При наборе персонала работодатели готовы брать людей старших возрастов



При наборе персонала работодатели готовы брать людей старших возрастов

Директор Ассоциации консультантов по персоналу (АКПП), гендиректор холдинга «Империя кадров» Юлия Сахарова представила на первом форуме кадровиков «HR Profi Summit - Summer 2011» в минувшую пятницу доклад, в котором обозначила глобальные тренды в экономике и других сферах, которые напрямую влияют на управление персоналом компаний. Из доклада следует, что специалистам по набору персонала, в чьи функции зачастую входит не только собственно наем новых сотрудников, но и разработка программ удержания полезных кадров, в 2011 году приходится иметь дело с новыми трендами на рынке труда.

Прежде всего специалисты по кадрам уже заметили на своей работе влияние демографического фактора: вместе, например, с такими факторами, как отсутствие нужных знаний у кандидатов из-за низкого уровня образования, потеря преемственности поколений и институтов передачи профессиональных знаний, утечка человеческого капитала за пределы РФ, он и сейчас существенно усиливает дефицит кадров, о котором даже в разгар кризиса не уставали твердить консультанты по персоналу.
По данным опроса ассоциации, при подборе кандидатов более половины (53%) работодателей-клиентов сейчас испытывают трудности при заполнении открытых позиций. При этом треть (34%) работодателей указывают на отсутствие опыта работы у кандидатов, 28% - на отсутствие знаний в конкретной области. Не нравится работодателям и то, что 21% кандидатов претендуют на более высокую зарплату, чем они предлагают. В итоге 15% работодателей заявили, что не могут на рынке труда найти кандидатов на открытые позиции.

Специалисты по подбору персонала вынуждены искать выходы из ситуации, складывающейся на рынке труда, и отмечают такие тенденции, как открытость работодателей к вторичному рынку кандидатов из смежных отраслей, снижение требований по гендерному признаку, расширение рынка труда до федерального и международного, в частности активное использование вахтового метода и мигрантов, хотя, по мнению самих кадровиков, возможности внутренней миграции почти исчерпаны. Самый актуальный тренд, по мнению Юлии Сахаровой,- это рост границы продуктивного периода у рабочей силы в России с 27-40 до 33-45 лет. Так, если еще пять-семь лет назад работодатели скептически относились к специалистам средних возвратов, то сейчас они вынужденно поменяли к ним свое отношение.

«Работодатели вынуждены набирать более взрослых кандидатов, потому что среди молодежи нужных специалистов нет. Это мировая тенденция. Нанимают таких возрастных кандидатов работодатели с большой неохотой, но должен же кто-то работать»,- говорит Юлия Сахарова. Кроме расширения возрастного ряда сотрудников и кандидатов специалисты по кадрам также отмечают и другие тенденции в борьбе с дефицитом кадров: более пристальное внимание компании уделяют ключевым профессионалам за счет вывода непрофильных функций на аутсорсинг. Кроме того, из-за недостатка знаний у кандидатов на вакансии HR-специалисты стали больше внимания уделять программам наставничества, кадрового резерва и лидерства.

Пока же посткризисный период не дает HR-специалистам компаний покоя. Они отмечают: стандартной ситуацией является сохранение работодателем «кризисного» стиля работы, а именно навязанной многофункциональности персонала, переработок, замораживания соцпакетов и программ обучения. При этом упускается из виду рост накопленной нелояльности сотрудников, что уже сейчас является преградой в росте производительности труда, выливается в спонтанные увольнения и проблемы с утечками информации их компаний. Есть и позитивные изменения на рынке труда. Среди новых трендов в мотивации персонала специалисты называют рост создания более качественных рабочих мест и распространение популярности в РФ гибкого рабочего графика и дистанционной работы. Россия подхватывает в этом мировой тренд: число людей, работающих удаленно, в последние годы, отмечают в АКПП, растет по всему миру на 24% ежегодно.

"Коммерсант"

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.