостояния этому необходимо вмешательство общества и государства, его структур. Такая политика является гарантией законности в обществе. Дело в том, что человек с высокими нравственными началами, соблюдающий общепринятые нормы морали, "автоматически" соблюдает и нормы права; - специально-юридические гарантии представляют собой государственные методы и средства, направленные на обеспечение законности в обществе. Важнейшими среди них являются - юридическая ответственность, защитно-восстановительные меры, контрольно-надзорные и иные меры. Юридическая ответственность - важнейшая и достаточно самостоятельная гарантия законности. Во-первых, юридическая ответственность есть воздание за содеянное правонарушение, что выступает условием нравственности общества. В этом случае важен принцип неотвратимости юридической ответственности. Те, кто привлекался к юридической ответственности, как правило, не стремятся к повторному совершению правонарушения. Во-вторых, юридическая ответственность выполняет превентивную функцию, т.е. является фактором предупреждения правонарушений. Из-за страха перед юридической ответственностью лицо во многих случаях не совершает правонарушений. Юридическая ответственность основывается на мерах, обеспечивающих ее реальность и законность. Речь идет, например, о мерах пресечения (задержание, арест) и мерах процессуальной защиты задержанных, обвиняемых (право на защиту, право на квалифицированную юридическую помощь). Защитно-восстановительные меры - важнейший правовой институт, направленный на восстановление нарушенных прав граждан и организаций. Эти меры, как правило, инициируются заинтересованным лицом (стороной в деле). Например, истец может обратиться в суд с ходатайством о вынесении решения о приостановлении ответчиком продажи спорного имущества. Восстановительные меры могут быть различны (восстановление на работе в прежней должности уволенного; обращение в суд о принудительном взыскании долга; принуждение к выполнению алиментных обязательств; принуждение к выполнению налоговых обязательств; и т.д.). Контрольно-надзорные меры - деятельность специальных государственных органов, призванных обеспечивать законность. Прежде всего такими функциями наделены прокуратура РФ, государственные инспекции, которые могут входить в состав соответствующих министерств и ведомств. Контрольными функциями наделен согласно ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ, который по запросам полномочных субъектов разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации, не вступивших в силу международных договоров, споров о компетенции ряда органов государства, а также по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность законов, применяемых судами или подлежащих применению и др. Полномочиями по правомерности, а следовательно, и законности, актов государственных органов и их должностных лиц, а также общественных объединений наделены арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции принимают жалобы на решения и действия разных организаций (государственных, общественных, частных) с ходатайством о признании их недействительными, как нарушающие права и свободы граждан. Арбитражный суд по жалобе юридического лица либо гражданина-предпринимателя, работающего на правах юридического лица, вправе признать акты государственных органов, в том числе представительных, недействительными, если они нарушают их права и свободы.

втулка резиновая кабельная
center-rti.ru

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.