«Отроков тех найти не удалось…»



«Отроков тех найти не удалось…»

Скоро 20 тысяч российских студентов пошлют за рубеж учиться уму-разуму за государственный счет.
На эти цели щедрое государство готово тратить до 60 миллионов долларов в год из бюджета. Государственная программа, придуманная Минобрнауки и Минэкономразвития должна подтвердить, что Россия уверенно идет по пути модернизации.


Сегодня над этим госпроектом денно и нощно трудятся эксперты в правительстве, определяя список зарубежных вузов, которым будут платить деньги за обучение наших будущих нобелевских лауреатов. Закордонных университетов планируют найти с две сотни, и тогда – кто бы сомневался? – в России появятся по-настоящему «современно образованные молодые кадры».
Логика модернизаторов проста: в «этой стране» уже научиться чему-то нормальному невозможно, только «заграница нам поможет».

Чтобы никто не сомневался в эффективности этой помощи, создатели проекта ссылаются на то, что, мол, в последние годы в стране неуклонно растет спрос на зарубежное образование.

Правда, эти размышлизмы сегодня справедливы, прямо скажем, только в отношении крупного и мелкого «олигархата» и их челяди. Действительно, у многих из них дети учатся в школах Швейцарии, Франции или Англии именно для того, чтобы поступить затем в тот же Гарвард или Йель. Это абсолютно стандартная история в среде олигархов и высшего российского чиновничества.

Почему российская промышленная, финансовая и чиновная элита отправляют детей учиться за границу? Да потому, что обучение на Западе предполагает и последующее трудоустройство там же. Значит, дети не вернутся.

На первый взгляд, это может показаться странным. Отцы должны понимать, что получать там такие доходы, какие они здесь получают, отпрыски не смогут. Никто не станет давать им умопомрачительные взятки, предлагать долю в бизнесе, платить за всяческие разрешения. Там им уготована судьба средних клерков или, если повезет, топов в каких-нибудь компаниях. И это все. Никаких шансов в политике, а также возможностей получить государственную должность у них не будет. Но все равно едут. По простой причине: деньги родителей уже там, а с миллионами долларов, как говорится, рай и в шалаше, то бишь – в бунгало где-нибудь на Корсике или Сардинии.

Правда, устроители государственной программы уверяют, что места в зарубежных университетах достанутся детям из небогатых семей и «станут для них социальным лифтом». Однако в эти благие намерения верится с трудом.

Как показывает опыт народной жизни, «халявные» стажировки и, тем более – обучение за кордоном всегда становится уделом тех, «кто в курсе»: местных больших чиновников, муниципальных и региональных воротил бизнеса и прочего «необеспеченного» люда. Его дети, скорее всего, и потянутся в те же Гарвард, Йель или какой-нибудь Ноттингем, прикинувшись на бумагах «бедными сиротками». А что до детей нищей интеллигенции, то им рассчитывать на возможность попасть в списки можно только при наличии большого врожденного оптимизма. Это – что касается отбора и направления в дальнее зарубежье будущих бакалавров.

Теперь – об идеологии, коей пропитана фурсенско-набиуллинская программа. Думаете, все дело в том, что в России некому учить на этапе бакалавриата? Отнюдь. Сколько ни старались в девяностые, да и в нулевые годы модернизаторы русской жизни загнать нищенскими зарплатами в социальный тупик работников высшей школы и академической науки (многие сотрудники институтов Российской академии наук давно и успешно совмещают свою исследовательскую работу с преподаванием в вузах), все же осталось кому учить наших детей. Дело как раз не в этом, а в том, что решено еще раз подчеркнуть — что «настоящее образование» только там, за кордоном. Это первое.

Второе. По замыслу ваятелей госпрограммы, только «проникнув духом бизнеса», который, как известно, неутомимо витает над Англией, Германией и – бери дальше – над Штатами, и могут вырасти новые честные негоцианты, финансисты-филантропы и чиновники-патриоты.

Вот туда и надо засылать тех, кто вместе с уже имеющимся олигархатом и его офисным планктоном и составят, по мнению чиновников, ту силу, которой по плечу модернизировать Россию. Ведь речь в программе, в первую очередь, идет именно о бизнес-образовании.

Представители бестолковых интеллигентских профессий, которые на взгляд Минобрнауки и Минэкономразвития никакого вклада в модернизацию России внести не могут, — могут не беспокоиться. Сотрудники Минэкономразвития прямо говорят о том, что ни будущие учителя, ни музейные или социальные работники, ни архивисты, ни журналисты не должны особо возбуждаться перспективами учебы за рубежом – не про них программа!

Третье. А сколько из тех, кто поучится за границей, вернутся в Россию? Вопрос самый интересный. Разработчики госпрограммы уверяют, что после получение образования все российские юноши и девушки обязательно-де вернутся и «некоторое количество лет» будут обязаны отработать в родном Отечестве. Утопичность подобных рассуждений абсолютно очевидна. Большинство – не вернется.


Хотя исключения бывают. Один из поборников отправки наших студентов за границу, ректор Московской экономической школы С. Гуриев приводил в своих интервью примеры: «Вот есть Аркадий Владимирович Дворкович, помощник Президента, который учился в Дюке. Есть Слава Пивоваров, человек, который закончил Стэндфордскую бизнес-школу, получил МВА, работал в Инвест-банке, где теперь работает советником министра экономического развития». Правда, даже Гуриев сознается: «Такие примеры редко, но есть!».

Несколько лет назад агентство «Begin Group» провело социологическое исследование. Оказалось, что среди студентов-старшекурсников бизнес-специальностей большое число предпочло бы завершить образование за границей. Во многом здесь сказывается влияние той пропаганды, которой заняты многие СМИ, рекламирующие «невиданные возможности» получения образования за рубежом. Сюда стоит приплюсовать бизнес-активность огромного количества разнообразных контор, делающих бизнес на отправке школьников и студентов на обучение за рубеж. В рекламе многих из этих агентств прямо говорится о возможном последующем трудоустройстве молодых россиян за рубежом. Те из родителей, у которых деньги есть, этими предложениями вполне пользуются.

Таким образом, уже существующий отток молодежи из страны весьма велик. И вопрос о том, сколько выученных за бюджетный счет вернется «модернизировать Россию» — совсем не праздный.

Вспоминается одна старая история. В свое время Борис Годунов решил было отправить молодежь поучиться в страны европейские, дабы «науки постигали». Отправили. Потом искали их, что называется с фонарями.

В итоге, о посланных в Любек к немцам сохранилось известие 1606 года, в нем любецкие бургомистры с огорчением сообщают царю, что хотя посланных учеников упорно учили, поили, кормили, «а они непослушливы, поученья не слушали и ныне робята от нас побежали неведомо за што...» Нашли ли их, тоже неизвестно. А посланные в Англию если не все годуновские отроки, то большинство, не захотели возвращаться на родину, о которой уже и забыли. «Отроков тех найти не удалось», — писал в Москву дьяк Алексей, которому было поручено разыскать получавших в Европе образование.

Интересно, предусмотрена ли в рамках госпрограммы должность дьяка, который будет отроков возвращать?

Андрей Терентьев

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.