«Образовательный» тест Роршаха



«Образовательный» тест Роршаха

Будущие творцы и винтики социального механизма

Вскоре к творцам социального механизма-монстра примкнут наши дети, успешно сдавшие вчера ЕГЭ

Так как в основе всех сфер жизнедеятельности человека лежит образование, его состояние часто анализируется с целью выявления причин хронических проблем нашей страны. Официальная оценка состояния отечественного образования общеизвестна: «отлично»! Отчеты Министерства образования и науки говорят о том, что все обстоит благополучно. Почему чиновники так видят и воспринимают мир отечественного образования, несложно догадаться.

Но есть другой взгляд на происходящее в этой сфере. Конечно, находятся люди, как в известной многим сказке Андерсена, замечающие, например, что «король» образования все остается голым, в какие бы новые «платья» (ЕГЭ, Новый образовательный стандарт) ни облачался.
На тему отечественного образования и педагогики ежегодно публикуется огромное количество научных трудов и статей, защищается и немалое число диссертаций. Даже если небольшой процент результатов исследований, рекомендаций, идей, открытий достойно применения на практике, складывается такое впечатление, что наука сама по себе развивается по индивидуальным правилам, а школа, исходя из реалий нашего времени, живет по автономному принципу, базирующемуся на директивах исполнительной власти.

Очевидно, что наука, в том числе педагогическая, загнана в такие условия, в том числе и экономические, что вряд ли следует ожидать качественного прорыва в ней. Ученые - в первую очередь, к великому сожалению, это касается представителей молодого поколения - свой потенциал реализуют за рубежами России.

Внушительная часть выпускников технических вузов (естественно, лучшая часть) для продолжения учебы уезжает в зарубежные страны и не собирается возвращаться в Россию (в частности, 77% учащихся в США). Причина очевидна – за рубежом условия для научных изысканий и для жизни самих ученых значительно привлекательнее, чем в России.

По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, 80% детей сегодня не хотят идти в школу.

Почти треть школ нашей страны не имеет канализации и водоснабжения. Обычным явлением в школах становится употребление алкоголя, наркотиков.

По такому показателю, как «Глобальный индекс миролюбия», за период с 2007 по 2011 год, согласно данным исследования Института мира вместе с Центром мира и изучения конфликтов (Университет Сиднея, Австралия), Россия занимает 147-е место из 153. Индекс определяется на базе различных факторов, в том числе учитываются уровень насилия в стране и состояние международных отношений.

Сколько денег выделяется государством на строительство и ремонт дорог! И все тщетно. Часть денег исчезает сразу. Остальная часть вместе с самими некачественными дорогами превращается в дорожную пыль.

Телевидение, как ни одно другое психотропное средство, напрямую действующее на сознание общества, навязывает нам сегодня передачи, показывает фильмы и, самое ужасное, мультфильмы для детей, доводящие население до вегетативного состояния.

Вскоре к творцам этого механизма-монстра примкнут наши дети, успешно сдавшие вчера ЕГЭ!

Приводить печальные примеры можно долго. Казалось бы, какое отношение имеют разбитые по всей стране дороги или «индекс миролюбия» к отечественной образовательной системе и вообще к воспитанию подрастающего поколения?

Дело в том, что все это происходит благодаря выпускникам наших учебных заведений, то есть благодаря нашему образованию, воспитанию и просвещению. Разве образованный, воспитанный и просвещенный человек может строить такие дороги? Школа, которая также призвана формировать духовные ценности ребенка, разве не ответственна за отношение своих воспитанников к больным и старикам? Не причастно ли школьное воспитание к незаконной бесконтрольной вырубке лесов, истощению недр, отравлению почвы, водных ресурсов и воздуха – всей окружающей среды вплоть до космического пространства?

Мы продолжаем так жить, и выходит, что нас это вполне устраивает. Сейчас иногда слышны возгласы из уст некоторых партийных функционеров о нежелании развитых государств видеть Россию крепкой и процветающей. Но разве иностранные спецслужбы способны так «успешно» развалить нашу систему здравоохранения? Какие тайные организации Запада способны так методично и «профессионально» разрушить нашу систему образования? Какая из масонских лож мира в состоянии привести к деградации сельское хозяйство нашей огромной страны, «разбомбить» дороги на всей ее территории? Может быть, «враги» – это выпускники наших школ и вузов, наши же воспитанники?

Как известно, детям свойственно быстро схватывать суть всего происходящего и делать выводы: знания не нужны, нужны только корочки – аттестат, диплом. Кстати, в переходах Московского метрополитена до сих пор свободно продаются такие «документы», что также свидетельствует помимо прочего о девальвации понятия «образование».

К сожалению, безмолвствует и наука по поводу развала нашего образования. Надо полагать, в том числе по причине конформистской политики большинства ее представителей, в основном перешагнувших тот возрастной рубеж, за которым зарплата, обеспечивающая их минимальные жизненные потребности, является надежным успокоительным средством, назначаемым государством.

Автор этой статьи допускает присутствие фактора эмоциональной напряженности у себя при написании данной статьи, что, возможно, связано с его «искаженным» и «гипертрофированным» восприятием действительности. В психологии используется тест Роршаха, диагностирующий эмоциональное состояние человека, а также определяющий особенности его собственной личности в зависимости от того, что он видит в представленных ему чернильных кляксах, послуживших стимулом для свободных ассоциаций.

Любопытно, какую оценку можно дать автору данной статьи, а также его единомышленникам согласно тесту Роршаха, образно заменив кляксу обликом отечественного образования? И какую оценку можно дать чиновникам образования, государственным служащим, отвечающим за образовательную систему, видящим в облике нашего образования безоблачное небо и сияние солнца?

Тигран Эмильевич Мариносян - к.ф.н., старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования. Независимая газета

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.