Российский союз автостраховщиков обратился за помощью к правоохранительным органам



Российский союз автостраховщиков обратился за помощью к правоохранительным органам

Рынок обязательной «автогражданки», как и вся страховая отрасль, лишится многих игроков из-за недостаточности уставного капитала. Однако автострахование в Москве наиболее слабое звено — в Российском союзе автостраховщиков (РСА) опасаются теневого оборота бланков полисов, фальсификации данных о размере уставных капиталов, что приведет к крупным выплатам из компенсационного фонда.

По данным РСА, 36 компаний — членов союза не сумели нарастить уставный капитал до требуемой с 1 января будущего года величины — не менее 120 млн руб. На них приходится 7,3 млрд руб. «недостачи». Это всего лишь 3% страхового рынка, но в то же время это 31% членов союза автостраховщиков — в ассоциацию входит 114 страховщиков, пояснил журналистам президент РСА Павел Бунин.

Часть компаний способны создать ситуацию, когда РСА придется расплачиваться с их клиентами. Проблему осложняет то, что до сих пор в полную силу не заработал закон о банкротстве страховых компаний. «До сегодняшнего дня регламенты, которые регулируют и набор требований к временным управляющим со стороны государства, и участие со стороны РСА, до конца не определены», — говорит начальник контрольно-аналитического управления РСА Дмитрий Поздняков. Чтобы лучше понимать, что происходит на рынке, РСА привлек к сотрудничеству Росфинмониторинг, МВД, Федеральную службу по финансовым рынкам, Центробанк.

Собственных полномочий РСА не хватает. Как поясняет Поздняков, ассоциация может лишь анализировать действия компаний, и потому принято решение, если появятся подозрения в их неправомерности, обращаться в правоохранительные органы, поясняет Поздняков.

Сейчас весьма рискованный момент: в РСА опасаются того, что некоторые компании, вынужденные уйти с рынка, могут не вернуть страховые бланки и использовать их затем для заключения договоров. Сегодня за страховщиками, находящимися в зоне риска, числится более 878 тыс. бланков по обязательной «автогражданке». До конца года лицензии компаний действуют, значит, они имеют право на получение еще примерно 400 тыс. бланков. «В связи с этим наши действия, совместные с МВД, должны будут ограничить риски теневого оборота бланков», — надеется Поздняков.

Возникают вопросы и к тем компаниям, которые уже увеличили капитал. Глава управления приводит такой пример, когда компания показала увеличение уставного капитала на 417 млн руб. На поверку выяснилось, что некое физическое лицо приобрело на эту сумму акции разных фирм и эти акции предъявило регистрирующим органам в качестве доказательства того, что капитал увеличен. В связи с этим РСА планирует запрашивать информацию у Росфинмониторинга об источнике и движении средств.

«Думаю, что совместная работа в этой части поможет выявить «нарисованные» капиталы», — считает Поздняков.

Помимо этого, говорят в РСА, в последнее время МВД фиксирует большое количество структур, которые «раздувают свои активы с целью предоставления их страховым организациям». МВД анализирует эту информацию и передает результаты в Федеральную службу по финансовым рынкам и Центробанк. Однако полноценный контроль за источниками средств страховщиков возможен лишь с начала следующего года, сейчас сделать это в оперативном режиме невозможно.

В том случае, если все компании, находящиеся сегодня в зоне риска, не успеют выполнить требования закона, обязательства по заключенным ими договорам, а их порядка 1 млн, составят около 2,5 млрд руб. Эта сумма будет выплачиваться из гарантийного фонда РСА, объем которого составляет сегодня 6,4 млрд руб. и ежеквартально пополняется на 700–750 млн руб. Учитывая, что процесс увеличения уставного капитала занимает в среднем три месяца, времени у страховщиков практически не осталось. «По сути, мы стоим перед фактом, что компании могут реально не успеть провести необходимые для увеличения уставного капитала процедуры», — резюмирует Поздняков.

mn.ru

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.